Инновации в образовании: рассуждение на заданную тему

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ…

«реагировать на происходящие вокруг нас

изменения недостаточно быстро или

недостаточно эффективно - все равно,

что не реагировать совсем»

Р. Акофф


В XXI веке становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. Общецивилизационный сдвиг, совпавший с переходом человечества в новый век, вызвал к жизни не только изменение условий и соответствующих им способов организации деятельности.

Человечество сегодня живёт в быстроизменяющемся, противоречивом, многоликом, сверхсложном мире, в котором наряду со многими новыми возможностями открываются также новые угрозы, риски и вызовы времени. Социальная и профессиональная успешность современного человека непосредственно зависит от позитивного отношения к инновациям, от способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, от умения преодолевать устаревшие стереотипы мышления, поведения и общения. От него требуется также максимум гибкости и быстроты реагирования на изменения, инициативность, готовность нести ответственность за реализацию собственных жизненных перспектив; он должен самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать нужную информацию.

Таким образом, в условиях новой парадигмы направленности учебного процесса, главной фигурой становится учащийся, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

Вызовы времени требуют от системы образования большей гибкости, эффективности, ориентированности на удовлетворение запросов рынка труда и потребителя, готовности выпускников школ к самостоятельному формированию образовательного запроса, собственной образовательной позиции, способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Наметившийся кризис системы, затронувший интересы всего общества, заставил искать новые траектории развития, а участники процесса приступили к поиску новой ролевой установки.

Как и предполагалось, раньше всего на вызов ответила школа, превратившись в поле борьбы разнообразных концепций, мнений, технологий.

В настоящее время, современная школа, идя по пути реализации своих функций, огромное внимание уделяет именно инновационной деятельности.

Инновация (нововведение) - это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития.

Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне. На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. Микроуровень - создание нового содержания курса, отработка новых способов структурирования образовательного процесса, разработка новых технологий, форм и методов обучения. В любом случае, на любом из уровней образовательная инновация предполагает НОВШЕСТВО. В историческом плане новизна всегда относительна и даже «условна». Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникнуть раньше «своего времени», затем стать нормой и, в конце концов, устареть. Возможно, сегодня мы переживаем очередную моду, и она не связана с миром вещей, эта мода на образовательную технологию, мода на старое-новое слово «инновация». И, как водится, здесь есть свои профессионалы, многочисленные любители, свои потребители. Все они рождают удивительные по смелости и совершенству дизайнерские проекты (модели), в меру своего понимания и вкуса.

Любые нововведения имеют и психологические последствия. Именно эта сторона, психолого-педагогический аспект инновации, является наиболее актуальной, так как пренебрежение может загубить даже самую ценную идею. Особенно это актуально в сфере образования, где человек, основной производитель и потребитель образовательных услуг, просто не должен уходить на периферию внимания. Непроработанность этого момента многими руководителями общеобразовательных школ является главным тормозом широкого внедрения инноваций в учебный процесс. Проблема заключается еще и в том, что учебные заведения - это организации, которые работаю в условиях неопределенности, то есть, когда оценить вероятность потенциальных результатов в точных цифрах невозможно.

Р.С. Кричевский утверждает, что «традиционно нововведения принято рассматривать как некое безусловно положительное в жизни организации или общества событие… А между тем исторический и чисто житейский опыт свидетельствует, что это далеко не так. Отнюдь не все нововведения суть благо для людей, даже если и быть во благо - их предназначение…». В свете сказанного ясна роль инициаторов (новаторов, организаторов), которые обязаны обеспечить психологическое сопровождение инновации, чтобы с наименьшими потерями преодолеть барьеры по отношению к новому.

Социальные психологи по отношению к инновациям делят людей на типы:

  1. новаторы (поиск);

  2. энтузиасты (принятие, пропаганда);

  3. рационализаторы (анализ эффективности, принятие);

  4. нейтралы (исполнители);

  5. скептики (контроль);

  6. консерваторы;

  7. ретрограды (активно настроены на прошлое).

Таким образом, каждый из нас занимает свою нишу и овладевает определенным набором правил, составляющих модель поведения в конкретной ситуации.

Рассуждая об инновациях в сфере педагогики, нужно учитывать еще один аспект. Современное образовательное пространство включает два типа педагогических процессов - инновационный, личностно-ориентированный, и традиционный. В условиях информационной революции в системе образования осуществляется переход от приоритета традиционных знаний, умений и навыков к приоритету личностного развития, культурного самоопределения и формирования компетентностей. Речь идёт о необходимости трансформации самих целей, механизмов функционирования системы образования, изменения мотивации и представлений всех участников образовательного процесса, а это требует от школ подготовки молодых граждан, разделяющих ценности гражданского общества, знающих и понимающих интересы России, ориентированных на активное участие в общественной жизни, экономике, культуре…

И наконец, говоря о тех, кто находится на передовой, и каждый день выдерживают свой маленький экзамен на «профессиональную пригодность» и прочность, борясь за интерес учащихся к своему предмету, следует отметить важность каждого урока. Последние, являясь частью школьного учебного процесса, имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпать изучение программы. Однако они не должны превратиться в рутину и представлять собой набор заученных дат, фактов, формул и инструкций. Таким образом, чтобы активно формировать поликультурные, гражданские компетентности личности, устойчивый интерес к предмету, учитель фактически должен создать вокруг себя модель пространства, образовательную среду, отвечающую одному единственному требованию: ДИАЛОГ. Исключить МОНОЛОГ из преподавания помогают инновационные технологии. Приглашая учащихся к диалогу, преподаватель на практике реализует формулу: сами школьники создают образовательную среду, которая способствует их личностному становлению, прививает интерес к предмету.

В заключении, подведем итог:

  1. обычная средняя общеобразовательная школа не всегда может воспринять предложенный объем изменений. Освоение часто занимает огромное количество времени и требует кропотливой работы педагогов-новаторов;

  2. инновации любого типа затрагивают интересы всех субъектов образовательного процесса, при этом каждый должен определиться с ролевой позицией;

  3. отрицание традиций - одна из крайностей, педагогическая инновация не означает забвения опыта традиционной педагогики.

© 2010-2022