- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Работа с кризисными подростками
Статья Работа с кризисными подростками
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Койбаева Л.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа
с кризисными подростками, их родителями и учителями
в условиях школы
«Твои дети - это на самом деле вовсе не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе.
Ты можешь дать им свою любовь, но ни свои мысли, потому что у них есть собственные мысли. С тобой вместе живут их тела, но не их души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь за ними последовать даже в своих мечтах. Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» не возможно. Ты лук, из которого твои дети посланы вперед, в будущее.
Так изогнись в руке Лучника для радости».
(Камиль Джибран)
Вряд ли нужно доказывать, насколько важна для вечерних школ система адаптивного образования. Современное понимание адаптивного образования состоит в том, что школа создает для своих учащихся не только условия для учебы, но и гибкую комфортную образовательную среду. При этом определяющим направлением становится развитие способности человека к самосовершенствованию на основе учета возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей.
В работе с трудными подростками школа поставила перед собой следующие задачи:
-
Выявление факторов, неблагоприятно влияющих на психическое здоровье и развитие детей. Разработка совместно с администрацией, педагогами, инспекцией ПДН программ по их устранению и преодолению.
-
Содействие раскрытию у учащихся способностей к саморазвитию и самовоспитанию.
-
Оказание психологической помощи подросткам, учителям и родителям.
В соответствии с задачами работы, с учетом особенностей учащихся, основными направлениями деятельности школы являются:
1. Профилактическое
Оно подразумевает формирование у учителей, родителей и учащихся потребности в психологических знаниях, повышение их общей психологической культуры.
2. Диагностическое
Это углубление психолого-педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей.
3. Консультативное
Консультирование родителей, учителей и подростков по вопросам развития, обучения и воспитания.
Для успешного осуществления всех поставленных перед школой задач, работа ведется в трех взаимно пересекающихся плоскостях: учащиеся, родители, учителя.
Работа с учащимися - это, прежде всего индивидуальные и групповые консультации, стимулирующая психодиагностика, проведение развивающих игр, беседы-диалоги.
Программа консультаций отражает основные направления деятельности школы по работе с кризисными подростками и ориентирована на социальную и психологическую адаптацию трудных подростков. Учащиеся 8-х,9-х классов, на мой взгляд, это самая наименее социально защищенная группа. Большинство из семей неполные, у многих неблагополучные семьи, во всех из них обнаруживаются те или иные недостатки в воспитании ребенка, многие семьи находятся на грани бедности. Все это естественным образом отпечатывается на личности подростка, на его взглядах на жизнь, на той позиции по отношению к миру, которую он занимает, на том образе жизни, который он ведет.
Очень часто я слышу: «Зачем нам учиться? Зачем нам нужен аттестат? Ведь сейчас выживает лишь тот, кто ворует. Вот вы 10 лет учились в школе, 5 лет в университете. И что вы сейчас имеете? Вот таких учеников, как мы, и зарплату - копейки, которую Вам задерживают!».
Здесь, конечно, сказываются не только нестабильность ситуации в обществе, но и свойственный подросткам негативизм, отрицание реальности, их неопределенный статус, позиция: они уже не чувствуют себя детьми, но еще не закрепились в среде взрослых. Они как бы потерялись, не знают, кто они есть сейчас, в данный момент.
Поэтому основной целью уроков-консультаций я вижу самопознание учащихся, их самоопределение (кто я такой? хочу ли я учиться?), самосовершенствование и обучение элементарным социальным навыкам (тому, как общаться, как выйти из различных трудных ситуаций, к кому обратиться). Чтобы подросток, выйдя за пределы школы, смог найти свое место в жизни, не растеряться и не потеряться в водовороте современной жизни.
Критерии эффективности любого занятия с детьми для меня является включенность в работу большинства учащихся, их интерес, выражение: «Давайте что-нибудь еще такое поделаем».
Очень интересно прошло в 9-х классах занятие-консультация по выявлению особенностей темперамента. Здесь учащимся был предоставлен максимум самостоятельности: они отвечали на вопросы теста - опросника, сами считали и интерпретировали. Я лишь дала характеристику различных типов темперамента и установку на то, зачем все это нужно.
