РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ С УЧЕБОЙ

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»













Методическая разработка родительского собрания

по теме «Трудный диалог с учебой»

(с участием педагогов и учащихся)


















Автор: Грачева Наталья Павловна,

учитель математики,

высшей квалификационной категории






Бийск, 2014

Цель:

интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию успешной учебной деятельности учащихся; анализ учащимися своей учебной деятельности за прошедший период; совместный поиск путей решения конфликтных ситуаций в процессе учебы.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

  2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

  3. Выявление проблем взаимодействия детей с учителями, поиск путей их решения.

  4. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление девиза родительского собрания: на плакате (или на доске), мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».

Легуве

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера».

Левис

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться».

Ж. Руссо

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».

А. Чехов

2. Проведение анкет среди учащихся (Приложение 1), родителей (Приложение 2)

3.Составление презентации хода проведения родительского собрания с анализом успеваемости учащихся.

4. Раздаточный материал на каждую группу.

Этап проведения.

1. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повин­ность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить ти­пичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы преодоления этих трудностей.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, «вошли в проблему», для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточные диалоги.

Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросов, а на все вопросы готовы ответить сами.

2. Отметки, которые получают дети,- это оценки их труда. Иногда получается, что успеваемость учащихся снижается по сравнению с прошлым годом или с прошлой четвертью. Почему это происходит?

Как изменились оценки учащихся класса по сравнению с годовыми оценками прошлого года, как отношения к педагогу и к преподаваемому им предмету повлияло на успеваемость посмотрим на следующих диаграммах.(Слайды 2-9)

В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку рас­ширение собственно сознания и значимое место в обществе. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых лю­дей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни.

Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познава­тельные интересы подростков сильно различаются. У одних они ха­рактеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факторологический материал, сущность явлений, использование в практике.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия самого на самого себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.

С учащимися мы провели анкету «Изучение учебной мотивации и отношения к предметам» (Приложение 1) и выявили некоторые причины снижения успеваемости. Вот какие получились результаты .(Слайд 10)

3. А сейчас, уважаемые участники, мы по работаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причини недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. Перед вами на доске - «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске. Время на работу - 5 минут. (Слайд 11)

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Недостаточный словарный запас, начитанность и умение выра­жать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, тер­пения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.

Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

Низкая самооценка школьника.

Этот этап деловой игры завершает­ся комментариями каждой группы и обобщающим выступлением ведущего (Слайд 12).

4. Для решения задачи следующего этапа собрания в процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей (Приложение 2). Причем, анкеты мы попросили вас не сдавать нам, а принести сегодня на собрание. Сейчас каждый из вас получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько он осведомлен о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет вам выявить то, на что, возможно, вы не обращали внимание. Число совпадений отве­тов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. Время на работу - всего 5 минут, но каждый из вас сможет взять анкеты домой и продолжить раздумья.

Замечательно, если число совпадений ответов 14 или близко к 14. Следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или ме­нее. Во втором случае вероятнее всего, что вы недостаточно внима­тельны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует нахо­дить больше времени для его поддержки. А мы, педагоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить вас прак­тическими советами.

5. Для того, чтобы помочь ребенку в слож­ной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хо­тим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обра­щаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение зна­ниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад получен­ному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная поло­жительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними спра­виться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (учас­тникам раздается их текст либо просто озвучивается) (Приложение 3)

Классный руководитель: (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей , которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество учебной деятельнос­ти. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это за­дание за 5 минут и пред­ставить его присутствующим.

Приемы развития мыслительных способностей

Упражнение 1. «Выражение мысли другими словами» Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

«Нынешнее лето было очень теплым».

Придумайте несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Приемы развития мыслительных способностей

Упражнение 2«Исключение лишнего слова» Учит классифицировать по свойствам.

Из слов «собака», «помидор», «солн­це» надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сход­ные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каж­дую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему.

Упражнения для развития мыслительной деятельности

Упражнение 3«Формулирование определений» Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления.

«Дырка». Дайте наиболее точное определение, которое обя­зательно включало бы в себя все существенные признаки этого предмета и не касалось несущественных.

