Реферат на тему: «Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа д. Асавка муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан



Реферат на тему:

« Музей - это храм истории, храм предшествующих дел »



Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Выполнила учитель истории

и культуры Башкортостана

МиннигалиеваГульсира

Рамазановна











Содержание

  1. Введение. Музей_________________________________ 3

Глава 1. Музейный экспонат______________________ 5

Глава 2. Язык музея______________________________ 7

II. Библиотека-музей имени Героя Советского Союза

У.Ш.Шакирова___________________________________ 10

Глава 1. Боевой путь героя_________________________ 10

Глава 2. На передовой мирной жизни______________ 13

Глава 3. Фотоснимки экспонатов нашего музея______ 14

III. Заключение. Музей - хранитель истории предков____ 24

IV. Использованная литература_______________________ 26











2

I. Введение

Музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встречи и продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными социальными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными,возрастными,территориальными и иными субкультурами. При подобном понимании современной миссии музея очевидно, сколь широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического (коммуникационного) потенциала этого социального института. Представление о музее как о важном элементе коммуникационной инфраструктуры может быть развернуто в виде следующей "идеальной" функциональной модели.

Музей - это:

  • пространство коммуникации (благоустроенная, приспособленная
    для обслуживания широкого круга и большого количества коммуникантовм,
    оснащенная необходимыми материально-техническими средствами и
    профессиональным сервисом коммуникационная площадка)

  • место встречи субъектов коммуникации (доступное: а) для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, и

3

  • б) для тех, ктов этой информации нуждается)

  • коммуникационный узел (место приема, обработки, сортировки,
    хранения, перераспределения, переадресации и доставки краеведческой,
    историко-культурной, культурологической и прочей информации)

  • средство коммуникации (носитель специфической, основанной на
    предметном материале, универсальной знаковой системы, легко совместимой
    с большинством других знаковых систем)

• особого рода канал коммуникации (система экспозиций и выставок,
дополняемая другими каналами коммуникации (библиотека, конференции,
лекции, клубные формы работы, каналы электронных коммуникаций)





4

Музейный экспонат

Основное разграничение категорий музеев опирается на функциональное и семиотическое различие значения музейных экспонатов. Однако, при этой дифференциации, существует и нечто, что роднит компоненты различных музеев друг с другом. В качестве этого общего можно назвать некий универсум, обладание которым позволяет каждому музейному предмету «реализовать его содержание в процессе передачи "музейного текста"». Это универсальное свойство - знаковость. Даже краткое определение, которое предлагается нам в «Философском энциклопедическом словаре» уже указывает на то, что любой музейный экспонат - это прежде всего знак: «Музейный экспонат - материальный предмет, выступающий в качестве представителя некого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения (информации, знания), служащий для характеристики явлений, сообщений в процессе изучающей коммуникации».

Таким образом, музейный экспонат является особым эстетическим знаком, связанным с «трактовкой художественных процессов с позиций семиотики». Отождествление музейного экспоната с понятием семиотического знака подталкивает нас рассматривать само «искусство как "особый язык", отличный от всех других средств передачи

5

информации, состоящий из "особых" изобразительных, или эстетических знаков. Произведение искусства в этом случае выступает сложным эстетическим знаком, участвующим в коммуникации».

Музейный экспонат в отличие от произведения искусства как такового не просто представляет то, о чем хотел поведать мастер-создатель, через общение с ним происходит диалог эпох, разговор культур. Перед нами - не просто предметы, а предметы дошедшие до нас из другого времени. И «...только музей собирает и хранит всю палитру движимых памятников культуры, предоставляет людям удовлетворять интерес к последним. Этот интерес зиждется на присущей человеку любознательности, форы, виды и слои которого настолько разнообразны, что вряд ли могут быть исчерпывающе описаны». Именно любознательность человека, его желание узнать о том, что же происходило когда-то, стремление приобщиться к культурным традициям и толкает человека на общение с музейными экспонатами, «...войти в контакт с сознательно для этого собранными... памятниками, составляющими неотъемлемую часть отечественного и мирового культурного наследия». Любознательность это не чистое любопытство, это - желание стать частью огромного мира, пока что еще не изученного и непознанного.

