- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитание и социализация личности учащихся через реализацию программы развития классного коллектива в школе
Воспитание и социализация личности учащихся через реализацию программы развития классного коллектива в школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крюкова Н.В. |
Дата | 03.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Плехановская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория Н.В.Крюкова
Воспитание и социализация личности учащихся через реализацию программы развития классного коллектива в школе
В связи с внедрением ФГОС изменёны цели образования и воспитания учащихся. Их результатом сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия, овладев которыми, учащиеся успешно пройдут социализацию и самореализацию, важно и то, что они содержат и воспитательные ориентиры.
Вопрос содержания воспитания был актуален всегда. Что мы понимаем под процессом воспитания? Привитие ребенку, определенного набора знаний. Каких конкретно? Все зависит от общества, от культурных особенностей и обычаев народа, страны и того места, где ты родился и живёшь. Ключевая роль в ФГОС отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Процесс воспитания и развития направлен на формирование жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к исследовательской, творческой деятельности и нравственному поведению.
Проблему воспитания и социализации учащихся можно решать в школе через внеучебную деятельность. Это может сделать каждый классный руководитель, составив программу развития классного коллектива с учётом требований ФГОС и интересов учеников и их родителей.
Я классный руководитель 5 класса. При составлении программы развития классного коллектива я учитывала:
-
преемственность линии воспитательной работы, которую вела учитель в начальной школе;
-
мнение учащихся и их родителей
-
специфику класса (4 чел. окончили начальную школу на «5», 8 человек на «4» и «5» из 20 учащихся)
-
актуальность целей и задач, поставленных перед классным коллективом
Название программы: Знание- сила (направление интеллектуального развития)
В программе развития отражены основные направления и задачи развития классного коллектива, указаны виды мероприятий по выполнению поставленных задач.
Цель: Создание условий для развития интеллектуального, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
-
создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
-
развивать творческие, интеллектуальные способности;
-
создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся;
-
развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
-
развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности;
Ожидаемые результаты:
- дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;
Основные направления воспитательной работы:
-
Интеллект
-
Семья
-
Общение
-
Здоровье
-
Досуг
Направление «Интеллект» способствует оказанию помощи ученикам проявлять свои интеллектуальные умения. Определяет круг реальных учебных возможностей ученика, создает условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. В ходе работы в этом направлении формируются метапредметные УУД.
Виды мероприятий:
-конкурсы и олимпиады (международные, всероссийские, краевые, муниципальные)
-классные часы
-беседы
- интеллектуальные игры
- тренинги
- конференция «Хочу всё знать»
Направление «Общение» нацелено на передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Способствует формированию у учащихся культуры общения, знакомит учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. В ходе работы в этом направлении формируются коммуникативные УУД.
Виды мероприятий:
-классные часы
-беседы
-диспуты
Направление «Досуг» способствует созданию условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и регулятивные УУД.
Виды мероприятий:
-школьные праздники
-конкурсы
-экскурсии
-день рождения класса
Направление «Семья» посвящено организации и совместному проведение досуга детей и родителей, организации психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и коммуникативные УУД.
Виды мероприятий:
-родительские собрания
- совместные творческие дела и праздники;
-беседы
-консультации
-посещение семей
Направление «Здоровье» знакомит учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья способствует формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и метапредметные УУД.
Виды мероприятий:
-спортивные соревнования
-турслёт
- посещение катка, плавательного бассейна
- беседы о ЗОЖ
Спустя полгода реализации программы можно говорить о её промежуточных результатах:
-
Сплочённый классный коллектив.
-
Качество обучения в классе составило 80%( 4 отличника учёбы)
-
Приняли участие в международных, всероссийских, краевых конкурсах- 69% учащихся класса (6 из 20 имеют дипломы победителей)
-
Активность учащихся в общешкольных мероприятиях( преобладают призовые места).
-
Призовые места в спортивных мероприятиях (Турслёт, Неделя ФИС)
-
Активное участие родителей в делах школы и класса. Родители- участники цикла конкурсов «Семейного клуба» (Осенняя ярмарка, Папа, мама, я - спортивная семья).
-
На научную конференцию для учащихся 5 классов подготовлено 20 докладов по истории, русскому языку и литературе, английскому языку, биологии, математике.
При удачной организации деятельности удастся увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрыть их лучшие стороны, научить находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного, способствовать формированию сотрудничества. Дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, что поможет успешно социализироваться в обществе.