- Преподавателю
- Классному руководителю
- Лингвистический конкурс Культура речи - культура отношений
Лингвистический конкурс Культура речи - культура отношений
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коледа Е.А. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Лингвистический конкурс «Культура речи - культура отношений»
Вступительное слово учителя. Определение цели и задачи классного часа. Оформление доски:
Русские пословицы гласят: Доброму слову - добрый ответ.
Болтливому молчанье в тягость.
Других не суди - на себя погляди.
Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
Очень важно, чтобы наша речь была наполнена смыслом, красива, образна, интересна слушателю, понятна. Для этого надо, чтобы слова мы произносили грамотно, а самое главное знать добрые, вежливые слова речевого этикета.
Речевой этикет - правила вежливого поведения.
Чтобы вы могли проявить и усовершенствовать свои речевые умения, мы проводим лингвистический конкурс «культура речи - культура отношений»
- Ребята, как вы думает, что такое «культура поведения»?
Все садятся в круг. Каждый высказывается.
Условие: - не кричать;
- не критиковать;
- не ссылаться на предыдущего;
- не опровергать;
- внимательно слушать говорящего.
Закон: - говорить только правду;
- молчать нельзя.
- Давайте определим тему нашего разговора. /«Культура общения»/
Встречались ли вы со случаями, когда кто-нибудь в классе, в школе нарушал нормы поведения?
/Высказывание ребят/
- Нашей задачей сегодня будет научиться соблюдать поведенческие нормы поступков.
ВОСПИТАННОСТЬ
Характеризуется совокупностью личностно и социально значимых качеств
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
ЭТИКЕТ
МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
Повседневные нормы поступков
Соблюдение правил поведения в регламентированной форме
Учитель предлагает ребятам несколько ситуаций.
Ситуация 1. «Птичий базар»
(На севере место, где гнездятся и выводят птенцов морские птицы)
Побережье Кольского полуострова. Мрачные, почти отвесные утесы, обрывающиеся над самым морем, словно шевелились. К небу вздымались темные облака. Все сильнее доносился глухой гул, будто на острове шумела и кричала гигантская толпа. Все скалы покрыты скопищами птиц - чаек, кайр, гаг. Они суетились, перелетали с места на место, дрались. Вдруг внезапно взлетали, закрывая небо, как черная туча. Все они непрерывно кричали, как рыночные торговки…
Разыгрывается сценка
Собеседники в разговоре несколько раз нарушают нормы поведения: кричат, перебивают друг друга, излишне жестикулируют, говорят только о себе, не слушают других, употребляют местоимения «он» и «она» при ссылке на присутствующих и т.д.
- Что неправильного в поведении вы увидели?
/Высказывание ребят/
Задание командам: разыграть диалог, употребляя добрые слова речевого этикета.
/Выступление команд/
Ситуация 2. «По секрету всему свету»
«Вам телефонограмма»
- Вы получаете «телефонограмму». Ваша задача быстро и внятно передать это сообщение рядом сидящему. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой точно произнесет ее вслух.
/1-й команде «Жук жужжит над абажуром»
2-й команде «Уже и ужи в луже»/
Ситуация 3. «Приятного аппетита»
В Северной Америке французский губернатор пригласил на званый обед двух вождей индейского племени ирокезов. Адъютант решил поиздеваться - густо намазал хлеб горчицей. После этого он сделал вид, что с удовольствием проглотил этот кусок. Приглашенные из уважения сделали то же самое.
Разыгрывается сценка
Вы в кафе. На столе у вас мороженое и чашка кофе. Пьёте кофе, отставив в сторону мизинец.
Что неправильно? Откуда пошло дурное манерничанье?
«Честное слово»
Неточность - это, прежде всего невежливость
Обсуждение ситуаций, предложенных детьми, случаи из их собственной жизни. Обязательный акцент на их поведение в том или ином случае.
Задание
Отгадать загадки, поставив правильно ударение в словах.
Индивидуальное задание
От каждой команды по одному человеку, о которых вы будете давать хороший отзыв в устной форме. (Похвала - это лестный отзыв, одобрение)
Подведение итогов (рефлексия)
Что нового для себя вы узнали?
Что вы поняли о самом себе, о друзьях?
- Давайте каждый из вас напишет предложения в банк добрых дел и поступков «Культура поведения в школе»
Хотелось бы, чтобы вы были воспитанными, образованными людьми. Надеюсь, наша сегодняшняя встреча поможет вам в этом.