Можно сказать, что функцию демонстрации

6

памятников прошлого, рассказ, повествование о каких-либо явлениях жизни выполняют и другие «источники», на пример, библиотеки, театры, кинематограф... Однако, здесь стоит подчеркнуть тот факт, что музею как универсальному социокультурному явлению уже присущи функциональные признаки вышеперечисленных типов. Музей - это одновременно и экспозиция, и театр, и библиотека, и т.д.

По поводу отношения последней и самого феномена музея в слое время весьма интересно высказался Николай Федоров, русский космист, посвятивший музейному делу не одну свою монографию. «Музеи не должны быть лишь хранилищами предметов, оставшихся от протекшей жизни, как библиотеки не должны быть только хранилищами книг; - пишет философ, - и как библиотеки не должны служить для забавы и для легкого чтения, так музеи не должны служить для удовлетворения пустого лишь любопытства; -музе и библиотеки суть школы для взрослых, то есть высшие школы, и должны быть центрами исследования, которые обязательны для всякого разумного существа, - всё должно быть предметом знания и всё познающим». Вслед за этими словами, Федоров приходит к еще одному, не менее интересному заключению, заключающемуся в том, что музей есть «... пояснение возможными способами книги, библиотеки...». Таким образом, автор подводит нас к заключению, что музей, благодаря знаковости своего

7

экспоната, участвующего в процессе коммуникации, общения между интересующимся посетителем и представленной экспонатом эпохой, становится не только местом выставочной деятельности. Музей несет и образовательную функцию. Наглядно иллюстрируя описанные в книгах и документах события, он делает процесс познания наглядным, эмпирическим. Музейная экспозиция - это тоже книга, особый текст, но текст этот написан не привычным вербальным языком, я языком культуры, языком выставочного предмета.

Уникальность языка музея состоит так же и в том, что его составляющие предметы невоспроизводимы вновь. Продукты музыки, литературного творчества, и, особенно таких современных видов искусства, как кинематограф или фотография, имеют возможность неограниченного тиражирования. Основу же музейного богатства составляют изобразительные источники, которые по сути своей не имеют возможности репродуцирования. Конечно, современные возможности типографии и компьютерного дизайна могут воспроизвести в полиграфии все, что угодно (стоит только вспомнить компьютерные копии издательского дома «Агни»), но репродукция живописного полотна не есть само живописное полотно. Даже с чисто формальной точки зрения, картон, или даже холст, с оттиском типографской краски - это не картина, глядя на которую, мы можем понять, как двигалась рука живописца или графика, какие мазки он наносил

8

сначала, какие потом. Если мы имеем дело не с изобразительными источниками, мы все равно признаем значимость и уникальность подлинника. Книга с авторским автографом, перо, которым писал тот или иной деятель науки, искусства, орудие труда древнего человека, первый экземпляр автомобиля все эти предметы нельзя воспроизвести вновь. Все они уникальны. На них лежит дух их времени, дух эпохи, дух их создателя, владельца. Попытки преодолеть значимость подлинных экспонатов только лишь доказывают уникальность подлинников.









9

  1. Библиотека-музей имени Героя Советского Союза У.Ш.Шакирова.



Глава 1. Боевой путь Шакирова УльмасаШакировича

В мае 1941года Ульмасу исполнилось 18 лет. В этом году он по настоящему вступил во взрослую жизнь: получил права мотоциклиста, а в июле-уже начал службу в рядах Советской Армии. Служить пришлось не долго, шла война, и осенью 1941 года он оказался в действующей армии. Фронтовая биография нашего земляка началась под Москвой. Война есть война и в первом же бою он получил тяжелое ранение с контузией. Четыре месяца лечился в госпиталях, а потом снова фронт: он попадает на Калининском фронте, где очень быстро его настигла фашистская пуля, отправившая бойца в тыл. Война продолжалась. В начале 1943 года он снова в строю: участвует в боях за освобождение города Великие Луки и станции Вязьма. После третьего ранения Ульмас рассердился на фашистов, ранение было легким, он отказался от лечения и остался в строю.

