Читательская конференция для младших школьников в условиях МКШ В мире русской народной мудрости

Цели проведения читательской конференции: Закрепить знания детей  об устном народном  творчестве: -         пословицей; -         колыбельной; -         считалкой; -         прибауткой; -         присказкой и сказкой; -         с русскими народными играми; -         с бытом русского народа; -         с книгами по этой теме. Развивать: -         воображение; -         коммуникативные свойства личности; -         речь; -         внимание; -         кругозор.   Звучит песня «В мире много сказок».   Ведущий: В чистом поле, в широком раздолье, где луга зеленые да реки быстрые, стоит деревенька ни мала, ни великая.  Там живет бабушка Забавушка.  Много она разных сказок, игр да потех знает. Заглянем-ка и мы к ней в гости, порасспросим, как дети в старину забавлялись, сказки  какие знавали.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Читательская конференция для младших школьников в условиях МКШ В мире русской народной мудрости.Читательская конференция для младших школьников в условиях МКШ В мире русской народной мудрости.


«В мире русской народной мудрости»



Читательская конференция

по русским народным сказкам





Подготовила и провела учитель начальных классов: Прудникова Н.В.

1 марта 2013 года



Цели проведения читательской конференции:

Закрепить знания детей об устном народном творчестве:

- пословицей;

- колыбельной;

- считалкой;

- прибауткой;

- присказкой и сказкой;

- с русскими народными играми;

- с бытом русского народа;

- с книгами по этой теме.

Развивать:

- воображение;

- коммуникативные свойства личности;

- речь;

- внимание;

- кругозор.

Звучит песня «В мире много сказок».

Ведущий: В чистом поле, в широком раздолье, где луга зеленые да реки быстрые, стоит деревенька ни мала, ни великая. Там живет бабушка Забавушка. Много она разных сказок, игр да потех знает. Заглянем-ка и мы к ней в гости, порасспросим, как дети в старину забавлялись, сказки какие знавали.

(Из-за ширмы появляется Бабушка Забавушка)

Ведущий: Здравствуй, Бабушка Забавушка, расскажи нам, как в старину было, как веселились, потешались, какие сказки сказывали, ты ведь, говорят, и забавлять, и потешать мастерица.

Бабушка: Ой, здравствуйте, милые мои. Про старину, говорите. Что ж, слушайте. Раньше вот как было: горит в углу лучина (берет в руки лучину). Вот она - тонкая щепка сухого дерева, ее для освещения зажигали. Электричества-то раньше не было. Так вот, представьте себе, горит лучина, сверчок за печкой трещит, на дворе петух кричит. Отец молоточком постукивает - упряжь чинит. А матушка пряжу прядет. И мы, малые детки, время тоже зря не теряем, сказки слушаем. А когда выберется свободный часок, не укладывались на бочок, а на улицу бежали, игры разны затевали.

Ведущий: Бабушка, а что это у тебя за сундучок?

Бабушка: В этом сундучке у меня русская народная мудрость собрана: сказки, загадки, прибаутки, песни, скороговорки.

Деление на 2 команды, выбор названия и командира, объяснение условий игры.


Ведущий: Сейчас, ребята, разминка - я вам буду читать загадки о сказочных героях, а вы угадывайте, как называется сказка, в которой живет этот герой.

1. Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке… (Колобок)

2. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

3. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко… (Петушок-золотой гребешок)

4. А дорога далека,

А корзина нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

5. Отворили дверь козлята

И…пропали все куда-то! (Волк и козлята).

Бабушка: Молодцы, как много знают русских народных сказок!

Бабушка: Первый конкурс поможет провести нам Баба-Яга (картинка Бабы - Яги) - «Конкурс знатоков русских народных сказок».

