Конспект на тему Современный классный руководитель

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный классный руководитель, каков он?


Два человеческих изобретения можно считать

самыми трудными: искусство управлять и

искусство воспитывать.

И. Кант.

Каков он, сегодняшний классный руководитель? Ещё Ушинский в своё время отмечал: «Классный руководитель - центральная фигура воспитательного процесса. И его роль в развитии личности ребёнка будет возрастать. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, его во всех отношениях нужно знать..». И его высказывание находит подтверждение в наше время.

В душе каждого педагога должны находить место следующие слова «Я не просто учитель, я - классный руководитель и по этой причине не имею права быть в жизни своего ученика случайным человеком».

В наш непростой 21 век работа классного руководителя требует большого усердия, терпения, ответственности.

Что же происходит сегодня? В обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению своего чада, а о культуре общения, духовном развитии вопрос не ставится. В малообеспеченных семьях преобладает обида на жизнь, недостаток в денежных средствах и воспитание отодвигают на второй план. В неблагополучных семьях дети вообще ничего не могут получить от своих родителей. Кто же поможет ребёнку? Конечно же сфера образования.

Проблемой воспитания в школе традиционно занимается классный руководитель, который является и учителем. Поэтому современному классному руководителю важно прежде всего:

  • рассматривать возникшие проблемы с позиции ребёнка;

  • оказывать ему необходимую помощь.

Главными функциями в работе являются:

  • защита ребёнка и создание условий для духовного и физического развития;

  • работа по обеспечению здоровья школьников (физнагрузки, работа с медиком, режим дня);

  • индивидуальная работа;

  • работа с классным коллективом;

  • работа с семьями;

  • создание благоприятного микроклимата.

Деятельность классного руководителя должна сопровождаться применением разнообразных форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела (КВН, походы, вечера и т. д.);

  • практикумы по этикету (учатся стилям общения, правилам поведения);

  • беседы и дискуссии;

  • тренинги общения с привлечением школьного психолога;

  • участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне (трудовые десанты, озеленение школьного двора, тимуровская работа).

Согласно методическим рекомендациям, современный классный руководитель должен выполнять вполне конкретные функции : организационно - координирующие, коммуникативные, аналитико - прогностические, контрольные.

Воспитание личности в коллективе - ведущий принцип педагогики. Первичный коллектив - это большая воспитательная сила. Классный коллектив, как живой организм: рождается, развивается, живёт. Классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления, сплачивает его, поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе.

В. А. Сухомлинский писал «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленные воспитателем. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива». Поэтому классный руководитель организует общение учащихся в различных формах.

Воспитательная деятельность педагога не ограничивается только работой с детским коллективом. Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы современного классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она систематична и научно - обоснованна. Элементами этой системы являются:

  • изучение семьи, её уклада, микроклимата;

  • установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании;

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;

  • информирование о ходе развития ребёнка;

  • совместное принятие решений в обучении и воспитании;

  • практическая педагогическая помощь родителям;

  • установление связи семьи с общественностью;

  • привлечение родителей к внеклассной работе.

Классный руководитель знакомит родителей с путями использования их преимуществ семейного воспитания. Очень осторожно надо подходить в вопросе неуспеваемости ребёнка. Современные родители очень неадекватно реагируют на негатив в отношении их детей. Поэтому не надо на каждом родительском собрании во всеуслышанье говорить об этом. В результате это может привести к тому, что родители перестанут посещать собрания, отстранятся от контакта с классным руководителем, даже возможен переход в другой класс или школу. Только взаимное желание сотрудничать, доверие, уважение и взаимопонимание могут дать положительный результат в воспитании.

Перед современным классным руководителем стоит вопрос: «Как же вырастить людей по росту 21 века?» Для этого педагогу необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, повышать свой профессиональный уровень.

В современном мире общество вовлекает всех в процесс информатизации. Современный классный руководитель должен овладевать современными информационными технологиями(интерактивной доской, мультимедийными проекторами, компьютерами). Компьютерные технологии прочно входят и во внеклассную работу. Яркие слайдовые презентации становятся неотъемлемой частью внеклассных мероприятий. Они делают их более красочными и интересными. И.Т. не являются самоцелью, это средства для достижения многих целей учебно - воспитательного процесса.

Работа классного руководителя - это деятельность, устремлённая в будущее.

Сейчас зам. Директора по воспитательной работе ведут учёт нашей воспитательной деятельности. Мониторинги помогают увидеть свои достижения и пробелы в работе.

Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причинённого детям вреда.

Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив их, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.

Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом, учит расчитывать на самого себя, приучает к будущим компромисам. Плохой воспитатель полагает, что дети должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. Было бы желание научиться!

Своё выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского:

«Учительская профессия - это человековедение,

постоянное, никогда не прекращающееся

проникновение в сложный духовный мир человека.

Замечательная черта - постоянно открывать

В человеке новое, изумляться новому,

Видеть человека в процессе его становления -

Один из тех корней, которые питают

Призвание к педагогическому труду.

Спасибо за внимание!

Учитель: Старкова О.Л.

© 2010-2022