ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «Путь к успеху» 1-4 класс

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «Путь к успеху».Программа развития классного коллектива разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России». В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа  выстроена  на  основании  общих  принципи...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено

Управляющим советом

Председатель________

Протокол №

от «___» ___ 20___ г.

Согласовано

Педагогическим советом

Протокол №

от «____» ___ 20___ г.

Утверждаю

Директор школы

_______ Шеина Л.Л.

Приказ №

от «___» ____20___ г.

МКОУ « Второкаменская средняя общеобразовательная школа»


Программа воспитательной

работы « Путь к успеху»






Учитель: Шенцева Вера

Викторовна

Категория высшая

Стаж работы 26


Вторая Каменка

2011 - 2015 г.

Паспорт программы

Наименование программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«Путь к успеху»

Разработчик программы

Шенцева Вера Викторовна МКОУ «Второкаменская СОШ»

Участники программы

Коллектив учащихся 1 класса

Цель программы

создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности.

Задачи

  1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;

  2. Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;

  3. Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;

  4. Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;

  5. Приобщение к здоровому образу жизни;

  6. Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.

  7. Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

  8. Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Срок реализации

2011 - 2015 г.г., 4 года

Этапы реализации

1 этап, 2011-2012 уч.г. - изучение классного коллектива, определение и обеспечение необходимых ресурсов для разработки и реализации основного этапа программы

2 этап, август 2012г. - разработка программы развития классного коллектива, создание условий для реализации программы

3 этап 2012-2013 уч.г., 2 класс - реализация программы

4 этап август 2013г. - Анализ результатов реализации программы. Поиск путей решения выявленных проблем.

5 этап 2013-2014 уч.г., 3 класс - реализация программы

6 этап август 2014г. - Анализ результатов реализации программы. Поиск путей решения выявленных проблем.

7 этап 2014-2015 уч.г., 4 класс - реализация программы

8 этап май 2015г. - Анализ результатов реализации программы. Методическое описание результатов работы.

Перечень приоритетных направлений

1.«В гармонии со здоровьем» (спортивно- оздоровительная деятельность)

2, .«Учимся познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)

3.«Воспитание в общении» (коммуникативная деятельность)

4. «Огонек надежды» (духовно-нравственная деятельность)

5. «Я+» (творческо-эстетическая деятельность)

6. «Колокола времен» (гражданско-патриотическая деятельность)

7. Дорога к дому» (работа с семьей)


Ожидаемые конечные результаты

Ученик:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Функциональные обязанности.

Исполнители, участники

Функциональные обязанности

Администрация

Осуществляют организационное, методическое обеспечение процесса.

Осуществление помощи участникам эксперимента в создании и ведении различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

Разработка локальных документов по организации внеурочной деятельности в школе

Контроль реализации внеурочной деятельности Мониторинговое исследование внеурочной деятельности

Классный руководитель

Разработка воспитательной программы

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Учителя-предметники,

педагоги дополнительного образования

Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований, организуют участие обучающихся в массовых мероприятиях





Научить человека быть счастливым - нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа развития классного коллектива разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России». В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей и урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, региональную специфику;

  • формирование у обучающегося активной жизненной позиции.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.

Актуальность проблемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся..

Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал. Семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации.

Таким образом, перед семьёй и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, на формирование которых направлена программа развития классного коллектива.

Условия реализации программы

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Школа России»

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы - становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие обучающимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни;

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

Принципы реализации Программы

Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории воспитания:

  • принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;

  • принципа деятельностностного подхода - воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника;чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей;

  • принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;

  • эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности;

  • возрастного принципа, который предполагает знание половозрастных особенностей детей;

  • коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;

  • воспитание на принципах нравственности - это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;

  • принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.

Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • эмоциональная устойчивость обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • активное участие детей в жизни класса, школы;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • готовность к самоопределению в социуме.

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Реализация Программы осуществляется:


  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, классный руководитель, организаторы детского досуга);

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);

  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • через сотрудничество со школьными детскими организациями: организацией младших школьников «Орлята» и подростковой республикой «Эрудиты»;

  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школьный музей, музей района , сельская библиотека, СДК).


Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:

1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)

2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях " человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.

3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.

4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).

6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

Методы:

  • научно-исследовательский;

  • метод проектов;

  • коммуникативная методика;

  • личностно-ориентированный метод;

  • метод креативного мышления;

  • репродуктивный метод;

  • метод критического мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

  • тренинги, занятия;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;

  • дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.

Содержание программы

Приоритетные направления воспитательной работы

Направление I. «В гармонии со здоровьем» (спортивно-оздоровительная деятельность)

Цель: создание условий для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека через использование педагогических технологий и методических приемов; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «В гармонии со здоровьем»:

- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «В гармонии со здоровьем»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом ФАПа села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями обучающихся и учителем физической культуры в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении «В гармонии со здоровьем»:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, литературно-поэтические конкурсы, посвященные спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Мероприятия ( реализуются на классных часах).

2 класс.

1. Игра «Путь к здоровому сердцу»

2. Практикум «Кто такой Барабек»

3. Практикум «Важное дело»

4. Занятие «Два доктора»

3 класс

1. Практикум «Если мама заболела»

2. Аукцион «В царстве сна»

3. Занятие «Чёрная метка»

4. Беседа «Серьёзный разговор»

4 класс

1. Игра-путешествие «Где живут моржи»

2. Практикум «Компьютер и здоровье»

3. Психотехнические игры и упражнения.

4. Викторина «Моя безопасность»

Направление II. «Учимся, познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)

Цель: создание условий для интеллектуального развития обучающихся; оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить круг реальных учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационнуюненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учимся, познавая»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учимся, познавая»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, между классами;

- участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;

- участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Направление III. «Воспитание в общении» (коммуникативная деятельность)

Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Воспитание в общении»:

1. Знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

4. Учить приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Воспитание в общении»:

- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.

- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Форма работы классного руководителя в направлении «Воспитание в общении»:

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

- праздники, конкурсы, игры.

Направление IV. «Огонек надежды» (духовно-нравственная деятельность)

Цель: создание условий для обучения детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Огонек надежды»:

- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Огонек надежды»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Работа детского ордена милосердия.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, конкурсы.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Мероприятия ( реализуются на классных часах).

2 класс.

1. Занятие «Словом можно убить, словом можно спасти»

2. Тренинг «Говорим правильно и красиво»

3. Беседа «Бабушка рядышком с дедушкой»

4. КТД «Домашние волшебники»

3 класс

1. Занятие «Учимся прощать»

2. Путешествие в мир моды.

3. Диагностический тренинг «Тропинка к своему я»

4. Занятие «Цветок счастья»

4 класс

1. Тематическое рисование «Я особенный»

2. Практикум «Смотреть на мир глазами другого»

3. Тренинг «Слушать и слышать»

4. Беседа «Быть уверенным, но не самоуверенным»

Направление V. «Я+» (творческо-эстетическая деятельность)

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я+»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

- Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Я+»:

- празднование памятных дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных дат календаря;

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации, игры и др. мероприятия.

Календарь традиционных дел и праздников

Название мероприятия

Дата

1

Торжественная линейка «Здравствуй, школа!», посвященная Дню знаний

Сентябрь

2

Ролевая игра «Выборы в школьный Парламент»

Октябрь

3

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «С Днем учителя!»

Октябрь

4

Театрализованный праздник «В царстве Осени»

Октябрь

5

Праздничное, театрализованное представление «Новогодний бал-маскарад!»

Декабрь

6

Танцевально-развлекательная программа «День Святого Валентина»

Февраль

7

Конкурс «Мисс Весна»

Март

8

Праздник «Праздник книг»

Апрель

9

Фестиваль детских талантов «Созвездие»

Май

10

Торжественная церемония награждения «Ученик года»

Май

11

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Май

12

Парад Победы

Май

13

Выпускной утренник для четвероклассников

«В добрый путь!»