• Какие домашние животные так напугали волков, что они бросили свое жилище? (Свинья, бык, баран, петух, гусь в сказке «Зимовье зверей».)
• В какой сказке лиса обманула волка? («Лисичка-сестричка и серый волк».)
• В какой сказке ворона сначала поругала зайца, а потом похвалила? И за что? («Заяц-хваста».)
• Кто помог зайцу отстоять свою избушку? (Петух в сказке «Лиса, заяц и петух».)

• Какие животные так и не смогли подружиться? (Лиса и журавль в одноименной сказке.)
• Назовите сказку про очень сообразительную девочку и глупого медведя. («Маша и медведь».)
• В какой сказке солдат проучил скупую старуху? («Каша из топора».)
• Назовите крохотных мальчиков - героев русских сказок. (Жихарка, Малъчик-с-пальчик.)
• В какой сказке героине помогли ласка и учтивость? («Гуси-лебеди».)
• Какие диковины у царя Берендея, у царя Афрона, у царя Далмата? (У царя Берендея - яблоня с золотыми яблоками, у царя Афрона - жар-птица в золотой клетке, у царя Далмата - Елена Прекрасная в сказке «Иван-царевич и серый волк».)

Бабушка: В русских народных сказках все герои ходили в лаптях, стаптывали их по три пары.

А вы, ребята, знаете, что это такое? (Показывает лапти)

Ответы детей.

Бабушка: Сейчас вы носите летом на ногах туфли и босоножки, а раньше люди лапти носили. Когда я была маленькой, то любила смотреть, как мой дедушка плел лапти. Он мне рассказывал, что сначала нужно сходить в лес и надрать лыко. Лыко - это кора молодой липы, разделенная на длинные полоски. Потом лыко вымачивали в специальном растворе воды с солью, сушили, только потом можно было плести новую обувку. Дедушка делал куклу - так называлась выпиленная из куска дерева форма будущего лаптя, брал готовое лыко и специальный инструмент для плетения - железный толстый крючок. Несколько вечеров приходилось дедушке сидеть за работой, зато потом моим ножкам было уютно, тепло и весело бегать в новых лапоточках.

Дети передают лапоть друг другу, осмотрят его.


Ведущий: КОЛЬЦОВКА ПРИСКАЗОК.
Кто вспомнит больше присказок из русских народных сказок? Побеждает тот, за кем осталось последнее слово. Вот примеры присказок, собранных В. Далем:


• Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.
• Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
• Тише воды, ниже травы.
• Растет не по дням, а по часам..
• Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым валит.
• Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом.
• Я там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало.
• Ни словом сказать, ни пером описать.
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• В некотором царстве, в тридесятом государстве.
• За тридевять земель, в тридесятом царстве.
• Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
• Свистнул, гаркнул молодецким посвистом, богатырским покриком.
• Вправо поедешь - коня потеряешь, влево поедешь - самому живу не быть.
• Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух воочию является.
• Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
• Гусли-самогуды. Шапка-невидимка. Сапоги-скороходы. Скатерть-хлебосолка.Меч-кладенец. Ковер-самолет. Конек-горбунок. Сивка-бурка и т. д.


Бабушка: Соревнования с метлой
Известно, что Баба Яга ездит в ступе с метлой. В такой сказочный день она разрешает всем попользоваться своей метлой и устраивает шуточные состязания.
• Оседлав метлу, пробежать мимо городков или других предметов, не задев их, и в самое короткое время. Сбитый городок - штрафное очко.


Бабушка: «Музыкальный теремок»
В старину, как только выпадала свободная от работы минутка, наши предки пели песни.
Конкурс русской народной песни.

Ведущий: Блиц- опрос «Про сказки»

1.Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)

2. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

3. Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)

4. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

5.Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)

6. Гуси - лебеди летят, унести детей хотят.

Кто полог сестрице с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

7. Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок? (Иван)

8. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)

9. Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)

10. Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная? (Василиса)

11. Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)

12. Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)

13. Смерть какого сказочного героя находится в яйце? (Кощея Бессмертного)

14. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

15. Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)

16. А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

17. По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси - лебеди)

18. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

19. Напуганный лисой пустился вскачь косой.

