- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание по теме Поощрение и наказание детей в семье
Родительское собрание по теме Поощрение и наказание детей в семье
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Веренева Е.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание
Тема: Поощрение и наказание детей в семье
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат
В. Кропит
Задачи собрания:
-
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
-
Формировать у родителей культуру поощрения и наказание ребенка в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения:
-
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
-
Значение наказания и поощрения детей в семье.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего собрании. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребенку методы наказания и поощрения.
-
Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.
II. Рассмотрение педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице по окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу
Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума- ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день ; приходит - опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 4.
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
III. Обсуждение проблемных вопросов:
-
Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
-
Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
-
Как реагирует ваш ребенок на наказание?
-
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
-
Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
-
Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
-
Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?
-
Как долго помнит ваш ребенок наказание?
-
Какие меры наказания в вашей семье исключены?
VI. Сочинение учащихся по теме собрания: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»
Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают:
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Эти плохо, когда не разговаривают».
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчик г поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
V. Оформление памятки для родителей.
Как поощрять ребенка в семье.
-
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
-
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
-
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
-
Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
-
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
-
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сем тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
-
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
-
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
-
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственною изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
-
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
-
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
-
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
-
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи- руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
-
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения свои» родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
VI. В родительский дневник.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», »Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное /пню до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, примыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
VII. Рефлексия собрания.
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.