Май

Направление VI. «Колокола времен» (гражданско-патриотическая деятельность)

Цель: создание условий для формирования у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Колокола времен»:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Формы работы классного руководителя в направлении «Колокола времен»:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

2 класс

1. Беседа. Государственные символы России.

2. КВН «Правила поведения »

3. Конкурс рисунков «Люблю природу русскую»

4. Занятие «Дети военной поры».

3 класс

1. КТД. История возникновения государственной символики.

2. Занятие. По родному краю.

3. Викторина. К портрету делового человека.

4. Беседа «Русский народ и его история»

4 класс

1. Видеоэкскурсия. Кремлёвские чудеса.

2. КТД. Русское оружие - оружие победы.

3. Викторина. Красная книга Чувашской Республики.

4. Оформление альбома. Великие Российские полководцы.

Направление VII. «Дорога к дому» (работа с семьей)

Цель: создание условий для формирования и развития личности обучающихся в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы деятельности классного руководителя в направлении:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями, родительские собрания.

Тематика родительских собраний

Родительские собрания проходят 1 раз в четверть.

2 класс

1. Первые уроки школьной отметки.

2. Причины и последствия детской агрессии.

3. Поощрение и наказание детей в семье.

4. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

3 класс

1. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

2. Мой ребёнок становится трудным.

3. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка.

4. Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.

4 класс

1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

2. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

3. Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

4. Как уберечь ребёнка от насилия.

Психолого-диагностическое сопровождение

Диагностика в классе осуществляется психологом школы в тесном сотрудничестве с классным руководителем и направлена

на обобщение демографических данных ученика и составление социального паспорта класса, на изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

- темперамент;

- способности;

- выявление интересов;

- уровень воспитанности;

- тип личности в общении;

- самооценка;

на изучение межличностных отношений:

- социально-психологический климат в классе;

- социометрия.

Формы проведения диагностики:

- Наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование педагогических и психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни), проведение диагностики исходного, промежуточного, итогового психоэмоционального состояния взрослых, детей и подростков.

- тестирование;

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседа.

Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными в данной Программе.

Ожидаемый результат

Выпускник начальной школы - это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.

Этапы и прогнозируемые результаты I ступени (1 класс)

  • приобщение к истории своей семьи, школы, села;

  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • приобщение к исследовательской деятельности;

  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

Этапы и прогнозируемые результаты II ступени (2 класс)

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

  • знание экологических проблем района, края, способов выхода из них;

  • повышение интереса к исследовательской деятельности;

  • проявление уважительного отношения к старшим;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • расширение кругозора;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

Этапы и прогнозируемые результаты III ступени( 3-4 класс)

  • испытание чувства гордости за свою страну;

  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • повышения интеллектуального уровня;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

VΙΙΙ. Оценка эффективности Программы

Основными критериями оценки эффективности работы по Программе «На пути к успеху» являются:

  • Повышение уровня воспитанности учащихся класса;

  • Личностный рост и развитие творческого потенциала каждого ребёнка;

  • Степень сформированности классного коллектива.

Модель выпускника начальной школы.

Личностные качества:

У выпускника будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

· развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

· установка на здоровый образ жизни;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

· Выпускник научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· сообщения в устной и письменной форме;

· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

· осуществлять синтез как составление целого из частей;

· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· задавать вопросы.


Список используемой литературы и интернет-источников

1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А доЯ: пособие для учителя/ под ред. Виноградовой Л.И. - М.: Просвещение, 2006.

2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод.пособие - М.: Айрис - пресс, 2006.

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. (Проект) М., 2009 - standart.edu.ru/

5. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1 - 4 классы. - М.: Глобус, 2007

6. Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2006.

7. Шептенко П.А. Классный руководитель в современной школе: учеб.-метод. пособие. - Барнаул: БГПУ, 2006.

8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М.: Педагогическое сообщество, 2000.

school.edu.ru

window.edu.ru

zavuch.info/

festival.1september.ru/

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА, САМОУПРАВЛЕНИЕ



© 2010-2022