- Преподавателю
- Классному руководителю
- Круглый стол Толерантность. Имеет ли она границы?
Круглый стол Толерантность. Имеет ли она границы?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муравская О.А. |
Дата | 18.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КАЛИНОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ АГРАРНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ИМЕЕТ ЛИ ОНА ГРАНИЦЫ?»
Разработала
психолог
Рудюк О.А.
Калиновка, 2013-2014 уч.год
Тема: Толерантность. Имеет ли она границы?
Цели:
-
ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «толерантное общение»;
-
донести понимание того, что терпимость не должна переходить в претерпевание окружающих обстоятельств;
-
ознакомить с новой формой работы - за круглым столом;
-
развивать навыки конструктивного взаимодействия и разрешения спорных и конфликтных ситуаций;
-
продолжать развивать чувство эмпатии, творческое мышление, фантазию, воображение;
-
развивать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
-
продолжать воспитывать взаимоуважение, толерантное отношение к другим;
-
воспитывать чувство любви ко всему живому и неживому в мире, чуткость к окружающим.
Оборудование: проектор, проектное полотно, ПК, раздаточный материал (заготовки для рисования эмблем толерантности, цветная бумага).
Ход мероприятия:
(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые участники нашего импровизированного стола и приглашенные. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о толерантности. Ознакомиться с этим понятием, а также с понятиями толерантная личность, толерантное общение. И разобраться, имеет ли толерантность границы.
Прежде, чем мы начнем нашу работу, предлагаю ознакомиться с принципами работы за круглым столом. (Слайд 2)
На сегодняшний день Вы друг друга знаете в лицо, возможно, слышали друг о друге. Но все же предлагаю познакомиться поближе и рассказать о себе следующим образом: «Меня зовут…. Я (три яркие черты своего характера)».
(Слайд 3) Ребята, почему мы так часто слышим от окружающих «жить как люди»? (обсуждение высказывания Б.Шоу, вопроса).
Толерантность. Когда слышишь это слово, оно кажется каким-то непонятным, новым. Однако понятие толерантности встречается еще в XVIII веке. Французский философ Вольтер в своем «Трактате о веротерпимости» писал «убеждение о том, что все люди должны одинаково думать о тех или иных предметах, событиях, - безумство».
Давайте прочтем, что же означает понятие толерантность. Толерантность - это…
(Слайд 4).
Понимание толерантности не одинаково в разных культурах, потому что зависит от исторического опыта народов. Англичане толерантность понимают как готовность и способность без протеста воспринимать личность, французы - как определенная свобода другого, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайской культуре быть толерантным означает проявлять великодушие по отношению к другим. В арабском мире толерантность - прощение, терпимость, сочувствие другому, а в персидском - еще и готовность к примирению.
В 1995 году на XXMIII Генеральной конференции ЮНЕСКО ее участники объявили 16 ноября Международным днём толерантности и приняли «Декларацию принципов толерантности».
Работа в подруппах. Толерантность, ребята необходима во взаимоотношениях между отдельными личностями, в семье и обществе. Так ли это, мы с Вами попробуем выяснить в упражнении «Учимся взаимопониманию». Сейчас Вы поделитесь на подгруппы: «Родители», «Бабушки и дедушки», «Учителя», «Дети». Каждая из подгрупп в ходе подготовки к дискуссии должна ответить на вопрос: «Почему Вас не понимают другие социальные группы?» (Подготовка, обсуждение ответов).
Основная проблема, ребята, заключается в неумении и нежелании понимать и принимать другого человека.
Послушайте внимательно китайскую притчу, в которой говорится о секрете идеальных взаимоотношений.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село, Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Поэтому, если каждый из нас будет стремиться к тому, чтобы наполнять себя любовью и добротой, безвозмездно дарить ее окружающим - возможно, мир станет лучше.
Но все зависит от личной установки или позиции. (Слайд 5) Теоретически можно выделить, как минимум, пять различных толерантных личностных позиций: толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; толерантность как культурологическая норма, другими словами, ее можно было бы назвать толерантностью внешнего выражения; толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; толерантность к тому, кто наносит нам вред; и, наконец, толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.
Все рассматриваемые здесь виды или формы толерантности связаны с тем, до какой черты, до какой степени возможно быть толерантным, то есть с проблемой границ толерантности. Другими словами, речь идет о том, все ли существующее в мире разнообразие можно принять и признать его право на существование? Если оставить за пределами анализа вопрос о прямом нанесении вреда, ущерба, об общей безопасности, то все равно остается определенная психологическая проблема, заключающаяся в осмыслении того, что делает нас интолерантными к тем или иным людям, взглядам, позициям, идеологиям. Можно говорить о существовании некоей нравственной нормы толерантности, связанной с тем, что человек ради снятия напряженности, разрешения конфликта не должен вступать в противоречие с самим собой, своими собственными ценностями и смыслами. И именно в этом смысле можно считать, что границы толерантности существуют в пределах от чести и достоинства до притерпелости.
А есть ли выход? Возможно ли обойтись без притерпелости? (Обсуждение, подведение ребят к тому, что, если не нарушать границ в поведении и взаимоуважении, то и можно обойтись без притерпелости).
Да, если каждый из нас, будет стремиться к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, то и границ толерантности не будет.
Мы с Вами обсудили уже существующие интерпретации понятия толерантность. Обсуждение наше проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее задание позволит подойти к этому вопросу с другой стороны - Вы должны создать эмблему толерантности, которую можно было бы печатать на суперобложках, политических документах, национальных прапорах. (Процесс рисования длится 5-7 минут.)
После завершения работы учащиеся по очереди презентуют свои эмблемы.
Давайте теперь вместе попробуем определить перечень личностных свойств, качеств толерантной личности. (Слайд 6).
В каждом ли человеке присутствуют эти качества?
Саморазвиваться никогда не поздно. Поэтому Вы можете взять себе на заметку развить те качества, которыми еще не обладаете.
Хочу предложить Вам еще одно задание - подарить всем людям на планете посыл любви и добра в виде пожеланий на своей ладони. (Ребята получают листы цветной бумаги, обводят свои ладони, вырезают их, пишут на них свои пожелания и вешают их на ватман по кругу).
Пока Вы выполняете это задание, я хочу прочитать Вам стихотворение Бориса Заходера «Я собака- всего лишь собака!» (Слайд 7)
Я собака- всего лишь собака!
В голове у меня - пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова - потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было - все мы собаки.
Все мы - братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак...
Сразу видно - чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат...
Хочется закончить нашу плодотворную работу словами А. Радищева «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». (Слайд 8).
Оставайтесь людьми всегда и во всем!!!