В начале 1944 года его перебрасывают в Белоруссию, здесь УльмасШакирович сражается в составе 1 Прибалтийского фронта на Витебском направлении, командует взводом в звании старшего сержанта. 22 июня 1944 года совершил свой подвиг, заслужив звание Героя Советского Союза. Бои были горячие, враг отступал, ожесточенно сопротивляясь. Во время освобождения станции Шумилино от врага, наш земляк заменил, выбывшего из строя командира и повел бойцов в атаку. Здесь он впервые на близком расстоянии столкнулся с фашистами и не испугался, а смело пошел в атаку против танков. Бой был трудный. Фашисты восемь раз бросались в контратаку. Поле было усыпано трупами немецких солдат. Рота, в которой служил Ульмас Шакиров, прорвав оборону противника, прикрываясь темнотой, с боями продвигалась вперед. Туманное утро принесло новое испытание: можно было подумать, что враг сосредоточил здесь все свои силы. На занимаемую ротой позицию снаряды, мины и пули сыпались дождем. Попытки

10

поднять голову и осмотреться несли неминуемую смерть. Когда туман рассеялся, бойцов охватила жуткая мысль «Окружение!» Ульмас окинул взглядом своих товарищей: это были волевые, бесстрашные люди. Он отдал приказ перейти па новую позицию - к кустам, которые виднелись впереди в трехстах метрах.

С шестью бойцами сам пополз к кустарнику.

Небольшое расстояние требовало от бойцов огромного напряжения, силы воли. Здесь ни минуты, а секунды решали судьбу человека. Вот, наконец, и кустарник. Под его прикрытием Ульмас и его товарищи принялись рыть окопы. За это время погиб один солдат, остальные пятеро получили тяжелые ранения, был ранен и УльмасШакирович. Шакиров привел в готовность противотанковое оружие, собрал в одно место боеприпасы - патроны, бутылки с зажигательной смесью и два противотанковых ружья.

Вскоре появились вражеские танки, Ульмас отметил - три. Он прицелился в бензобак первого «тигра». После нескольких выстрелов над вражеским танком поднялось облако черного дыма. С четвертого выстрела удалось подбить второй танк. Третий танк уже был около траншеи. Ульмас успел быстро убрать орудие и присел. Тигр с ревом прогромыхал над окопом. В ту же секунду отважный боец бросил в танк бутылку с горячей смесью. Враг не успокоился: справа появились два самоходных орудия, а слева - вражеские солдаты. Ульмас открыл огонь, удачно подбил обе самоходки и побежал в левый конец траншеи, чтобы успеть «встретить» приближающихся солдат противника. Опустошив магазин автомата, отважный боец с двумя гранатами побежал в другой конец траншеи. Вражеские солдаты залегли в противоположном конце траншеи. Он быстро швырнул туда гранату, раздался взрыв. Полуоглушенный сержант автоматом в руках и последней гранатой выбежал навстречу немцам. Не давая немцам опомниться, крикнул:

11

- Хенде Хох! Аллее капут!

Немцы, переговариваясь между собой, начали складывать оружие. Раненый, истекающий кровью, старший сержант с трудом довел пленных 12 солдат и двух офицеров до штаба батальона.

В оперативной сводке за 23 июня 1944 года в сообщении о боях на Сиротинском направлении сообщалось о подвиге старшего сержанта Шакирова У.Ш. « Шакиров У.Ш. в одном бою уничтожил: 3 танка, 2 самоходных орудия, уничтожил 16 гитлеровцев, взял 14 пленных, среди которых 2 офицера противника». За свой подвиг он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

22 июля 1944 года Шакирову У.Ш. присвоено Звание Героя Советского Союза. После подвига вБелоруссии Шакиров У.Ш. участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, Литвы и Латвии.

















12

Глава 2.

На передовой мирной жизни героя.

Только в октябре 1945 года наш герой вернулся на Родину. Начал работать военруком в Асавской семилетней школе. Является ветераном педагогического труда - стаж работы составляет 25 лет. В 1950 году земляки избрали УльмасаШакировича председателем колхоза «Молотов». Вместе женой вырастили 4 детей: Владимир 1947 год рождения, Гриша 1949 год рождения, Владислав 1953 год рождения ,Ралия 1955 год рождения. Активно участвовал во всех мероприятиях в деревне и районе. Часто выступал перед учащимися школ, трудовых коллективов. Неоднократно ездил на встречи с однополчанами в город Ижевск. После войны ездил на место совершения своего подвига в Шумилинский район Белоруссии. В семейном архиве УльмасаШакировича сохранились письма: из Дагестана, от Белорусской женщины Липской Валентины Васильевны из города г.п. Оболь.

