Конспект семинара для классных руководителей по теме Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»



Семинар

Особенности организации воспитательной системы

в условиях реализации ФГОС

(Слайд 1)

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

(Слайд 2)

Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:

Живем в эпоху нано - технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта привело к изменению взглядов на воспитательную работу.

Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Слайд 3) Одна из задач нового стандарта - развернуть школу на воспитание. Воспитание в школе - это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.

(Слайд 4) Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Школа и семья - это союзники, а не конкуренты. Они должны идти навстречу друг другу. Семья - воспитывает и учит. Школа - учит и воспитывает. Включать семью не столько в обсуждение профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом.

Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами (Слайд 5) (Федеральный Закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приказ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся, Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности), главным из которых является Программа воспитания и социализации учащихся образовательного учреждения, включает содержание и методы воспитания школьников, управление и результативность воспитательной деятельности и определяет (Слайд 6) главные цели:

1. Создание условий для гармоничного развития личности.

2. Воспитание человека с активной жизненной позицией.

и (Слайд 7) Задачи:

1. Формировать у учащихся систему ценностных ориентаций.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

3. Способствовать решению проблем социализации школьников.

4. Использовать разнообразные виды творческой деятельности учащихся.

5. Использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, организовывать совместный досуг.

6. Проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Цель новых стандартов в воспитательной сфере - социализация поколения. Воспитание теперь рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была

разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных

событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Именно эту задачу решают различные разделы и (Слайд 8) направления программы воспитания и социализации:

1. Воспитание социально-активной личности.

2. Работа с родителями.

3. Профориентационная работа.

4. Проектная деятельность.

Следовательно, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России - цель современного образовательного учреждения.

Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Примерная программа воспитания и социализации учащихся (далее Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта. (Слайд 9) Основная цель Программы - последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.

В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Важно стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся.

При этом образовательная организация должна обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским, семейным и общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуется обеспечить взаимодействие многих социальных субъектов: общеобразовательных организаций, семьи, общественных организаций, общественных движений, организаций дополнительного образования, культуры и спорта.

Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой образовательной организации, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся может быть использована «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование», которая содержит (Слайд 10) шесть разделов.

(Слайд 10) Первые два - «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» воспроизводят соответствующие разделы, ориентируя их содержание в рамках ступени начального общего образования.

(Слайд 10) Третий раздел - «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание).

(Слайд 10) Четвертый раздел - «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» - включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). Общие задачи воспитания и социализации обучающихся конкретизируются с учетом возраста и систематизируются по основным направлениям, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий.

(Слайд 11) Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательной организации с общественными и религиозными организациями.

(Слайд 11) Шестой раздел - «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений воспитания и социализации.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(Слайд 12) (портрет выпускника основной школы):

-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей;

-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

(Слайд 13) Программа должна обеспечить:

-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

-формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

(Слайд 14) Программа должна содержать:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач.

2. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы.

3. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).

4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.

5. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

(Слайд 15) Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна из возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.

Самоуправление в образовательной организации (или в отдельном классе) воспитывает такие качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.

Так же немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе. Формы взаимодействия педагога и родителей должны быть разнообразными.

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В Концепции духовно-нравственного воспитания школьников также дан перечень базовых национальных ценностей, который является обязательным. ( Слайд 16) Базовые национальные ценности - система ценностей, на основе которых возможна духовно - нравственная консолидация многонационального народа РФ.

(Слайд 17) Базовыми национальными ценностями российского общества (из Концепции) являются:

- Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);

- Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);

- Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);

- Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);

- Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

- Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога);

- Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание);

- Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов).

Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу и

реализуется через внеурочную деятельность. ( Слайд 18) Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Какие же виды внеурочной (внеучебной) деятельности существуют?

- игровая;

- познавательная;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется (Слайд 19) по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное.

Воспитательная система школы имеет следующую (Слайд 20) структуру:

• раскрытие личности (1 - 4 классы);

• развитие личности (5 - 8 классы);

• становление и самоактуализация личности ( 9 - 11 классы).

И включает следующие (Слайд 21) компоненты:

• цели - совокупность идей, для реализации которых она создается;

• деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

• субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

• отношения, рождающиеся в деятельности и общении;

• управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

К чему же мы стремимся и к чему мы придем?

(Слайд 22) Ожидаемые результаты

1. Рост общей активности школьников при проведении школьных дел.

2. Повышение познавательного интереса у учащихся.

3. Повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

5. Осознанный выбор профессии.

6. Повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (отсутствие конфликтных ситуаций, укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей).

7. Осознанное отношение к своему здоровью (уменьшение числа курящих школьников, рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом).

8. Позитивное отношение к созданию и сохранению семьи.

9. Проявление гражданской позиции по отношению к окружающей среде.

Таким образом, (Слайд 23) основная цель внедрения ФГОС - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

И в заключении я предлагаю вам составить (Слайд 24) синквейн к слову Воспитание.

  • первая строка содержит одно слово из любого количество слогов - термин, фамилия, понятие;

  • вторая строка содержит два слова - определение предмета, темы стихотворения;

  • третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна;

  • четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна;

  • пятая строка - одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.










Приложение № 1

Конспект семинара для классных руководителей по теме Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС.























Приложение № 2.

* Таблица - для классов, реализующих новый ФГОС

Результаты воспитательной работы

Направления духовно-нравственного развития и воспитания

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)


Развитие коллектива.

(Поставьте точку ближе к качеству, которое наиболее характерно для коллектива класса. Соединив точки, получаем гистограмму, отражающую основные характеристики класса)

Возникают группы по деловым интересам

Возникают группы отрицательного характера

Мальчики и девочки дружат. Мальчики защищают девочек

Мальчики и девочки конфликтуют

Учащиеся болеют ли за свой коллектив, переживают за неудачи своего класса

Равнодушны к делам, достижениям и неудачам коллектива

При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться вместе

При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться разобщенно

Умеют сами организовываться для выполнения коллективных мероприятий

Постоянно нуждаются в контроле и руководящей роли педагога, взрослого

Умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга

Не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга

Подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц

Отказываются подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц

В классе есть актив, он пользуется авторитетом.

В классе актива, нет, все дела организует классный руководитель.

Отношения между детьми уважительные, толерантные

Отношения между детьми уважительные, толерантные

Участие в общешкольных делах активное

Участие в общешкольных делах активное

Выводы.

1. Уровень развития класса как коллектива (низкий, средний, высокий).

2. Задачи дальнейшего развития коллектива.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пути дальнейшего развития коллектива

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендуемый список литературы

1. Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).

2. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

3. Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.

4. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.

Список электронных ресурсов удалённого доступа

1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] -standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958

2. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. -lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525


















© 2010-2022