Опыт работы по реализации воспитательного и культурно - образовательного потенциала семьи, как основы нравственного развития ребёнка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурмистрова Наталья Юрьевна

МБОУ СОШ№14 г. Мончегорск

Учитель технологии

Реализация воспитательного и культурно- образовательного потенциала семьи, как основа нравственного развития ребёнка.

Ле Корбюзье писал, что архитектура-это не профессия, это определённое состояние духа. Труд воспитателя, педагога, во многом перекликается с деятельностью зодчего. Главной целью взаимодействия семьи и школы является воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной и цельной личности, способной сделать всё возможное для благосостояния и развития своей Родины.

О воспитателях в старину говорили, что они создают храм человеческой души.

Любое здание должно стоять на фундаменте. Такой основой для личности всегда были, есть и будет опыт предшествующих поколений, отечественное культурное наследие.

Не зная и не почитая своё прошлое, невозможно с надеждой смотреть в будущее.

Патриотическое воспитание, воспитание любви к истории, уважение к людям, которые создавали историю страны, строили город, в котором живёт нынешнее поколение, любовь и почитание родителей - это и есть фундамент.

В моём классе стали традиционными классные часы, посвящённые символам России, теплые встречи с интересными людьми. Много интересных людей оказалось среди родителей. Режиссёр кукольного театра (встреча проходила в театре), спортсмен-баскетболист (мы померились силами с ним в баскетболе, играли всем классом против одного), парикмахер-стилист (ребята стали участниками мастер-класса). В нашем классе нашлись семьи, увлечённые авторской песней, строители, возводившие первые дома нашего города (тогда посёлка), почётные граждане города.

В канун праздника Победы мои пятиклашки решили собрать материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны. В ходе этой работы мы узнали о том, что дедушка Вани Субботина был участником парада Победы 1945 года на Красной площади, дедушка Светы Чащиной-воевал, защищая родное Заполярье, Артём рассказал о своей бабушке, которая была переводчицей на допросах пленных немцев. Эти люди стали для моих воспитанников почти родными. С пятого по десятый класс мы не просто поздравляли их с праздниками, впитывали, как губка их истории, советовались с ними. К сожалению, через шесть лет нашей дружбы один за другим они ушли из жизни. Мы горевали вместе с их семьями. Но у нас остались магнитофонные записи с их голосами, фотографии, а самое главное, в ребятах будут жить их воспоминания, а значит, история продолжается.

Возможно, каждый из уважаемых, необыкновенных, интереснейших, мужественных людей внёс свою лепту в формирование характера и души моих воспитанников, помог проникнуться чувством гордости за страну, в которой родился и живёт, чувством благодарности, чувством, которого так недостаёт в современном мире.

Прочный фундамент-это залог успешности духовно-нравственного воспитания, то, что даёт уверенность в будущем формирующейся личности.

Можно приступать к сооружению стен - самому трудоёмкому и сложному в деле воспитания души. Стены защищают внутренний мир человека и одновременно дают возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Камень за камнем, осторожно размешивая связующий раствор, добавляя в него терпение, тактичность, внимание, воспитатель создаёт стены. Чтобы они не разрушились важно научить детей жить в коллективе, уметь дружить и любить… В этом помогают совместные семейные праздники, посиделки, встречи на катке, походы. Каждый июнь традиционно мы идём в поход…встречать Новый год! Всем известно, что Новый год - самый семейный праздник. Выбираем красивую ёлку, наряжаем её конфетами, водим хороводы. Вместе вспоминаем, что было в этом учебном году…весёлого, грустного, интересного, важного. У нас настоящее новогоднее настроение, ведь провожая этот учебный год, мы встречаем новый! Загадываем желания, строим планы!

Зимой как - то устроили семейный чемпионат по фигурному катанию. Короткая программа, произвольная, словом, всё как на олимпийских играх! И, конечно же, показательные выступления!

В пятом классе, готовясь к классному часу «Семья - имя существительное или больше?», я попросила ребят дать своё определение слову «семья» и записать его. До сих пор в нашем классном альбоме я храню эти детские записи. Они очень помогли мне при подготовке родительских собраний: «В семье растёт дочь», «Семья в жизни подростка».

«Дом - это место наших дум, размышлений и, наконец, это - обиталище красоты, приносящее уму столь необходимое успокоение», - писал Ле Корбюзье.

Как? С помощью чего может воспитатель помочь созданию внутреннего убранства воздвигаемого здания? Нашу современную жизнь на протяжении многих лет украшали театральные постановки, в создании которых принимал участие каждый ученик. А как приятно было видеть заинтересованность и помощь родителей. Именно театр позволил нам синтезировать все виды искусства: музыку, живопись, танец… В работе над каждой постановкой выявлялись различные грани таланта, разжигая яркий огонёк детской души. Первые театральные постановки были посвящены сказкам А.С. Пушкина, приключениям Незнайки. Вместе придумывали костюмы, театральные декорации. Ставили спектакли для ребят своей школы. Взрослея, показывали театральные миниатюры «На войне маленьких не бывает…» ветеранам Великой Отечественной войны. Выступали в Доме милосердия, перед воспитанниками детского дома. Актерские способности детей и родителей помогали разнообразить школьную и семейную жизнь.

Через широко распахнутые окна виден свет внутреннего мира человека. Он символизирует готовность откликнуться на любую радость и беду, поддержать в трудную минуту. Переживая друг за друга ребята проявляли сочувствие, сострадание, милосердие. Я знаю, что огонёк их души никогда не погаснет.

Очень запомнилось моим ребятам «Дог-шоу». Собаки жили у большинства мальчишек и девчонок. С большой ответственностью готовились семьи к этому мероприятию. Мамы шили наряды питомцам, папы демонстрировали виртуозную дрессировку. Ребята искали ответы на вопросы викторины. Родители и дети были поглощены подготовкой к шоу. Дети больше времени проводили со своими питомцами. После «Дог шоу» родители - члены клуба собаководов увлечённо рассказывали о редких породах собак, о секретах дрессировки. А победила в этом шоу преданность, верность и огромная любовь.

Закончились школьные годы. Завершено строительство. Отпуская воспитанников в большую жизнь, я обязана укрепить их духовно-нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу.

Как важно, когда самосознание выпускника дает ему возможность войти в уже существующий социум, стать неотъемлемой частью событий, явлений наступившего третьего тысячелетия. Но ещё важнее, чтобы личность была способна притягивать к себе самобытностью, душевностью, созидая и улучшая окружающую действительность, как маленький храм Покрова на Нерли создаёт и держит огромный пейзаж…

Хочется верить, что дети навсегда запомнят счастливые школьные годы, которые они прошли вместе с учителями и родителями, запомнят совместное творчество, победы и ощущение любви и единства.

Восточная мудрость гласит: «Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, строителя - время». Время покажет, какими станут НАШИ воспитанники.

Литература:

1.Ле Корбюзье. Архитектура 20 века. Изд. Прогресс, 1977


© 2010-2022