• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Опыт экспериментально-исследовательской работы педагога-воспитателя (классного руководителя) в негомогенном классе в условиях школы-интерната по вопросу профориентации

Опыт экспериментально-исследовательской работы педагога-воспитателя (классного руководителя) в негомогенном классе в условиях школы-интерната по вопросу профориентации

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ










ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПРОБЛЕМЕ: «ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ (КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) В НЕГОМОГЕННОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ПО ВОПРОСУ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»










ВЫПОЛНИЛА: КУДРЯШОВА Е.Н.,

ВОСПИТАТЕЛЬ высшей КАТЕГОРИИ

ФГБОУ ИВАНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ.Е.Д.СТАСОВОЙ











ИВАНОВО - 2015 г.





Оглавление


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………. . ..6

1.1. ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ………............. 6

1.2. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ…………………………………………………………………………………………15

1.3. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………............19

1.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………………………....26

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………………………...31

2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………..31

2.2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………….38

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИВАНОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИМ. Е.Д.СТАСОВОЙ……………………………………………………………………………………...38

3.1. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ…………………………………………………………………………………………38

3.1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА…………………………….. 39

3.1.2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………...41

3.1.3. АВТОНОМНОСТЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ…………………………………………46

3.1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………………………………..46

3.1.5. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..50

3.2. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………………………………………57

3.2.1. ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА………………………………………..57

3.2.2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ……………………………………………………………………………………..61

3.2.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………………….64

3.2.4. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА………………………………………………………...66

ВЫВОДЫ 1 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………............75

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………............104



Введение

Вопрос о выборе профессии является достаточно важным в современных социально-экономических условиях. В настоящее время рынок труда представляет вниманию заинтересованных различный спектр профессий, каждая из которых предлагает свой набор социальных и материальных преимуществ. Такие условия порождают ситуацию выбора, тем более сложную, если в нее попадают лица неискушенные в вопросе профессионального самоопределения.

Профессиональный выбор и становление человека лежат в основе его личностного развития. Поэтому от правильного выбора будущей профессии зависит дальнейший жизненный путь, его успешность.

Наиболее актуальной, по нашему мнению, является проблема профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Это период, когда наиболее активно формируются жизненные позиции, мировоззрение, закладываются основы будущей самоактуализации в социальном мире. От правильного выбора будущей профессиональной деятельности старшеклассника зависит его дальнейший жизненный путь.

Рассматривая проблему профессионального самоопределения, таким образом, следует обратить особое внимание на основные факторы, способствующие или препятствующие правильному, соответствующему способностям и личностным особенностям выбору профессии, а также на помощь индивиду в выборе будущей профессиональной деятельности. Профориентация состоит не только в изучении мира профессий, ее востребованности на рынке труда, но и зависит от знания психологических особенностей, характера, склонностей, уровня интеллектуального и физического развития. В связи с тем, что вопрос профессиональной подготовки учащихся довольно широк, я обратилась к психологическому аспекту выбора профессии.

Учитывая многообразие и сложность вопроса профориентации, работа начала проводиться в 2005-2006 учебном году.

В ходе индивидуальных бесед, тестирования на определение профессиональной направленности и изучения проявления интересов и склонностей учащихся в различных сферах деятельности, проф. упражнений, встреч с работниками городской биржи занятости труда, я поняла, что уровень знаний учащихся по вопросу выбора профессии низок.

10 человек изучаемого класса продолжили свое обучение в 10 классе в 2006-2007 учебном году. К этой группе присоединились социальные сироты, приехавшие из интернатов других городов, дети из неполных семей и работников бюджетной сферы Ивановской области.

Приход в коллектив новых детей, а также изменения проф. наклонностей у прежнего состава группы побудило меня вновь обратиться к психологическому аспекту профориентации. Данная ситуация, а также опыт предшествующих поколений заставил задуматься о целесообразности более ранней профориентационной деятельности.

