Исследовательская работа Влияние компьютерных игр на здоровье школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВВЕДЕНИЕ







Человечество выбрало путь технического прогресса. XXI век- век компьютеризации общества. «Как компьютер влияет на здоровье человека, современная медицина не может четко дать ответ - нет достаточных данных»- так считает Марина Степанчук, заведующая отделом НИИ гигиены и охраны здоровья подростков Научного центра здоровья.

Я учусь в валеологической школе в 8 классе и наблюдаю, что многие сверстники увлекаются компьютерными играми, из них примерно 90% детей играют в игры «активного действия» ( бегалки, стрелялки). Я сама посещаю компьютерный кружок в нашей школе, поэтому наряду с актуальными вопросами о сохранении здоровья в условиях Крайнего Севера, которыми мы занимаемся на уроках валеологии, меня заинтересовала проблема:

Как воздействуют компьютерные игры активного характера на здоровье школьников 10 и 14 лет?

Цель исследования:

Изучить воздействие компьютерных игр активного действия на здоровье школьников 10 и 14 лет.

Задачи:

  1. Выявить причины увлечения компьютерными играми детей 10 и 14 лет и временные параметры, отводимые этими детьми на игры.


  1. Сравнить степень воздействия компьютерных игр активного характера на физическое, психическое и духовное здоровье ребят 10 и 14 лет в разных возрастных группах.

  2. Определить профилактические меры по устранению вредного воздействия компьютерных игр активного действия на здоровье учащихся 10 и 14 лет.





Геймеры и их общение с компьютерными монстрами.

Все чаще в городах стали открываться компьютерные клубы. Некоторые ребята проводят там все свое свободное время, иногда прогуливая уроки.

В настоящее время в некоторых СМИ появился термин «компьютерная наркомания». Речь идет не о химической зависимости, а о компьютерном фанатизме, о полном погружении в искусственный виртуальный мир. Ребят, увлеченных компьютерными играми, называют геймеры, а такие игры как «стрелялки, догонялки» называют «провокаторами агрессивного поведения ребенка».

Что же происходит с ребенком, который воюет с компьютерными монстрами?

Рассмотрим воздействие таких игр на физическую сторону здоровья.

В критический момент жизни (военные действия, пожар, спасение человека…) человеческий организм способен проявлять свои сверхвозможности за счет выработки адреналина. При этом сосуды сужаются, кровяное давление повышается, сердцебиение учащается - весь организм мобилизуется, чтобы выжить! Когда ребенок проживает экстремальную ситуацию перед экраном компьютера, то адреналин нагнетается избыточно и так же сужает сосуды, повышает давление, учащает сердцебиение, но организм не настроен на настоящее выживание, поэтому избыточный адреналин вызывает различные заболевания: вегето - сосудистая дистония, аритмия сердца, внутричерепное давление. Из-за гиподинамии и неправильной посадки за компьютером возникают болезни позвоночника и мышц плечевого пояса, застойные явления крови в органах малого таза. Прогрессирует близорукость, возникает аллергия и болезни дыхания. « У детей, несколько лет игравших в компьютерные игры, возникают изменения в показателях работы мозга: намечаются диффузные изменения мозгового вещества» - пишет А. Сизых, психолог - практик.

Воздействие игр активного действия на психическое здоровье школьника

Человечество, рождая техническую сторону своей жизни, рождает все новые компьютерные системы с усиленным звуком, объемной графикой. Это способствует развитию непомерного азарта, который влечет к активным компьютерным играм каждую свободную минуту и еще большему погружению в кровавый мир виртуальной бойни и агрессии. Во время игры ребенок переживает примитивные острые ощущения, злобу, агрессию против несуществующего врага. Обесцениваются нормальные человеческие отношения, убивается интерес ко всему живому. Подобные игры отчуждают детей от живой природы, от сверстников, от родителей. Развивается апатия, депрессия, раздражительность. Агрессивные игры не требуют от детей терпения, силы воли, теряется способность к сосредоточенности, вырабатывается привычка к развлечению, бездумности.

Нельзя говорить о полном здоровье, не затрагивая внутреннюю моральную сторону человека - духовное здоровье.

Воздействие игр активного действия на духовное здоровье школьника.

