Разработка внеклассного мероприятия Афганистан

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Внеклассное мероприятие «Афганистан - ты боль моей души»


Разработала Кизина Л.И





Цель: формирование патриотизма и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан

в 1979 - 1989 гг.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса воспитанниками к истории своей Родины;

  • воспитание чувство долга, патриотизма, любви к Родине, своему народу;

  • формирование представления о воинском долге и верности Отечеству;

  • формирование уважительного отношения к участникам афганской войны;

Ведущий 1:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Я зарастаю памятью….

Ведущий 2: У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий1: Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан .Площадь Афганистана : 649 507 кв.км.

С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР. Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию. В последующем по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и др. объекты.

Однако по социальным, культурным, правовым проблемам население Афганистана оставалось «на задворках» цивилизации. В стране господствовали феодальные отношения, и большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.

Население страны - свыше 15 миллионов человек.

Страну населяют: афганцы (или пуштуны), таджики, узбеки и хазары. Ведущий 2. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска.

Ведущий 1: 1979год. Холодный декабрь. По радио и телевидению с утра до вечера передают сообщения о том, что, согласно договорённости между двумя странами, по просьбе правительства дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка и демократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Ученик

Там за рекой, есть горный перевал,
За перевалом - серпантин дороги,
Дорогой той, наш полк входил в Афган,
Когда был ночью поднят по тревоге.
И мы тогда, зеленые совсем,
Еще безусые в погонах мальчуганы,
Не понимали для чего - зачем,
Заходим мы на территорию Афгана.

Ведущий 2:

Афганистан - ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Тогда, в 1979 г. родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли.

Ведущий 1: 25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять "интернациональный долг. Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в Афганистане формулировалась однозначно - оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки

Ученик:

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели….

Нас позвали друзья в грозный час -

Мы особую форму надели,

Ученик:

Верность, доблесть, отвага и честь -

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас.

Ведущий 2: Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

Ведь даже сейчас после распада СССР, границы Таджикистана с Афганистаном охраняют Московский пограничный отряд.

Ведущий 1. Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. Тогда нам противостояли не только вооруженные бандформирования, поддерживаемые самыми реакционными мусульманскими кругами и империалистическими державами. По сути, именно в те годы СССР впервые столкнулся с радикально настроенным, хорошо подготовленным и вооруженным исламским терроризмом, чья мрачная политика и жестокие методы се осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чем не повинных мирных людей.

Ученик

Молитва.

И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи,
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы,
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся,
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш,
Те простые слова,
И вернутся родные,
С той войны навсегда.

Ведущий 2: Общие потери нашей страны составили около 15 тысяч человек. Нынешнее поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели - мира на земле.

Ученик.

Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан - туда, где мы служили.

Ведущий. 1. Незаживающая рана - Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат - это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека - это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия…

Ученик

Мальчишка 20-ти неполных лет,
Остался на земле Афганистана.
Мальчишка 20-ти неполных лет,
Мечтал на родину вернуться из Афгана,
Увидеть маму, встретить свой рассвет.
Да не судьба - душманской пулей скошен...
Домой вернулись письма и портрет

Ведущий 2: Страшнее всего было провожать на родину мёртвых. Солдаты предпочитали любое боевое задание, но только не это. Им не забыть «чёрный тюльпан», цинковый ящик, запах сосновых досок, чёрные от крови брезентовые носилки.

Ведущий 1: Что же такое «чёрный тюльпан»? Так называли самолёты, которые таскали через перевалы свой тягостный груз (погибших солдат), унося их тела на родину, чтобы родные смогли оплакать и проститься с ними в последний раз. Армия теряла людей на дорогах, на минных полях, в госпиталях. Но, подчиняясь приказу, она продолжала выполнять приказы.

Ведущий 2: Из Афганистана шли солдатские письма в семьи, друзьям. Письма разные .

Не всегда они доставляли радость - очень часто боль, горе и слёзы. Вот одно из этих писем, письмо Игоря Туринцева.

« Здравствуйте, мои дорогие мама, папа и братик Лёня! Пишет вам сын и брат, которого сейчас нет с вами, но который постоянно думает о вас. Сразу хочу поздравить вас всех с наступающим Новым годом, пусть этот год принесёт всем нам счастье! Служу я всё так же, на старом месте, служу нормально… . Я уже представлен к медали «За отвагу» … . Всё мечтаю о гражданской жизни, о встречи с вами. Пока всё идет нормально, надеюсь через четыре месяца быть дома. До свидания!» ( Через несколько дней Игоря Туринцева не стало)

Ведущий 1: Валерий Звонков. Мы зачитаем письмо, которое пришло родителям Валерия.

«Уважаемые Михаил Иванович и Людмила Григорьевна! С глубоким прискорбием сообщаем вам, что 30 июня 1987 года погиб ваш сын, наш боевой товарищ и друг Звонков Валерий Михайлович.