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

20. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка?

Ведущий: Эстафета «Юный художник»

- Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

- Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете 8 человек из команды. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны.

Первый участник бежит и рисует голову,

2 участник - одну ножку,

3 участник - другую ножку,

4 участник - одну ручку,

5 участник - другую ручку,

6 участник - глазки,

7 участник - ротик,

8 участник - дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Звучит музыка, ребята выполняют задание.

- А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.

Ведущий: Ребята, а кто такой Емеля?

Давайте проведём конкурс «Емелина печка»- на знание народных загадок, пословиц, на быстроту « скороговорения ».

Загадки, собранные В. И. Далем

- Расстелю рогожку, насыплю горошку, положу хлеба краюшку. (Небо, звезды, месяц.)
- Белая кошка лезет в окошко. (Свет.)
- Поутру - в сажень, в полдень - с пядень, а к вечеру через поле хватает. (Тень.)
- В печурке три чурки, три гуся, три утки, три тетерева. (Времена года.)
- Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
- Что горит без огня? (Гроза.)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса.)
- Красный кочеток по жердочке бежит. (Огонь.)
- Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь.)
- Дедушка осердился, в бабушку вцепился.(Репейник.)
- Под одним колпаком семьсот казаков. (Мак.)
- Антипка низок, на нем сто ризок. (Капуста.)
- Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса.)
- В одном калинничке два тестечка. (Яйцо.)


Бабушка: Конкурс «Продолжите пословицу»

• Здоровье дороже ... (богатства).
• Бог дал два уха, а один ... (язык).
• Москва - всем городам... (мать).
• Своя земля ... (и в горсти мила).
• Родимая сторона - мать, чужая - ... (мачеха).
• Лучше не договорить, чем ... (переговорить).
• На чужой сторонушке рад .. (своей воронушке).
• Нечего руками рассуждать, коли Бог ... (ума не дал).
• Корень учения горек, да плод его ... (сладок).
• От умного научишься, от глупого ... (разучишься).
• Не учась и... (лаптя не сплетешь).
• Ремесло пить-есть не просит, а само ... (кормит).
• Видит око далеко, а ум ... (еще дальше).
• Лежа пищи ... (не добудешь).
• Кто пахать не ленится, у того ... (и хлеб родится).
• Нет друга, так ищи, а найдешь - ... (береги).

Ведущий: «Конкурс скороговорок».

Приложение 1.


Бабушка: В древности во многих русских деревнях жили знахари и колдуны. Мы сейчас с вами тоже побываем у них в гостях. Представьте себе Логово Знахаря и Колдуна.
Пещера. Естественно, там царить полумрак. Везде развешены пучки целебных трав. В центре горят свечи. Знахарь и Колдун гадают и предсказывают судьбу, выписывают рецепты, задают вопросы о лекарственных травах, целебных ягодах и корешках.

Авгурия - гадание по крику и полету птиц. Например, «Кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить?» Сколько раз прокукует, столько и лет. Или по направлению полета птиц: летит птица слева направо - это к успеху, находке. Если же справа налево - плохой знак, жди неприятности. Гадали в России на породы птиц. Кричит сова - плохое предзнаменование. Летает над головой ястреб - в чем-то вас ждет победа. Воробьи налетели - к ссоре. Голубь пролетел - жди встречу.


Ведущий: Гадание по книге. Берется какая-нибудь книга (проза, стихи, сказки). Ведущий просит назвать наугад страницу и строку сверху или снизу. Зачитывается строчка или две и по смыслу прочитанного толкуется судьба.


Бабушка: Гадание по бумажкам. На бумажке записаны предсказания. Дети вытаскивают бумажку и читают то, что их ожидает.


