Работа учителя по предупреждению неуспеваемости в классах коррекционно-развивающего обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа учителя по предупреждению неуспеваемости в классах коррекционно-развивающего обучения

(из опыта работы).

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. В классе коррекционно-развивающего обучения, в котором я сейчас работаю, учатся дети, у которых недостаточно сформированы речевые навыки, мелкая моторика рук, навык учебной деятельности и т.д. У части детей не на должном уровне развиты память, внимание, мышление. Важнейшим условием преодоления неуспеваемости для этих ребят является умение учителем осуществлять индивидуальный подход к слабоуспевающим.

Анализируя практику работы в классах коррекционно-развивающего обучения, можно выделить 2 группы слабоуспевающих школьников. К первой группе относятся ученики, для которых характерен низкий уровень обучаемости при положительном отношении к учёбе. У учащихся этой группы в процессе познавательной деятельности возникают серьёзные трудности при усвоении учебного материала. Эти дети не в состоянии работать вместе с классом, так как темп работы класса часто бывает им не под силу и работу они выполняют наспех, небрежно. В моём классе 2 таких ученика. Для активизации их мыслительной деятельности, как при объяснении нового материала, так и при его закреплении, использую элементы программированного обучения. В работе со слабоуспевающими детьми это способствует развитию логического мышления: учащиеся рассуждают, ищут ответы на вопросы вместе с учителем. На уроках русского языка, математики использую различные головоломки, шарады, ребусы, логические задачи и т.д. Особенно хороший результат даёт применение на уроках разноуровневых карточек, в которых даны задания 3-4 вариантов. Первое время, чтобы ученик мог почувствовать уверенность в себе, учитель даёт ему посильную работу. В дальнейшем предлагается возможность выбрать задания самостоятельно (даже если они будут из разных вариантов). В дальнейшем у таких детей появится желание попробовать свои силы при выполнении более сложных заданий. Доброжелательное отношение к этим детям и систематическая индивидуальная работа с ними позволит преодолеть отставание в учебной деятельности.

Для слабоуспевающих школьников второй группы характерно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учёбе. Обычно дети такого типа приходят в школу с неплохой подготовкой, с желанием учиться. Однако с интересом они занимаются только тем, что им нравится. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умение преодолевать трудности, отсутствуют навыки самостоятельной учебной работы. Всё это выражается в отрицательном отношении к учёбе. С такими учениками я веду систематическую работу по формированию у них интереса к получению знаний. Например, во втором классе к нам поступил новый ученик. Мальчик не умел читать, были нарушены каллиграфические навыки, считал только на пальцах в пределах десятка. Но легко справлялся с логическими задачами, быстро улавливал суть задач и мог построить алгоритм её решения. Для реабилитации данного ученика, для более успешного его самоутверждения применяла приём внушения, направив его на утверждение, что этот ученик очень талантливый, имеет хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке. За каждую малейшую удачу на уроке хвалила ученика, ставила его в пример. Мальчик с удовольствием стал заниматься не только на уроках, но и с желанием работал во время индивидуальных дополнительных занятий. К концу второго класса он имел твёрдую «4» по математике, читал в пределах 40 слов в минуту, успешно писал под диктовку. Особый интерес у него вызывали уроки познания мира, где я всё время старалась дать ему возможность показать свою эрудицию при изучении того или иного материала. Постепенно школьник стал менять своё отношение к школе и в данный момент учится с удовольствием, хотя не всё у него получается с перво го раза.

У каждого ученика есть естественная потребность быть успешным, занять достойное положение в классе. Устойчивый психологический дискомфорт, длительные эмоциональные переживания, которые он испытывает, опасны потому, что вызывают тягостные субъективные ощущения, которые могут толкнуть ученика на необдуманный шаг. Они ведут к возникновению нервно-психических расстройств, неврозов, а главное - тормозят деятельность коры головного мозга, снижают и притупляют познавательные возможности ученика, ведут к нежелательным изменениям в его учебной деятельности и поведении, в интеллектуальном и психическом развитии.

Поэтому для того, чтобы снять отрицательные эмоции, необходимо помочь слабоуспевающему ученику преодолеть неуверенность в себе, помочь добиться успехов в учёбе и других делах. А для того, чтобы обеспечить успех в учёбе, необходимо снять отрицательные эмоции, ощущение неуверенности в себе, страх перед возможной неудачей, сковывающие ученика, парализующие его возможности, тормозящие интеллектуальную деятельность.

Учителю совместно с родителями необходимо разорвать этот порочный круг, чтобы помочь ученику выйти из состояния педагогической запущенности, застоя в учебной деятельности. Положительные результаты дают изменение негативного отношения к ученику на внимательное, уважительное, доброжелательное.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися.

1. Верьте в способности любого ребёнка, старайтесь и ему передать эту веру.

2. Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.

3. Не торопите его, научитесь ждать.

4. Каждый урок - продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.

5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания: одно прошли с учителем, другое - сообща с учителем, третье - каждый индивидуально.

6. Не воспринимайте работу со слабыми примитивно, надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учёбе.

7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выделять главное, изложить его, повторить, закрепить.

8. Обобщение - главная составляющая любой методики.

9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную, коллективную и индивидуальную работу.

10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Используемая литература:

1. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи. Гаврикова М.Ю. Глобус, Волгоград: Панорама. 2007.

2. Дети с трудностями учения. Ахутина Т. Начальная школа. 2000г. № 12

3. Больше внимания слабоуспевающим детям. Еропкина А. Начальная школа. 1985г. № 9.

4. Работа со слабоуспевающими учащимися. Коростель И. завуч. 2000 г. №3.

5. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. Хромов Н.И. Айрис пресс. 2007 г.

© 2010-2022