В связи с формированием негомогенного класса встал вопрос об адаптации вновь поступивших ребят и формировании межличностных отношений.

В своей работе автор использовала ряд диагностических материалов, предложенных в различных источниках. В ходе работы встал вопрос о целесообразности и продуктивности применения тех или иных из них.

В решении проблемы профориентации необходима совместная деятельность всех участников педагогического процесса. На ее основе необходимо содействовать выработке у школьников сознательного отношения к труду, актуализации процессов профессионального самоопределения в условиях свободного выбора сферы деятельности в

соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда.

Объект исследования: особенности процесса профессиональной ориентации учащихся.

Предмет исследования: выявление психологических особенностей учащихся в различные возрастные периоды школьного обучения.

Цель исследования: выявление психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение.

Задачи исследования:

1.Теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной ориентации молодёжи;

2. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на выбор профессии;

3. Подбор методик, проведение исследований;

4. Обработка и анализ результатов.

Методы исследования: психолого-педагогическое наблюдение, беседа, психологическое тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Проблемы исследования:

- Тема выбора профессии в негомогенном классе;

- адаптационный период;

- формирование межличностных отношений с учетом коммуникативных и организаторских способностей;

- автономность принятия решения, его сформированность в условиях негомогенного класса;

- соответствие выбора профессии и профессиональных склонностей;

- подбор наиболее информационных методик изучения интересов, способностей и индивидуальных особенностей обучающихся;

- система проф. работы на разных ступенях обучения;

- роль педагогического коллектива на формирование интересов учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучение феномена профессионального самоопределения, выявление психологических особенностей школьников, влияющих на выбор профессии и проектирование педагогической деятельности в связи с полученными знаниями.

Практическая значимость заключается в выявление возрастных особенностей и возможностей профессионального самоопределения учащихся, а также помощь при ориентации молодёжи в мире профессий. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1.Профессиональное самоопределение молодёжи как психолого-педагогическая проблема.


  1. Теории профессионального самоопределения личности.

Проблема профессиональной ориентации в современной науке является достаточно актуальной. Это связано, прежде всего, с новым социально-экономическими условиями, в которых возникла настоятельная необходимость не только в хорошо обученных и подготовленных кадрах, но и в профессионалах, способных творчески подходить к возникающим проблемам, легко адаптироваться к изменяющимся условиям. Достижение такого результата невозможно без явной склонности к той или иной профессии.

Научно-технический прогресс поставил перед учёными задачу объективного отбора только работников, которые бы явно соответствовали

требованиям профессии. Для этого необходимо создание теоретических основ, объясняющих профессиональный выбор. Наиболее активным

периодом возникновения различных теоретических концепций профессионального самоопределения человека можно считать середину 20 века. Учёные в своих концепциях пытались анализировать сущность феномена профориентации, его природы и причинную обусловленность. Нет необходимости говорить о том, что каждый теоретик основы профессионального выбора определял по-своему [1,7,51].

На более поздних этапах развития науки учёные преимущественно стали обращать внимание на вопросы, почти не связанные с природой и сущностью профессионального самоопределения. В круг их интересов входили такие проблемы, как методы изучение профориентации, мотивы выбора профессии, процесс управления профессиональным самоопределением молодёжи[3, 8, 12].

В конце XX-XXI вв. актуальным стало изучение профессионального развития в период зрелости и связанных с этим особенностей профессионального выбора [14, 34, 40, 44].

Все имеющиеся теоретические концепции профессионального самоопределения личности условно можно разделить на две категории: такие, которые рассматривали профессиональный выбор как личностные самоопределение, и такие, в которых профориентация анализировалась с позиции социума.

К первой категории концепций можно отнести модели свободного выбора Б. Хопсона и Дж. Хейджа, Э. Джоуна, Э. Гинзберга и проч., ко второй- теории таких авторов, как А. Лоуренс, М.И.Томас и другие. Рассмотрим каждую из них более подробно [8].