Общение с компьютерными монстрами не проходит бесследно для детской души - идет разрушение и обнищание духовных качеств человека. Азарт ребенка приводит к тому, что некоторые дети идут на воровство денег ради игры, вымогательство, вынуждены лгать и изворачиваться, чтобы подольше поиграть в развлекательные игры активного действия. «Опасность со стороны игр, допускающих жестокость еще состоит в том, что моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, формируется враждебность и безжалостность к «чужим», появляется агрессия. А можно ли в агрессии и жестокости ребенку познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми?» - обеспокоены кандидаты. мед. наук Л.А. Леонова и Л.В.Макарова. « Общение со злым бывает причиной крайнего развращения, потому что пороки, как смола прилипчивы. Когда здоровые глаза смотрят на больные - сами вред впитывают. Пороки один другим производятся. Зло рождает многие пороки: насилие, бесчеловечность, жестокосердие, зависть, хищение, ложь, лесть…» - так пишет в своей книге «Духовный лечебник» Святитель Иеремия Затворник.

Физическое, психическое и духовное здоровье находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому можно предположить, что развлекательные игры активного действия воздействуют на все составляющие здоровья ребенка, но все же какая область здоровья подвержена большему воздействию?

Практическое исследование воздействия компьютерных игр активного действия на физическое, психическое и духовное здоровье школьника 10 и 14 лет

Я исследовала группы детей 10 и 14 лет, где из 45 четвероклассников компьютерными играми увлекаются 19 человек, что составляет 42% опрошенных, а из 19 человек восьмиклассников этими играми увлекаются 19, т. е. 100%(см. прилож.).

Практика показывает, что чем старше школьники, тем больше они вовлекаются в азартные компьютерные игры (см. приложение), поэтому мне важно было отследить какие опасности для здоровья ждут четвероклассников через 4 года и как избежать этих опасностей?

Для исследования я использовала метод анкетирования (анкета в приложении). Результаты анкетирования наглядно представила в виде таблиц и гистограмм.

Причины увлечения компьютерными играми и временные параметры, отводимые этим играм.

Примерно 90% всех опрошенных (89,5%) играют в игры активного действия.

У ребят в начальных классах главная причина увлечения компьютерными играми - новизна игры, с этой мотивацией связано 73% учащихся, которые стремятся уйти от реальности, у восьмиклассников другие мотивы ухода от реальности - проблемы в общении со сверстниками и в семье, игра не нова, потому и процент опрошенных в этой области в 2 раза меньше. Главная причина увлечения компьютерными играми у восьмиклассников - незанятость. «Убить время» стремятся 68% опрошенных, что на 26% больше, чем у 10-летних игроков, поэтому причин расслабиться, поскольку и так ничем не заняты, у восьмиклассников меньше на 21%. Как следствие незанятости, плохое настроение сопутствует 14 - летним учащимся чаще, чем 10 -летним на 6% . Время, отводимые на игры, увеличивается у 14 - летних детей. Если суммировать игровые часы 8 - классников, то их будет 153 часа, 4 - классники наиграли 57 часов, что на 96 часов меньше.

Можно сделать вывод о том, что интерес, который дети проявляют в начале знакомства с компьютерными играми, к 8 классу перерастает в праздную привычку «убить время», процесс игры увлекает все больше и больше, времени на игру тратится больше, сопутствующее плохое настроение развивается чаще.

. Сравнение степени воздействия компьютерных игр на физическое, психическое и духовное здоровье детей в разных возрастных группах.

Воздействие компьютерных игр на физическое здоровье.


В результате опроса выявлено, что:

У ребят 4 классов 7 проявлений симптомов ответной реакции организма на воздействие компьютерных игр, у 8 - классников - 5. Это говорит о том, что у ребят 10 лет при вторжении компьютерных игр активного действия начинается мощная перестройка в организме. 47% 10 - летних детей чаще отмечают проблемы, связанные с воздействием компьютерных игр на зрение, 57% 14 - летних ребят указывают на сильное чувство голода во время игр, которое по результатам опроса утоляется чипсами, сухариками, бутербродами, газированными напитками, пивом. Такое неполноценное питание вредит работе органов пищеварения. Учитывая, что потребление пищи идет грязными руками, то многомиллионная армия микробов попадает в организм, что вредит здоровью. Головная боль развивается у 37% учащихся, это второй симптом, встречающийся по частоте воздействия компьютерных игр. Недомогания, связанные с нарушением кровообращения (немеет тело, учащенное сердцебиение), проявляются чаще у 10 - летних ребят, но в связи с длительным пребыванием у компьютера 14 - летних детей онемение тела и переутомление этих детей встречается чаще на 10%. Таким образом, компьютерные игры активного действия оказывают разрушающее действие на физическое здоровье ребят 10 и 14 лет.