Ведущий: «Викторина от Знахаря»
• В походе вам надо заваривать чай. Какие растения для этого можно использовать? (Кипрей, душицу, мяту, чабрец, таволгу и др.)
• А что поможет при расстройстве желудка? (Калган, кровохлебка, черника.)
• С чем вы будете пить чай при простуде? (С липовым цветом, с малиной.)
• При ходьбе вы натерли ногу, рана воспалилась. Какое растение вам поможет? (Подо-рожник.)
• Если вы не можете уснуть, нервничаете, беспокоитесь, что поможет в этом случае? (Чай из пустырника, валериана.)
• Чем ополаскивают волосы, чтобы они блестели и имели красивый оттенок? (Ромаш-кой, крапивой, мать-и-мачехой.)


Бабушка: «Предсказатели»

В русских народных сказках, народном календаре собрано много природных примет, по которым наши прадеды определяли погоду, предсказывали будущий урожай.
• Вечером выпала обильная роса - завтра будет солнечная погода.
• Радуга утром - к дождю.
• Дым стелется по земле - к ненастью.
• Пузыри на воде - к пущему дождю.
• Солнце вечером за тучи зашло - быть ненастью.
• Погоду можно определять по поведению рыб, птиц, зверей.
• Рыба не клюет - перед дождем.
• Лягушки квакают крикливо и неприятно - к дождю, с приятной трелью - к ясной погоде.
• Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.
• Голуби разворковались - установится вёдро.
• Ласточки низом разгонялись - перед дождем.
• Птицы поют весело - к хорошей погоде.
• Куры купаются в песке и хлопают крыль¬ями - к дождю.

Ведущий: «КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА ПРИРОДЫ»
• Почему нельзя ворошить муравейник, нарушать его форму? (Муравейники имеют форму конуса, такая форма предохраняет от дождя - вода скатывается и не размывает его. Если разворошить муравейник, нарушится его форма, в него попадет вода, и муравьи погибнут.)
• Кто вреднее для молодых деревьев - майский жук или его личинка? (Личинка.)
• Каковы основные правила разведения костров в лесу?
• Какую пользу приносят лягушки и жабы?
• Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни не улетают?
• Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вниз и вверх головой? (Поползень.)
• Какое животное может летать? (Летучая мышь.)


• Как понять выражение «волка ноги кормят?» (Волк не подстерегает добычу, как, скажем, рысь, а догоняет ее.)

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все-
Подвести итог игре.

Все участники получают медали «Знатоки народной мудрости» и сладкие призы.

Использованная литература

1. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть / Сост. М. Новицкая, Г. Науменко. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.: ил.

2. Волк и козлята. - М., 1989. -14с

3. Маша и медведь. - М., 1990. -16с.

4. Петушок-золотой гребешок - М., 1978-62с.

5. Снегурочка. - М., 1990. - 14с.

6. Колобок. - М., 1991 - 18с.

7. Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки / Сост., запись и обработ. Г. М. Науменко; Рис. Л. Н. Корчемкина. - М.: Дет. лит., 1988. - 206 с.: ил.

8. Умелые руки не знают скуки: Русские пословицы, поговорки и песенки / Сост. Л. Н. Елисеева. - М., Малыш, 1985. - 16 с.: ил.

9. Русские сказки / Обработ. А. Афанасьева, А. Толстого, Л. Толстого. - Тверь:

Омега, 1998. - 63с: ил.

10. Конышева Н. М. Чудесная мастерская: Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы. - 4-е изд. - М.: Ассоциация 21 век; АО «Московские учебники Картолитография», 2000. - 160с.; ил.








Деньги потерял - ничего не потерял,

время потерял - многое потерял,

здоровье потерял - все потерял..

Ему хоть кол на голове теши, а он все свое.



Красота до вечера, а доброта навек.



Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Поспешай, да не торопись.





Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

Слушай всякий совет, да примечай, что в дело, а что нет.



Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Не хочу учиться, хочу жениться.



Терпенье и труд все перетрут.





© 2010-2022