Одной из наиболее интересных концепций профориентации является теория случайного выбора профессии, в которой сложившиеся обстоятельства являются главной причиной профессионального

самоопределения. Авторами данной концепции можно считать Б. Хопсона и Дж. Хейдж [50].

Следует отметить, что случай нередко играет определённую роль в выборе профессиональной судьбы личности. Но не такую важную, каким он представлен в концепции данных ученых. А.Е. Голомшток считает, элементы случайности при выборе профессии следует рассматривать в рамках проявления более глубоких, внутренних тенденций личности и действия социальных условий жизни. Он пишет: «Случай может решить судьбу человека, но с таким же успехом может не оказать на него ни какого воздействия» [8;С. 33.]

Особенность концепции случайного выбора заключается в том, что личность в ней выступает как пассивный фактор, от которого ничего не зависит. Кроме того, данная теория не вполне объясняет, в чем и каким образом проявляется социальная обусловленность выбора профессии.

Другой теорией, в которой внимание в решение о выборе профессии акцентировалось на особенностях личности, считается концепция «внутренних влечений» Э.Джоуна. Рассматриваемая нами концепция базируется на учении З. Фрейда.

В данной модели определяющим при выборе профессии являются подсознательные эмоциональные влечения, дающие импульс к принятию соответствующего решения. Возникновение профессионального интереса, намерения объясняется проявление действия этих внутренних сил. По мнению Э. Джоуна, главная задача профориентации - обнаружить внутренние, заложенные от природы влечения [18].

Основная критика данной теории сводилась к тому, что исследования учёного базировались на клинической практике. Поэтому

переносить полностью результаты экспериментов в реальную жизнь не представляется возможных. Хотя определенная доля истины в его работах присутствует. Так, нельзя отрицать, что удовлетворение внутренних

потребностей и влечений в социально одобряемой профессиональной деятельности влечёт к развитию личностного потенциала.

Широкое распространение в психологии получили концепции свободного развития личности. Суть их заключается в том, что выбор профессиональном определении состоит в стимулировании самопознания и самовыражения.

Представителем данного направления считается Э. Гинзберг создавший ряд работ по данному вопросу. Так, в книге «Выбор профессии (к развитию основной теории)», он предполагает, что процесс профессионального самоопределения есть не что иное, как последовательность субъектных решений о выборе профессии, которые принимает ребёнок в разные возрастные периоды. Поэтому сущность выбора профессии состоит в том, чтобы найти компромисс между различными взглядами, представлением и мнениями, возникающими в связи с выбором профессии [8].

Э. Гинзберг допускает, что, кроме вышеуказанного, следует учитывать влияния социальной среды, обстоятельства жизни, возможности личности. Но всё это следует рассматривать как второстепенные условия для того, чтобы выработать у оптанта собственные взгляды и убеждения, позволяющие как можно лучше адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Основное внимание учёный в своих работах сосредотачивает на достижении компромисса между многосторонними стремлениями личности, её естественному стремлению к разностороннему развитию и теми ограничениями, которые создаёт на пути профессионального самоопределения общество, а также стремлением оптанта к приобретению

профессии, которая бы помогла получить личностное благополучие. Процесс личностного и профессионального развития в теории Э. Гинзбрга

представлен как изменяющиеся субъективные мнения и отношении возможного образа построения своей жизни.

Теория Э. Гинзберга представляет определенную ценность в раскрытии механизма профессионального самоопределения личности, но не определяющий фактор выбора профессии.

Другим представителем теории свободного развития личности, сформулировавшим концепцию профессиональной ориентации, является Д. Съюпер. Его можно считать автором ролевой концепции в профориентации [4].

Профессиональное самоопределение в модели данного учёного рассматривается с позиции роли, принятой на себя человеком. Он предполагает, что поскольку люди различаются между собой по способностям, интересам, чертам характера и другим индивидуальным свойствам, то в силу имеющихся у них различий ищут такие виды работ, к которым были бы наиболее приспособлены. В этом смысле выбор профессии рассматривается как момент профессионального становления.