Вопрос профессионального самоопределения для учащихся 9-х классов достаточно сложный. Достаточно интересно, на мой взгляд, прошло одно из занятий на тему: «Мир профессий». Очень важно для подростка ориентироваться во всем многообразии профессий, специальностей, в том где и на кого можно выучиться, какие профессии требуются на рынке труда, какие перспективы ожидают при занятии той или иной деятельностью. Я считаю необходимым подготовить подростка к тому, может быть, первому выбору, который он сделает по окончании 9-го класса: пойдет ли на работу, учиться в 10 класс или СПТУ, какую специальность выберет.
Очень удачно прошла в 8 классе беседа: «Губительная сигарета», о вредном воздействии табака на организм человека. Разумеется, никто после беседы не бросил курить, но я думаю, что многие хотя бы задумались: «А стоит ли это делать?». И мне кажется, это уже хороший результат.
В прошлом учебном году было проведено диагностическое обследование учащихся 9-х классов с целью изучения особенностей их познавательной сферы. Результаты показали, что у большинства учащихся затруднен прием информации, они не успевают за средним темпом ее подачи, не понимают смысла многих слов. Объем КП у всех учащихся в пределах нормы, но есть проблемы ДП, смысловой (не знают, как перевести информацию из КП в ДП из-за отсутствия мотивации). У учащихся преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. Они не способны к умозаключениям. Отсутствует интерес к учебе. Все это следствие педагогической запущенности, низкого образовательного уровня родителей, того, что в младшей школе на детей не обратили внимания.
В результате проведенного обследования были даны рекомендации учителям-предметникам по работе в отдельных классах.
Также проводится исследование личностных особенностей учащихся, особенностей их эмоциональной сферы, интересов, ценностей учащихся. У подростков были выявлены высокий индекс агрессивности, враждебности, наличие стрессовых ситуаций. Выявление этого необходимо для того, чтобы способствовать снятию эмоциональной напряженности, чтобы не усугубить уже имеющуюся ситуацию, конфликт, а наоборот, разрешить их, помочь справиться с трудностями. И здесь важна роль всего педагогического коллектива. С учителями в школе ведется также несколько видов работы. Во-первых, это индивидуальные беседы, чаще по поводу отдельных учеников. Это позволяет выработать индивидуальную стратегию в работе с учащимися,
найти особый подход к каждому из них. Во-вторых, это обучающие занятия в рамках семинара «Личность учителя: теория и практика». Вот темы некоторых их них:
-
«Психологические особенности подростков с девиантным поведением».
-
«Педагогическая запущенность учащихся».
Идея проведения таких занятий возникла из необходимости повышать уровень психологических знаний педагогов, общий уровень психологической культуры. Чтобы успешно работать, надо знать, с кем вы работаете, знать особенности подростков, особенности их поведения. Знать и разбираться в причинах школьной неуспеваемости учащихся, неадекватного поведения в отдельных случаях.
Не менее важной в воспитательном процессе является и личность учителя. Ему необходимо обладать определенными качествами, педагогическим тактом, интуицией, умением не пойти на поводу, вовремя остановиться, не позволить втянуть себя в конфликт. И это касается не только взаимоотношений в системе «учитель - ученик», но и в системах «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - администрация».
Часто культурно-образовательный уровень родителей очень низкий и не позволяет вовлечь их в систему активного взаимодействия «семья-школа-ученик». Но я думаю, что даже такие занятия, с приглашением различных специалистов будут способствовать тому, чтобы все-таки привлечь семью в воспитательный и образовательный процесс их детей, и прежде всего самим быть заинтересованным в своем ребенке, а не оставлять все на школу и учителей.
Таким образом, вся деятельность школы направлена на координацию взаимодействий в системе «учитель - ученик - родители», а также на то, чтобы помочь ребенку разобраться в себе, найти оптимальные, социально приемлемые способы самовыражения, или иными словами, найти свою «социальную нишу».