Доклад на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»

Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела -- обучение и воспитание. Цель классного руководителя: создать условия для целенаправленного, системного духовно-нравственного развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. В докладе раскрыты основные идеи в формировании ключевых компетенций классного коллектива на примере 11е-н класса МКОУ "Богучарский лицей" .
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»Доклад на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»Доклад на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»Педагогический совет.

МКОУ «Богучарский лицей»



Создание системы воспитательного пространства как средство формирования ключевых компетенций.



Учитель математики, классный руководитель

10 естественнонаучного класса: Кобелева Т. В.

2012 год.

Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать выбор и находить способы его реализации.

Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела -- обучение и воспитание. Несомненно, что эти процессы взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся способности к успешной социализации в обществе, а именно формирование такой личности, которая осознает и принимает ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии; строит свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия; социально активную и законопослушную; знающую и утверждающую права и свободы человека, умеющую защищать эти права; решающую свой индивидуальный потенциал при выполнении различных социальных ролей; способную участвовать в творческом преобразовании действительности.

Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности. Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций,обеспечивающих им возможность успешной социализации. Совет Европы определил те, формированию которых придается важное значение:

1. политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

2. межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

3. коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;

4. социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

5. персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию

Цель классного руководителя: создать условия для целенаправленного, системного духовно-нравственного развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.

Задачи:

  • Воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной.

  • Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.

  • Приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям, духовно-нравственному развитию, способствовать формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений.

  • Способствовать созданию условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности.

  • Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности группы и училища.

  • Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

  • Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.

Основные идеи в формировании ключевых компетенций классного коллектива:

Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности учащегося его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и преподавателей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию "ситуации успеха".

Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, подросток учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы школы, 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»


Слайд 1

тема доклада

Слайд 2

Какого же человека можно назвать компетентным?

Компетентный человек - это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов,

в которых человек хорошо осведомлен,

обладает знаниями и опытом».

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Слайд 3

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Затем в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. Сегодня эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Целями образования в современной школе являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Т.е. ученик должен овладеть целым рядом компетенций.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня

Слайд 4

Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?


  • Знание - информация, присвоенная человеком

  • Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки

  • Навыки - действия, выполняемые автоматически

  • Элементы функциональной грамотности - присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации.

Слайд 5

Компетенция

  • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;

  • в отличие от умения - переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;

  • в отличие от навыка - осознана;

  • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.

Слайд 6

Компетенции классифицируют следующим образом:

  • Базовые компетенции;

  • Ключевые компетенции;

  • Предметные компетенции

Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.

  • Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Слайд 7

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова

искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:

  • ценностно-смысловые компетенции;

  • учебно-познавательные,

  • информационные;

  • коммуникативные,

  • социально-трудовые;

  • общекультурные;

  • компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 8

Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:

искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Слайд 9

Выделяются три общие организационные формы развития компетенций:

  • общешкольная,

  • индивидуальная работа

  • сотрудничество в группе.

Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи». (Кузнецова И.В.)

Слайд 10

Формами групповой воспитательной деятельности, развивающими компетенции, являются:

  • коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы;

  • внеклассные мероприятия;

  • кружковые занятия, работа секций, студий;

  • тематические классные часы;

  • участие в творческих конкурсах

Уровень овладения ключевыми компетенциями - тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника

будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

Слайд 11

Традиции учебной и профессиональной направленности:

  • Посвящение в лицеисты;

  • Праздники Первого и Последнего звонка

  • Олимпиады по предметам;

  • Юбилей лицея;

  • Вечер «Встреча школьных друзей»;

Спортивно-оздоровительные традиции:

- Соревнования:

- День здоровья;

- Работа по профилактике вредных привычек;

- Работа по экологическому воспитания

Слайд 12-16

Достижения учащихся 10 естественнонаучного класса в воспитательной и учебной деятельности за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

Слайд 17

Традиции общественной деятельности:

  • Месячник «Осторожно, дети!»;

  • Занятия с активом по развитию самоуправления;

  • Акции «Поздравь ветерана», «Помощь ветерану»;

  • Встречи с ветеранами ВОВ;

  • Уроки мужества;

  • Митинги памяти;

Традиции работы с родителями:

  • Публичный отчёт директора;

  • Тематические родительские собрания общелицейские и в классах;

  • Родительский всеобуч на родительских собраниях;

  • Участие родителей в работе лицея;

  • Составление социального паспорта класса;

  • День открытых дверей

Слайд 18

Традиции общественно- полезного труда:

  • Субботники по благоустройству школы;

  • Летняя трудовая практика;

  • Дежурство по школе;

  • Организация дежурства в классах;

  • Озеленение территории школы, классов и рекреаций.

Слайд 19

Итак, вернёмся к основным ключевым компетенциям.

Учебно-познавательная компетенция это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях.

Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности.

Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры

Слайд 20

Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым

Слайд 21

Ценностно-смысловая компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью, способностью жить по традиционным нравственным законам

Социально-трудовая компетенция это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей

Слайд 22

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности

Слайд 23

Продуктивная компетенция умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность

Информационная компетенция включает 2 группы базовых компетенций:

1. компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;

2.компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.

Слайд 24

Из всего сказанного можно выделить задачи работы по данной теме:

1.Активизировать работу классного ученического самоуправления.

2.В формировании ключевых компетенций у учащихся велика роль тематического классного часа. Разнообразить формы его проведения, привлекать к подготовке классных часов работников библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных областях знаний, представителей общественности

3. Активизировать учащихся на посещение занятий дополнительного образования в лицее и вне его.

4. При планировании и организации внеклассной и внеурочной деятельности применять формы и методы, позволяющие формировать ключевые компетенции у учащихся.

Слайд 25

«Учитель» - это человек передающий знания,

«Учитель» - это наставник. Это второе значение - главное, оно и в первую очередь оно определяет гражданское предназначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.

Именно это имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю Александру Петровичу Куницыну волнующие строки:

«Он создал нас, он воспитал в нас пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада воззжена…»

«Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем».

В.А. Сухомлинский



© 2010-2022