Д. Съюпер, как и Э. Гинзберг, считает, что окончательному выбору профессии предшествует ряд предварительных решений. Но эти решения, по мнению ученого, в отличие от идей Э. Гинзберга, не сводятся только к определению того, какая профессия предпочтительнее с точки зрения личного благополучия. Некоторые решения лишь косвенно связаны с карьерой. Сущность компромисса, происходящего при выборе профессии,

состоит в том, что человек выбирает для себя занятие, соответствующее его представлениям о той роли, которую он сможет хорошо выполнять. Поэтому в основе профессионального самоопределения лежит стремление к социальному одобрению, желание в полной мере «служить» обществу.

Своеобразную точку зрения на самоопределение излагает Дж. Холланд. Исходя из традиционного представления, что все многообразие

профессий можно свести к нескольким группам, а специфика качеств каждого человека позволяет отнести его определенной категории, ученый

считает, что процесс самоопределения - это нахождение каждым своей группы профессий [43] .

Разрабатывая классификацию, Дж. Холланд выделяет шесть профессиональных групп;

1.Моторный тип деятельности (станочники, машинисты, водители и проч.);

2.Интеллектуальный тип деятельности (исследователи и проч.); 3.Поддерживающий тип деятельности (учителя, врачи и т.д.); 4.Согласующий тип деятельности (конторские служащие, секретари и др.); 5.Убеждающий тип деятельности (торговые работники, бизнесмены и т.д.); 6. Эстетический тип деятельности (музыканты, художники и проч.).

Каждая профессиональная группа - это специфический образ жизни, отличающийся своеобразием проблем и выполняемых ролей. Соответственно, все люди могут быть отнесены с точки зрения выполняемой ими деятельности к той или иной профессиональной категории.

Процесс выбора профессии, по Дж. Холланду, может быть представлен как поиск и нахождение каждым своей основной профессиональной группы. В модели Дж. Холланда отчетливо видно смещение разных концепций развития. С одной стороны, ученый представляет профессиональный выбор как процесс развития, с другой - саморазвитие сводится к поиску профессиональной группы, в рамках которой индивид замыкает свое развитие и за пределы которой он выйти не может. В рассмотренной нами группе теорий профессионального самоопределения основными выступают психологические детерминанты

выбора профессии. Личность, её стремления и возможности, в них рассматриваются как ведущее звено профориентации.

Другая группа теорий изучает данный процесс с позиции общественного устройства. Детерминирующим фактором

профессионального самоопределения является социум, личности отводится второстепенная роль.

Такие учёные, как А. Лоуренс, М. И. Томас процесс выбора профессии определяют усваиваемыми и заучиваемыми ценностями. Эти ценности получают то или иное направление в зависимости от окружения, в котором находится человек. Это окружение действует на личность в разных направлениях: через господствующую в обществе идеологию, через ценности социальной, этнической группы, к которым принадлежит индивид, через семью и школу. Господствующая идеология определяет престижность профессий и, как следствие, профессиональные предпочтения оптантов [15].

Следует отметить, что большинство теорий этих направлений односторонние и ограниченные. Они не рассматривают процесс профессионального самоопределения как совокупность факторов, а только как воздействие того или иного условия на жизнь человека.

Этот недостаток был преодолён в работах отечественных психологов, занимающихся проблемой профориентации молодёжи. В концепциях А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова и ряда других учёных были объединены социальные и личностные факторы выбора профессии индивидом [8,11,21].

Отечественные авторы считают, что выбор профессии следует рассматривать как этап личностного развития индивида, в ходе которого у него воспитывается морально - нравственные представления и мировоззрение, отношения к этическим проблемам и проч.