Упражнения для развития мыслительной деятельности

Упражнение 4. «Поиск аналогов» Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства

«Вертолет». Необ­ходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти аналоги по группам в зави­симости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались.

Посмотрим как вы справились с работой. Задания повторяются в группах родителей и детей, поэтому варианты ответов будем заслушивать поочередно на одно упражнение.

Упражнения подобные этим записаны на обратной стороне советов для родителей, можете ими воспользоваться в будущем (приложение 4).

И последняя работа перед подведением итогов нашего собрания.

Родителей я прошу ответить на вопросы анкеты «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?», выписывая на листочек букву с вашим вариантом ответа. А ребята тем временем отметьте на карточках те фразы, которые вы часто слышите в семье и подсчитайте сумму баллов.

А теперь оценим себя .(Слайды 13-15).

Оцените результаты теста «Какой вы родитель?», поставив себе 2 балла за ответы № 1,4, б, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы (приложение 5).

7 - 8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11 - 12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Ав­торитет не заменяет любви.

13 - 14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяете ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

Подведение итогов собрания.

Мы завершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждого сформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что ни­когда не буду...» или «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...», а завершает ее в соответствии с собственным пони­манием проблемы.

Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения и очень важно чтобы интересы ваши и ваших детей совпадали. Вы лучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, пос­мотреть на мир его глазами. Я думаю, что совместными усилиями мы можем добиться многого.

Приложение 1

Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) « Ура! Сегодня будет история (математика, литература, физкультура...)»;

б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, химии.)»;

в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит; что я не получу плохую отметку по математике (истории, химии,..)».

2. Я прихожу в школу, чтобы..,

а) узнать что-то новое;

б) заниматься такими интересными предметами, как;

в) встретиться с такими хорошими учителями, как;

г) пообщаться с друзьями;

д) весело провести время;

е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так:

а) совершенно самостоятельно;

б) обращаюсь за помощью к взрослым;

в) под контролем родителей;

г) от случая к случаю;

д) не делаю никогда.

4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а) иметь интерес к предмету;

б) иметь способность к предмету;

в) хорошо работать на уроке;

г) иметь хорошие отношения с педагогом;

д) уметь списывать.

5. Когда я получаю плохую отметку, то...

а) стараюсь тут же ее исправить;

б) стараюсь исправить на следующем уроке;

в) стараюсь исправить в ближайшее время;

г) ничего не пытаюсь делать.

6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?

а) лень;

б) отвлекают друзья, телевизор;

в) не хватает времени;

г) не понимаю предмет,

7. В чем причины нехватки времени?

а) долго гуляю;

б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;

в) не умею планировать время;

г) долго смотрю телевизор;

д) медленно делаю уроки.

Приложение 2.

Допустимы ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

  3. Интересуются ли вашей учебой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Участвуют ли дети в хозяйственных делах вместе с вами?

  6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

  7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

  9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники, или предпочитают проводить время без взрос­лых?

  10. Обсуждаете ли вы в семье прочитанные книги, газеты, журналы?

  11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные пе­редачи, фильмы?

  12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театрах, музеях?

  13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите ли в по­ходы?

  14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Приложение 3.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказы­вать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, офор­мил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом

задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы пере­ходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их испра­вить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Приложение 4.

Упражнения в помощь родителям для развития мыслительной деятельности

Упражнение 1 . «Способы применения предмета».Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как подставку для кинопро­ектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Упражнение 2. «Поиск противоположных предметов». Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо на­звать как .можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные при­знаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени ком­форта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. В семейном соревновании по­беждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.

Упражнение 3. «Поиск предметов по заданным признакам». Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.

Ставится задача назвать как можно больше предметов, облада­ющих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похо­жих на два - три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие две­ри (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет)». Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов.

Примечание: Приведенная в упражнениях методика разработана Е.И. Роговым.

Приложение 5.

Отметьте те фразы, которые вы часто слышите в семье.

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а).

4. И в кого ты такой (ая) уродился (лась)!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. На кого ж ты похож (а)!

7. Вот я в твое время!...

8. Ты нам опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?!

14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

Оцените результаты, поставив себе

2 балла за ответы № 1,4, б, 7, 9, 10, 13

1 балл за все остальные ответы.


© 2010-2022