Психические реакции, возникающие во время игры.

Азарт среди игроков 8 класса занимает ведущее место по воздействию компьютерных игр на психику школьников - 73%, азартность игроков 4 класса - 30%. 7% детей не могут остановиться, чтобы прервать игру, что связано с воздействием на волевую сферу ребенка. Раздражение во время игры, когда что - нибудь не получается, испытывают 42% четвероклассников, что на 5% больше, чем восьмиклассников, что связано с новизной игр и с тем, что психика ребенка младших классов в большей степени неокрепшая, чем у восьмиклассников. По всем остальным параметрам воздействия компьютерных игр активного действия на психику ребенка: «тянет к компьютеру, думаю об игре даже перед сном, трудности в приготовлении д/з», безразличие к окружающему миру, восьмиклассники опережают четвероклассников на 20 - 25%. В среднем, у 5 человек четвероклассников и 7 человек восьмиклассников уже прослеживается зависимость от компьютерных игр активного действия, что доказывает негативное воздействие таких компьютерных игр на психику детей 10 и 14 лет.

Воздействие компьютерных игр на духовное здоровье.

У ребят 14 лет 4 вида правонарушений, это больше, чем у детей 10 лет- 3 правонарушения. У четвероклассников отсутствует вымогательство денег у младших, что связано с тем, что опрошенные дети 10 лет не посещают компьютерных клубов за редким исключением. Ложь, как средство достижения желаемого, восьмиклассники используют на 20% чаще, чем четвероклассники. Эти факты говорят о том, что компьютерные игры активного действия разрушающе действуют на внутреннюю моральную сторону здоровья ребенка.

Общий вывод о воздействии компьютерных игр на здоровье детей:

Из результатов исследования видно, что компьютерные игры активного действия оказывают отрицательное воздействие на физическое здоровье в 7 случаях, а в остальных суммарно 16 случаях идет негативное влияние на психическое и духовное здоровье ребенка. На здоровье 19 человек 10 лет приходится 121 случай разрушающего воздействия компьютерных игр активного действия, на здоровье 19 человек 14 лет приходится 148 случаев разрушающего воздействия таких компьютерных игр, значит, с взрослением дети чаще попадают под отрицательное и зависимое влияние компьютерных игр активного действия.

Профилактические меры по устранению вредного воздействия компьютерных игр активного действия на здоровье школьников.

Что же делать, чтобы ребенок не заболел « компьютерной наркоманией»?

Начинать надо прежде всего с семьи, потому что семья должна стать примером праведной жизни для того, чтобы у ребенка всегда был выбор.

По результатам исследования 84% семей четвероклассников проводят свободное время вместе, восьмиклассников с семьей проводят свободное время 52% опрошенных.

Родителям должно быть важно, чтобы компьютерные игры не стали единственной отрадой в жизни ребенка, поэтому родители должны обязательно позаботиться об увлечении ребенка музыкой, спортом, театром…, чтобы ребенок получал необходимые в жизни навыки общения и реализовывал физиологические потребности в движении.

В 4 классах только 51% детей занимается полезной внешкольной деятельностью, в 8 классе 37% детей заняты такой внеклассной деятельностью.

Если в семье решили купить компьютер, то необходимо выполнить следующие условия:

1.При покупке требуйте гигиенический сертификат

2.Не экономьте на мониторе

3. Установить компьютер лучше всего в углу комнаты, задней частью к стене.

4. Экран установить так, чтобы взгляд падал в центр, не попадал солнечный свет.

5. Расстояние от глаз до экрана 50 - 70 см

6 Не заниматься в темноте

7. Стул должен быть со спинкой, ноги должны иметь опору.

8.Купить специальные очки, которые уменьшают переутомление глаз.