Подготовка к выбору профессии в данных концепциях - это сторона деятельности общества по формированию личности ребёнка, в результате

чего происходит его профессиональное самоопределение. Процесс профориентации человека представляется как результат сознательного,

целеустремлённого выбора развивающейся личности под воздействием определённой совокупности условий.

На современном этапе развития психологической науки проблему профориентации рассматривают сквозь призму личностного развития человека. Так, Л.М. Митина считает, что выбор профессии - это «во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегий высвобождений внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, - с другой» [34; C. 37-38]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.

Исследовательница предполагает, что чем раньше начнётся направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучное, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире. Такие перспективы предполагают преобразование психологии профессионального развития из периферийной и прикладной отрасли психологии личности в важную область научного знания, дающую практикам мощные средства научно-технического и социального прогресса.

С. Е. Пеняева, И. В. Андреев сущность процесса профессионального самоопределения видят в том, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор

профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и

творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению, приводить к более быстрому

профессиональному старению и деформации. С другой стороны, считают авторы, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез [40].

Наиболее фундаментальное исследование природы феномена профориентации принадлежит М. Г. Гинзбургу. Учёный считает, что в связи с тем, что «на человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию, становление человека обретает форму определения себя в мире - самоопределения»[7;C 44].Самоопределение в современном мире, по мнению автора, невозможно без правильного, полноценного профессионального выбора. Поэтому профессиональное самоопределение есть не что иное, как психологическое прошлое, настоящие и будущее, составляющие жизненное поле личности.

Профессиональный выбор для М. Г. Гинзбурга - это «содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространственно реального действования (актуального и потенциального)» [7; C.47].

Профориентация в этом случае неотделима не только от развития индивида как полноценного члена общества, но и от личностного самоопределения.

На наш взгляд, данная концепция наиболее полно отражает сущность профессионального самоопределения индивида в обществе. Именно такой подход к рассмотрению проблемы открывает безграничные возможности для изучения феномена профориентации. В дальнейшем в нашей работе

мы будем ориентировать именно на такое понимание процесса профессионального самоопределение личности. Подводя итоги, следует сказать, что вопрос о природе, сущности профессионального

самоопределения индивида остаётся открытым. Каждый исследователь старается решить данную проблему по-своему, что

является залогом дальнейшего изучения феномена профориентации в психологической науке. Для наиболее полного понимания рассматриваемой нами проблемы обратимся к изучению научных основ профориентационной деятельности и профессионального самоопределения личности.

1.2 Понятия и виды профессий.

Для объективного рассмотрения феномена профориентации необходимо первоначально определить те конституирующие основы, которые позволяют управлять процессом выбора профессии.

В основе профориентации деятельности лежит

такой необходимый базис, как ориентации на профессию.

Под профессией понимается не что иное, как основной род занятий человека, который приносит не только общественную пользу, но позволяет индивиду реализовывать себя посредством получаемого продукта труда [45].

Для адекватной профориентационной деятельности необходимо различать основные виды профессий. Следует отметить, что единого взгляда на типологию профессиональной деятельности пока не существует. Разные авторы выделяют различные классификации профессий.

На данный момент популярными в психологической науке являются типологии профессий Е.А.Климова и Дж. Холланда [19, 54].

Обратимся к классификации Е.А.Климова. Ученый составил четырехъярусную классификацию, в основе которой положил признаки предмета, цели, средства и условия труда. Данная классификация

состоит из 4 ярусов, с помощью которых можно описать любую профессию:

I ярус Типы

II ярус Классы III ярус Отделы

IV ярус Группы профессий

Первый ярус состоит из пяти типов профессий:

  1. «Человек - живая природа». Представитель данного типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования;

  2. «Человек - и техника (неживая природа)». Представитель данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда;

  3. «Человек - человек». Предметом интереса распознания, обслуживания здесь являются социальные системы;

  4. «Человек - знаковая система». Естественные и исскуственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые свойственны представителям данной профессий;

  5. «Человек - художественный образ». Представитель данного типа имеют дело с явлениями, фактами художественного отображения действительности.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей:

1.Гностические профессии, целью которых являются познания окружающей действительности;

2.Преобразующие профессии. Основной смысл видится в изменении имеющегося мира;

3. Изысканные профессий. Цели данных профессий заключаются в совершенствовании предметов и объектов воздействия.

