- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект занятия «Предметная аппликация из бересты»
Конспект занятия «Предметная аппликация из бересты»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аверина Е.Ю. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект занятия «Предметная аппликация из бересты»
Цель: приобщение детей к традиционной народной культуре в процессе изготовления предметной аппликации из бересты.
Задачи:
-
развитие творческой фантазии и мышления;
-
развитие внимания, наблюдательности, аккуратности;
-
привитие любви к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду;
-
формирование знаний и умений поэтапного выполнения предметной аппликации из бересты.
Продолжительность занятия: 2 академических часа с перерывом 10 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер. Проектор. Образцы изделий из бересты: предметная аппликация из бересты (3 шт.). Береста, бархатная бумага, калька, бумага для образцов. Клей «Момент - Кристалл», клей «ПВА». Ножницы, карандаш, клеенка.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Презентация «Предметная аппликация»
Методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Принципы: наглядность, словесность, практическая направленность, направленность на конечный результат.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Примечание
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что у нас стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Учащиеся здороваются.
-
Актуализация знаний
- Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все. Посмотрите на это изделие, вам нравится?
- Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.
- Как вы думаете, из какого материала оно выполнено?
- Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы - береста. Берестяной промысел известен на Руси издревле.
- Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.
- Вы знаете, сколько важных дел у березы?
- Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.
- Береста считается прабабушкой нашей бумаги, из нёё делали вёдра, туески, шкатулки, даже обувь.
- Издавна на Руси писали картины на этом природном материале.
Ответы учащихся
- Из бересты и бумаги
Ответы учащихся
Показ изделия
Показ картин
-
Повторение пройденного материала,
- А кто может рассказать, как подготовить бересту для работы?
- Наружную и внутреннюю стороны коры зачищают с помощью ножа, а затем протирают влажной тряпкой. Потом бересту нужно расслоить на два-три слоя просто руками.
-
Изучение нового материала
- Предлагаю вам послушать определение и дать название.
- Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Основа подбирается в зависимости от цвета изображения.
- Молодцы, ребята.
- Тема нашего занятия «Предметная аппликация».
- Вы уже знаете, что такое береста, и что из неё можно сделать, а сегодня на занятии у нас есть замечательная возможность исправить ошибку, которая может произойти через много лет, вы научитесь выполнять предметную аппликацию из бересты. На изготовление аппликации идет тонкая береста. Обычно используют бересту разного цвета и оттенков.
- Согласны?
- Молодцы! А скажите, пожалуйста, почему аппликация, которую мы сегодня будем выполнять, называется предметной?
- Верно.
- Чтобы выполнить работу, что нам необходимо сделать?
- Какая будет цель нашего занятия? Но не забываем, цель занятия должна исходить от темы.
- Замечательно! Посмотрите, на ваших столах подготовлены все необходимые материалы для работы, перечислите их.
- Верно, у вас есть все материалы и инструменты. Давайте рассмотрим все этапы выполнения работы на экране.
- Мы с вами разобрали этапы выполнения работы.
- А скажите, пожалуйста, выполняя работу, мы всегда должны помнить о чём?
- Верно!
- Сейчас вы приступите к работе, но перед работой я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил. Я буду выполнять движения, а вы повторяйте их за мной.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть -
на место тихо сесть.
- Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!
- Сейчас приступайте к работе, если вы будете испытывать затруднения, можете обращаться ко мне.
Самостоятельная работа
- Аппликация
Ответы учащихся
- Потому что на ней изображён один предмет
- Поставить цель
- Выполнение аппликации из бересты с одним предметом
- Клей «Момент-кристалл», клей «ПВА», бархатная бумага, бумага для образцов, береста, ножницы, салфетка, калька, карандаш, клеёнка.
- О технике безопасности: ножницы на столе располагают справа, с сомкнутыми лезвиями. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Обдумывание эскиза своей работы, приготовление заготовок из бумаги.
Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал и вырезание.
Просмотр презентации
-
Закрепление изученного материала
- Молодцы, вы выполнили работу.
- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, я предлагаю разместить ваши работы на доске.
- Посмотрите, все работы получились замечательные. А как вы думаете?
- Какими свойствами обладает береста?
- Какую аппликацию мы научились выполнять?
- Кто может рассказать, этапы выполнения аппликации?
Ответы учащихся
- Она прочная, гибкая, изделия из бересты не боятся влаги.
- Предметную.
- 1. На эскиз накладывается калька и обводится по конуру. 2. Подбирается береста, с учётом цвета. 3. Элемент, нарисованный на кальке, промазывается клеем ПВА. 4. На промазанный элемент накладывается береста и прижимается салфеткой. 5. Элемент вырезается с обратной стороны по контуру. 6. Элементы, выполненные из бересты, раскладываются на основе, как показано на эскизе.
Выставка и самооценивание работ, ребята высказывают свое мнение
-
Итоговое. Рефлексия
- Как вы думаете, справились ли мы сегодня с задачей и смогли ли мы изменить ситуацию в будущем?
- Я думаю, если вы будете беречь окружающую природу, берёзы, научите и других ребят выполнять предметную аппликацию из бересты, а также будете учиться работать с берестой и в дальнейшем передавать свои знания и умения, то люди в будущем будут знать, что такое береста и будут уметь выполнять красивые и полезные вещи.- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на парты, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!
- Мне занятие понравилось …
- Я для себя узнал …
- Я хотел бы, чтобы …
- У меня появилось желание …
- Всем большое спасибо за занятие, мне очень понравились ваши работы. Всего доброго! До свидания!
Ответы учащихся
Дети оценивают себя.
Учащиеся прощаются