Конспект занятия «Предметная аппликация из бересты»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Предметная аппликация из бересты»

Цель: приобщение детей к традиционной народной культуре в процессе изготовления предметной аппликации из бересты.

Задачи:

  • развитие творческой фантазии и мышления;

  • развитие внимания, наблюдательности, аккуратности;

  • привитие любви к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду;

  • формирование знаний и умений поэтапного выполнения предметной аппликации из бересты.


Продолжительность занятия: 2 академических часа с перерывом 10 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

Компьютер. Проектор. Образцы изделий из бересты: предметная аппликация из бересты (3 шт.). Береста, бархатная бумага, калька, бумага для образцов. Клей «Момент - Кристалл», клей «ПВА». Ножницы, карандаш, клеенка.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Презентация «Предметная аппликация»

Методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Принципы: наглядность, словесность, практическая направленность, направленность на конечный результат.

Тип занятия: комбинированное занятие.








Ход занятия


Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что у нас стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Учащиеся здороваются.


  1. Актуализация знаний

- Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все. Посмотрите на это изделие, вам нравится?

- Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.

- Как вы думаете, из какого материала оно выполнено?

- Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы - береста. Берестяной промысел известен на Руси издревле.

- Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.

- Вы знаете, сколько важных дел у березы?

- Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

- Береста считается прабабушкой нашей бумаги, из нёё делали вёдра, туески, шкатулки, даже обувь.

- Издавна на Руси писали картины на этом природном материале.


Ответы учащихся

- Из бересты и бумаги


Ответы учащихся



Показ изделия







Показ картин

  1. Повторение пройденного материала,

- А кто может рассказать, как подготовить бересту для работы?


- Наружную и внутреннюю стороны коры зачищают с помощью ножа, а затем протирают влажной тряпкой. Потом бересту нужно расслоить на два-три слоя просто руками.



  1. Изучение нового материала

- Предлагаю вам послушать определение и дать название.

- Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Основа подбирается в зависимости от цвета изображения.

- Молодцы, ребята.

- Тема нашего занятия «Предметная аппликация».

- Вы уже знаете, что такое береста, и что из неё можно сделать, а сегодня на занятии у нас есть замечательная возможность исправить ошибку, которая может произойти через много лет, вы научитесь выполнять предметную аппликацию из бересты. На изготовление аппликации идет тонкая береста. Обычно используют бересту разного цвета и оттенков.

- Согласны?

- Молодцы! А скажите, пожалуйста, почему аппликация, которую мы сегодня будем выполнять, называется предметной?

- Верно.

- Чтобы выполнить работу, что нам необходимо сделать?

- Какая будет цель нашего занятия? Но не забываем, цель занятия должна исходить от темы.

- Замечательно! Посмотрите, на ваших столах подготовлены все необходимые материалы для работы, перечислите их.

- Верно, у вас есть все материалы и инструменты. Давайте рассмотрим все этапы выполнения работы на экране.

- Мы с вами разобрали этапы выполнения работы.

- А скажите, пожалуйста, выполняя работу, мы всегда должны помнить о чём?


- Верно!

- Сейчас вы приступите к работе, но перед работой я предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил. Я буду выполнять движения, а вы повторяйте их за мной.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть -

на место тихо сесть.

- Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!

- Сейчас приступайте к работе, если вы будете испытывать затруднения, можете обращаться ко мне.

Самостоятельная работа



- Аппликация



Ответы учащихся

- Потому что на ней изображён один предмет

- Поставить цель

- Выполнение аппликации из бересты с одним предметом

- Клей «Момент-кристалл», клей «ПВА», бархатная бумага, бумага для образцов, береста, ножницы, салфетка, калька, карандаш, клеёнка.


- О технике безопасности: ножницы на столе располагают справа, с сомкнутыми лезвиями. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.





Обдумывание эскиза своей работы, приготовление заготовок из бумаги.

Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал и вырезание.









Просмотр презентации




  1. Закрепление изученного материала

- Молодцы, вы выполнили работу.

- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, я предлагаю разместить ваши работы на доске.

- Посмотрите, все работы получились замечательные. А как вы думаете?

- Какими свойствами обладает береста?

- Какую аппликацию мы научились выполнять?

- Кто может рассказать, этапы выполнения аппликации?


Ответы учащихся

- Она прочная, гибкая, изделия из бересты не боятся влаги.

- Предметную.

- 1. На эскиз накладывается калька и обводится по конуру. 2. Подбирается береста, с учётом цвета. 3. Элемент, нарисованный на кальке, промазывается клеем ПВА. 4. На промазанный элемент накладывается береста и прижимается салфеткой. 5. Элемент вырезается с обратной стороны по контуру. 6. Элементы, выполненные из бересты, раскладываются на основе, как показано на эскизе.

Выставка и самооценивание работ, ребята высказывают свое мнение

  1. Итоговое. Рефлексия

- Как вы думаете, справились ли мы сегодня с задачей и смогли ли мы изменить ситуацию в будущем?

- Я думаю, если вы будете беречь окружающую природу, берёзы, научите и других ребят выполнять предметную аппликацию из бересты, а также будете учиться работать с берестой и в дальнейшем передавать свои знания и умения, то люди в будущем будут знать, что такое береста и будут уметь выполнять красивые и полезные вещи.- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на парты, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!

- Мне занятие понравилось …

- Я для себя узнал …

- Я хотел бы, чтобы …

- У меня появилось желание …

- Всем большое спасибо за занятие, мне очень понравились ваши работы. Всего доброго! До свидания!

Ответы учащихся



Дети оценивают себя.


Учащиеся прощаются


© 2010-2022