На четвёртом ярусе трудовая деятельность разделяется по условиям труда на 4 группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным;

2. Работа, необходимо связанная с пребываем на открытом воздухе в любую погоду;

3. Работа в необычных условиях;

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Выделенные группы не являются взаимоисключающими, но частично совпадающими [21].

Разработанная Е.А.Климовым схема позволяет «кодировать» различные профессии. Несмотря на кажущуюся детальность данной типологии, она, тем не менее, не способна ответить на вопрос о психологических особенностях, которые необходимы для работы в разных профессиональных условиях.

Недостаток классификации Е.А.Климова восполняет типология профессий Дж. Холланда. Он выделяет следующие основные типы личности:

  • Реалистический тип обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развиты моторные навыки, пространственное воображение;

  • Интеллектуальный тип характеризуется аналитическим умом, независимостью и оригинальностью суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение

творческих интеллектуальных задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные

способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном - интроверт;

  • Социальный тип отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в

многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. огочисленных аучные профессии. 38383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838

  • Конвенциональный тип отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности;

  • Предприимчивый тип выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством личным статусом. В структуре интеллекта

преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания;

  • Артистический тип в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений,

оригинальность мышления. Обычно не живет по правил и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности [43].

Следует отметить, что использование типологий Е.А.Климова и Дж. Холланда в единстве способно дать оптанту необходимыми сведения для профессионального самоопределения.

Для наиболее полной профессиональной самореализации человека необходим правильный выбор трудовой деятельности, которая бы максимально соответствовала возможностям и потребностям самого человека. Решение данной задачи достигается разработкой системы профессиональной деятельности.

1.3 Научные основы профессиональной деятельности

Профессиональная ориентация - одна из наиболее сложных в решении задач. Это обусловлено тем, что рассматриваемая нами проблема требует комплексного подхода к изучению не только личности оптанта, но и особенностей деятельности.

На проблему дефиниции профессиональной ориентации в отечественной психологии уже сложилось единое мнение. Под профориентацией понимается «комплекс психолого-педагогических

воздействий и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодёжи в соответствии с их желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учётом

потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» [26; C.278].

Такого понимания проблемы придерживаются А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Н.И. Кулагин, А.Д.Сазанов, В.Д. Симоненко и многие другие [8,11,20,26].

Исходя из выше перечисленного определения, можно выделить такие виды профориентации:

  • Профориентация на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т.д.;

  • Профориентация на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, ещё не сделавший свой выбор, в мире профессии [26].

Каждый из видов профориентационной деятельности обладает определенной спецификой и требует особого подхода в управлении профессиональным самоопределением оптанта.

Следует отметить, что выделенные в нашей работе особенности дефиниции и различения профориентационной деятельности указывают на то, что в настоящие время для решения проблем профориентации используется комплексный подход, т.е. сочетания социально-экономических, психофизиологических и психолого-педагогических мер воздействия. Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.

Социально-экономический подход предусматривает вопросы анализа потребности общества в различных профессиях, выявления их перспектив в трудовых ресурсах [16]

В основе психофизиологического подхода к решению проблем профориентации лежит признания того факта, что каждый человек имеет различные психофизиологическое особенности, склонности, характер,[27],

неправильный выбор профессии связан с моральной неудовлетворенностью, потерей активности и расстройством здоровья.

Правильное профессиональное самоопределения связано с психофизиологическим совершенствоватвмем человеком.

Суть психолого-педагогического подхода, считают Н.И. Кулагин, А.Д. Сазонов, В.Д.Симоненко, заключаются в воспитании в период обучения любви к труду, формирования у них интереса к будущей профессии [39].