… Честность, добросовестность, исключительная человеческая добропорядочность, которую вы привили сыну за время его жизни под родительским кровом, позволили завоевать уважение у командиров и товарищей. В бою Валерий никогда не прятался за спину товарища, он был смел и честен. Такими, как Валерий, мы будем гордиться, они составляют силу нашей армии, её гордость и красу. Героический поступок Валерия спас многие жизни товарищей, но, к сожалению, он не успел спасти своей.»

Ученик:

Прости. Нам было только двадцать.

Нам жизнь не обещали.

Сынок, не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы - весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Я знаю слово ДОЛГ!

Но на гробах - береты.

И плачь гитары смолк.

В песках моя могила.

Потупился клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах - немой укор.

Ушел - не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости. Не плачь, сынок!

Ведущий 2: Подвиги в Афганистане сродни подвигам воинов Великой отечественной войны. Да разве могло быть иначе - одна армия, преемственность поколений, а главное - войсковая дружба, где жизнь товарищей дороже своей.

Ученик :

Птицы ниже летят,

Тучи ниже плывут.

Мир прекрасен, солдат,

Да не легок твой труд.

Ты пройдешь до конца,

Свет над миром спасешь -

Ты похож на отца,

Ты на деда похож…

Ученик:

К бессмертному подвигу,

Высшему из вдохновений,

Не как на вершину,

Идут от ступени к ступени,

К бессмертью взлетают,

Подобно пылающим птицам, -

Себя целиком отдавая,

А не по частицам

Ученик:

Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество - суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная

Ведущий 1: 15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и ….на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата.

Ведущий 2

До свиданья, Афган, этот призрачный мир.
Не пристало добром поминать тебя вроде,
Но о чем-то грустит боевой командир,
Мы уходим, уходим, уходим…

Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю.

Ведущий 1

Наш народ ждал этого дня целых девять лет. И вот 15 февраля 1989 года стал днем- символом, днем Памяти.

Мы, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Ведущий 2. За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждено 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно - 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них - 23 посмертно.

Ученик:

За наградами мы не гонялись

Просто делали то, что могли.
Мы с душманами яростно дрались
За свободу афганской земли.
Не забыть фронтовые нам будни,
Марш-броски и засады в горах.
И палящее солнце к полудню,
И скрипящий песок на зубах.
А когда возвратились обратно,
На российской родимой земле
Поминали друзей многократно,
Что погибли на этой войне.
До сих пор ноют раны средь ночи,
И скупая мужская слеза
Застилает усталые очи -
Что ж ты сделала с нами, война

Ведущий 1.Познакомимся с Героями Советского Союза, звание которым присвоено посмертно, вот некоторые из них:

Задорожный Владимир Владимирович, 30 лет, старший лейтенант, родился в 1955 г., в 1972 г. после окончания суворовского военного училища был призван на службу в Советскую армию. В Афганистане с 1979 года, 28 мая 1985 года во время боя, спасая жизнь командования, накрыл собой гранату, упавшую в расположение командного пункта.Владимир Задорожный удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Ведущий2. Демченко Георгий Александрович, 24 года, лейтенант, родился в 1959 году, в 1977 году призван на службу в Вооруженные Силы СССР. В Афганистане с 1983 года; в мае 1983 года взвод, которым командовал Георгий Демченко, был окружен в ущелье Ганджал отрядом боевиков, в неравном бою взвод был уничтожен врагом. Демченко подорвал себя и врагов последней гранатой, за этот подвиг лейтенанту Демченко был посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 1. А я бы хотела рассказать о герое Советского Союза, который родился и живет у нас в Бутурлиновке, в микрорайоне нашей школы.

Игольченко Сергей Викторович - старший механик-водитель танка одного из подразделений Сухопутных войск в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), рядовой.
Родился 4 июля 1966 года в деревне Берёзовка Бутурлиновского района Воронежской области (ныне в черте города Бутурлиновка) в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов Берёзовской восьмилетней школы и профтехучилище. Работал в колхозе «Березовский».
В Советской Армии с ноября 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Старший механик-водитель танка комсомолец рядовой Сергей Игольченко, боевая машина которого за период участия в боевых действиях шесть раз подрывалась на вражеских минах и фугасах, был дважды ранен, шесть раз контужен, но каждый раз оставался в строю.
Указом Президиума Верховного Совета от 3 марта 1988 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан рядовому Игольченко Сергею Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Ведущий 2.Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке…

Ведущий 1:

Перевернем истории страницу,

Затихнет вьюга тех горячих дней.

Кто был в Афганистане, пусть гордится,

Кто не бывал, об этом не жалей.

Ведущий 2: У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война.

На этом торжественное мероприятие, посвященное Дню вывода советских войск из Афганистана, закончено.










Используемая литература:

Голубева Т.С. О днях воинской славы и памятных датах России. // Начальная школа. - 2006. - №4. - С.3-6.

Живая память. Встреча, посвященная 15 февраля- дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках». // Классный руководитель. - 2006. - №1. - С.22-30.

Вежевич Т.Е. «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»: Вечер, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана. // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - С.72-75.

Лопухов А.М. Праздники Российские: история возникновения и смыслы. // Классный руководитель.- 2010. - №2. - С.93-96.




© 2010-2022