Жители деревни Асавка уважительно относятся к подвигу нашего земляка, ставшего примером гордости и подражания всех последующих поколений.

























13

Глава 3. Фотоснимки экспонатов нашего музея.

В нашей деревне в 2005 году была создана библиотека - музей имени Героя Советского Союза Шакирова УльмасаШакировича.





Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »





14

В настоящее время в музее работает книжная выставка: «Герои нашего села», где выставлены книги и альбомы, посвящённые подвигу Героя Советского Союза Шакирова УльмасаШакировича. Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Организован музейный уголок о жизни, культуре, быте удмуртского народа.

15



Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »


Планшеты, посвящённые Герою.







16

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Витрины, где выставлены сувениры, подаренные У. Шакировичу при встречах.

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Костюм У. Шакировича с орденами и медалями.

17

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Любимые книги героя.







18

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »



Возле здания музея в 2006 году установлен бюст У.Ш. Шакирову.

Авторы: Р. А. Сатиев.

А. З. Гареев.

В. Р. Шакиров.

19



Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Основным документом учёта и охраны материалов музея является инвентарная книга, в которой записаны попредметно все материалы музея.

Запись в инвентарную книгу производится по мере поступления экспоната в музей. Каждый музейный предмет имеет свой инвентарный номер.



20

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Планшеты, уголки посвященные ветеранам войны.

21

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Ветераны нашего села.

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

По следам боевого пути УльмасаШакировича Шакирова.

22

Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »Реферат на тему: « Музей – это храм истории, храм предшествующих дел »

Экспонаты музея.





23

III. Заключение

«Всякий человек носите себе музей, носит его даже против своего желания... ибо хранение закон коренной, предшествующий человеку, действующий еще до него». Человек носит в себе летопись предшествующих эпох, он сам - хранитель истории предков. Единство памяти и разума (как настоящего мышления) и рождает на свет явление музея. Попытка осознания человеком своего места в этом мире и толкает его на воплощение, осуществление своей памяти на вербальном уровне. Человеку по природе своей необходимо иметь представление о том, что и до него была жизнь, что она будет и после. Именно вера в то, что, умирая, люди не исчезают бесследно, а переходят в новое состояние бытия, скорее даже сверх-бытия, и заставляет потомков хранить предметы, созданные или просто находящиеся в распоряжении, людей, живших ранее.

В принципе, именно эта установка заложена и в явлении современного музея. Сегодня это - храм истории, храм предшествующих дел. Это - храм тем, кто совершал эти дела. Именно поэтому, каждый экспонат мы можем назвать культовой вещью. Он воскрешает для нас прошлое, он заставляет поверить нас в то что, как и после наших отцов, и после нас останутся наши творения, в то, что в них будем жить мы сами. «Музей, созидаемый сынами умершим отцам, есть, как и храм, противодействие природе, которая умерщвляет отцов. Вопреки этой силе, музей сохраняет и восстанавливает то, что природа разрушает».

24

Музейный экспонат, запечатлевая в себе мгновение прошлого, делает его достоянием настоящего. Таким образом, он «...показывает, что нет дел конечных», что жизнь - это непрерывный поток, где нет места уничтожению чего-либо. Музей становится последним остатком культа предков. Не находя больше своего воплощения в религии, этот миф воодушевляется теперь в феномене музея. Именно музей становится той инстанцией, которая «.. должна и может возвращать жизнь, а не отнимать её».







25

IV. Использованная литература

  1. Арзамсцев В.П. О систематической структуре музейной экспозиции.-

М., 1992.

2. Бровко П.У.Навечно в сердце народном. Минск, 1977.

3. Газета «Азатлык»№2, февраль, 1989.

4. Дьячков А.Н. Социальные функции музея: споры о будущем. //

Музееведение. На пути к музею ХХI века./ Сб. научных трудов -

М. НИИ культуры, 1989.

5. Из политдонесения политуправления 1-го Прибалтийского фронта о

героических подвигах, совершенных воинами различных

национальностей в наступательных боях. // Коммунист №16,ноябрь,

1984.

6. Подвиги их - бессмертны. - Уфа: Китап, 2000.

7. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. /Сочинения./

Общ.ред: А.В.Гулыга.- М., Мысль, 1982.

8. Философский энциклопедический словарь. - М., 1985.



















26

© 2010-2022