- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Семейное портфолио как средство взаимодействия семьи и школы в рамках внедрения новых ФГОС»
«Семейное портфолио как средство взаимодействия семьи и школы в рамках внедрения новых ФГОС»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Огорелкова Т.П. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Семейное портфолио как средство взаимодействия семьи и школы в рамках внедрения новых ФГОС»
Одним из важных этапов в процессе модернизации образования является переход к новым государственным стандартам, которые затрагивают не только образование, но и воспитание обучающихся. В ФГОС по новому обозначены роль и цели взаимодействия воспитательного процесса семьи и школы, повышается их роль в жизнедеятельности образовательного учреждения: «Миссией образования является ведущей социальной деятельностью общества, а государственный образовательный стандарт должен стать трехсторонним общественным договором семьи, общества и государства».
Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека.
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
Современная российская семья нуждается в возрождении авторитета, в укреплении семейных ценностей. Необходимо уделять постоянное внимание и семейным традициям, как на уроках, так и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы сейчас руководствуемся в жизни.
Мой опыт, классного руководителя, общение с родителями, а также полученные результаты опросов выявили ряд проблем, которые указывали:
-
недостаточное взаимодействие родителей и детей;
-
низкая организационная и творческая активность родителей;
-
невысокий уровень коммуникативных навыков у учащихся;
-
смещение приоритетов (подмена родителями семейных ценностей на финансовую обеспеченность семьи)
Наблюдение показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы и способствовало решению многих проблем. Стало очевидным, что взаимные интересы всех членов семьи являются ресурсом для решения поставленных задач, мотивацией к совместной познавательной деятельности.
Родилась идея создания семейного портфолио. Основная цель которого - укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. С учётом задач новых ФГОС семейное портфолио должно приобрести новый «статус».
В чём состоит основная идея изменений. Для себя я определила, что совместная работа над созданием портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку, педагогическое сопровождение классного руководителя и специалистов школы способствует:
-
проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
-
активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости школьников;
-
раскрытию творческого потенциала детей и родителей;
-
созданию условий для их взаимодействия;
-
укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.
Определены направления деятельности:
-
познавательная
-
учебная
-
внеурочная
Перечисленные выше направления будут эффективны тогда, когда используются активные формы взаимодействия:
-
совместные родительские собрания
-
семейные праздники, конкурсы, ярмарки
-
творческие мастерские на уроках технологии
-
исследовательская и проектная деятельность
-
Смотры знаний по предметам
-
тематические экскурсии, оздоровительные походы
-
участие в дистанционных конкурсах семейного характера
Успех в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы. Сверхзадача классного руководителя в данном направлении состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию совместной деятельности, то есть эмоционально зажечь всех участников и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.
В общем виде портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников (в т. ч. от одноклассников, учителей, родственников, из Интернета, писем, книг и др)., предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации.
Семейное портфолио - это Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д.
Портфолио - это подборка материалов, характеризующих не только деятельность семьи, но и традиции, механизм её саморазвития.
Одним из основных этапов по созданию портфолио стало проведение родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Родителям была представлена методика семейного портфолио, его роль и место в формировании семейных ценностей, особенности совместной работы родителей и детей.
Вашему вниманию представляю портфолио нашей семьи Кошаковых.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота;
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!».
Главным мудрым изречением считаем - «Где одному не справиться, там род поддержит», поэтому портфолио - это наша визитная карточка. Перелистывая страницы, вы можете познакомиться с нами и нашими родными и близкими.
Человек - лишь звено в цепочке поколений… Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт. Поэтому почитать и уважать предков, хранить память о них - священная обязанность каждого человека.
Особой ценностью для нас является генеалогическое древо. Пусть оно и небольшое, но оно сохранит нам память о нашем прошлом. Потому что без прошлого нет будущего.
Теперь моё портфолио будет расти вместе со мной. И сохранит память для будущих поколений нашей семьи.
Каждая семья определила для себя, как будет выглядеть портфолио их семьи.
Традиционно оно представляет собой папку, где собраны все материалы.
Но в последнее время всё большую популярность приобретает электронный портфолио. В международной практике он называется eFolio. Электронный портфолио может создаваться в нескольких видах: на флэш-карте, перезаписываемом диске, где хранятся копии отсканированных документов, цифровые фото-, видео-, аудио материалы¸ оригинальные работы, созданные в цифровом формате. Сейчас мои ученики имеют электронный вариант портфолио своих достижений и портфолио своей семьи. Поэтому, один из важных шагов к созданию электронного портфолио выпускника начальной школы сделан. Работая в инновационном режиме по созданию оптимальной модели электронного портфолио позволяет мне как учителю, классному руководителю правильно организовать работу с будущими первоклассниками в соответствии с требованиями новых ФГОС.
Работа над моим проектом создания семейного портфолио заканчивается в предстоящем учебном году.
Предполагаемыми показателями моей инновационной деятельности будут являться следующие результаты:
-
каждое портфолио является реальным инструментом для повышения статуса семьи
-
в ходе работы повысится не только творческая активность родителей и учащихся, но и организационная компетентность
-
данный опыт сможет быть интересным для коллег нашей школы и других образовательных учреждений
-
а самое главное, мною осуществиться приобретение качественно-нового опыта сотрудничества с семьи и школы
В заключении хочется заострить внимание ещё раз, что семья должна быть центром взаимоуважения и примером подражания для каждого ребенка в будущем.
Проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения в школе, родители переносят их в семейную жизнь. Результатом взаимодействия классного руководителя и педагогов с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности в деятельности, положении в коллективе. В итоге все вместе заботятся о счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.
Огорелкова Татьяна Павловна, учитель начальных классов
НРМОБУ «Чеускинская СОШ», Нефтеюганский район