9.Необходимо делать гимнастику для глаз и общеукрепляющие упражнения (см. приложение)

10. При занятиях ребенка на компьютере необходимо следить за минутной стрелкой. Детям рекомендуется:

6 -7 лет играть10 минут

2 -3 классники - 15 минут

4 - 6 классники - 20 минут

8 - 9 классники - 25 минут

10 - 11 классники - 30 минут

11. До и после работы протирать экран чистой тряпкой или губкой

12. Почаще проветривать комнату, для увеличения влажности воздуха поставить емкость с водой (аквариум и т. п.)

13. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы и игры!

Заключение.


Работа по исследованию воздействия компьютерных игр активного действия на здоровье школьников 10 и 14 лет показала, что по мере взросления ребенка, разрушается все больше и больше его здоровье, в первую очередь страдает психика. Это выражается в негативном влиянии на такие области психики как воля, умение сосредоточиться на жизненно - важных задачах, разрушаются социальные связи, нарушается физиологическая потребность в движении, наконец, появляется зависимость от компьютерных игр, начинает разрушаться здоровье ребенка, страдает внутренний мир школьника от различных пороков: лжи, воровства, вымогательства, агрессии и злобы. Дети 14 лет отчуждаются от родителей.

Работа помогла увидеть ту опасность для здоровья десятилетних ребят, которая их ждет через 4 года. Чтобы избежать моим сверстникам разрушения здоровья от компьютерных игр активного действия, рекомендую:

  1. Данную работу использовать в виде выступлений в школе среди учащихся и родителей с целью профилактики компьютерной зависимости от игр активного действия.

  2. Опубликовать данные этой работы в периодической печати городского и областного уровня.

  3. Использовать данные этой работы в городском волонтерском движении за здоровый образ жизни.

В дальнейшем я планирую изучить достоинства компьютерных игр развивающего характера, чтобы пропагандировать разумное использование современных компьютерных игр во благо здоровья человека.






Литература:


  1. По материалам Интернет. Статьи А. Войкунского, кандидата психологических наук, зав. кафедры психологии М. Г. У., М. Степанчук, зав. отделением Н.И.И .Гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Н. Сизых, психолог - практик, С.П.б

2.» Компьютер и здоровье ребенка» Л. А. Леонова, Л. В. Макарова Институт возрастной физиологии РАО

3. Статьи периодической печати: газета «Целитель плюс» Т.В.Рощина, педагог, СПб «Компьютер во благо или во вред?»

4. Иеремия Затворник « Духовный лечебник»









Содержание


1.Введение

2. Основная часть:

Знакомьтесь, геймеры

Что происходит с ребенком, который воюет с компьютерными монстрами.

Практическое исследование воздействия компьютерных игр активного действия на физическое, психическое и духовное здоровье школьников 10 и 14 лет

Воздействие компьютерных игр активного действия на физическое здоровье

Воздействие компьютерных игр активного действия на психическое здоровье

Воздействие компьютерных игр активного действия на духовное здоровье

Профилактические меры по устранению зависимости от компьютерных игр активного действия

3.Заключение

4.Литература







Рецензия

на детскую исследовательскую работу по теме

«Воздействие компьютерных игр активного действия на здоровье школьников 10 и 14 лет»




Данные исследования автор проводила с целью изучить воздействие компьютерных игр активного действия на здоровье школьников 10 и 14 лет.

Работа ученицы способствовала не только расширению знаний по валеологии, но и стала первой ступенью по дороге открытий.

Теоретические материалы, которые изучила автор, сделали исследования интересными и пригодными для практического использования наработанных материалов.

Выводы о воздействии компьютерных игр активного действия на здоровье школьников 10 и 14 лет дают возможность силами школьных коллективов пропагандировать среди учащихся и их родителей разумное использование специально подобранных компьютерных игр, не опасных для здоровья.

Особенно важно, что в работе автор дает рекомендации по профилактике вредного воздействия компьютерных игр на здоровье школьников.

Работа ученицы 8 класса Б средней школы № 14 Бушман Маргариты актуальна, современна.

Рекомендовано для защиты на городском конкурсе «Умники и умницы»

Научный руководитель:

Когут Лариса Михайловна.

© 2010-2022