В соответствии с выделенными подходами к изучению профориентационной деятельности необходимо выделить ряд функций, выполнение которых обеспечивается реализацией профориентации:

1.Социальная функция предполагает процесс усвоения старшеклассниками определенной системы знаний, норм ценностей, позволяющей осуществлять свою профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества и самосовершенствоваться в соответствии с государственными и общественными отношениями.

Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать, прежде всего, с позиций социального заказа;

2.Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности содержанием труда, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени. В общеобразовательной системе профессиональная ориентация старшеклассников должна способствовать формированию у них экономического мышления, навыков современной культуры труда.

Необходимо сформировать у них сознательное отношение к выбору профессии и дальнейшему образованию с учетом социального заказа.

3.Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, способностей, помощь в поиске призвания,

выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям, а также

определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением;

4.Медико-физиологическая функция - это, прежде всего, реализация требования к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В условиях общеобразовательной системы важно своевременно определить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья и предостеречь от выбора противопоказанной профессии, в случае необходимости скорректировать профессиональные планы таким образом, чтобы они максимально соответствовали физическим возможностям оптанта [11, 20].

Следует отметить, что профориентация является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, одним из которых являются направления профессиональной работы. Они непосредственно являются функциями профессиональной ориентации. Можно выделить следующие направления такой деятельности:

1. Профессиональное просвещение предусматривает организацию системы, способствующей накоплению у индивида определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизических особенностях различных профессий, а также об условиях правильного выбора одной из них, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание человеком социально-экономических потребностей общества и своих психофизических возможностей. Профессиональное просвещение включает в себя элемент

профессиональной информации, состоящей из профессиональной пропаганды и агитации;

2. Развитие интересов, склонностей в различных видах деятельности. Данное направление профориентационной работы способствует

становлению личности, осознанному профессиональному самоопределению. Поставленные задачи реализуются через предметно-

практическую деятельность и деятельность по усвоению норм и человеческих отношений.

3. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:

1) справочная консультация, в ходе которой сообщает об аналогах трудоустройства, требованиях к приёму на работу и учёбу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системы оплаты труда, перспективах профессионального роста;

2) диагностическая консультация, направленная на изучения личности оптанта, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления его соответствия избираемой профессии;

3) формирующая профконсультация имеет целью руководство выбором оптанта профессии, коррекцию этого выбора. Она рассчитана на

длительный период, предполагает систематическую регистрацию изменения личности индивида в отношении профессионального самоопределения;

4) медицинская профконсультация направлена на выявления состояния здоровья, его психофизиологических свойств по отношению к избираемой профессии, его переориентацию, в случае необходимости, на другую область профессиональной деятельности.

4. Профессиональная адаптация - это активный стресс приспособления оптанта к профессии, социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности профориентационной работы. Профессиональная

адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности [13,47].

В основе успешной профориентационной работы лежит учёт многих психологических условий и названий таких, как интересы, склонности, способности, профессиональные намерения и профессиональная направленность личности. Рассмотрим их.

Интерес - это избирательное, эмоционально окрашенное отношения личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду деятельности. Высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании оптанта как его профессиональный выбор, является профессиональным намерением [16].

Склонность - расположение личности к той или иной деятельности. Склонность в отличие от интереса предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним [52].

Способность - это совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Способностями определяется приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся [48].

Необходимым качеством для профессиональной самореализации личности является ее профессиональная направленность, т.е. характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им

избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность [42].

Такие понятия, как «интерес», «склонность», «способность», находятся в динамичном единстве, взаимно дополняя друг друга. Именно

эти психологические свойства и характеристики определяют успешность будущей профессиональной деятельности индивида. При недостаточном

учете данных особенностей возможен неправильный профессиональный выбор.

Ведущим компонентом в профессиональной ориентации и самоопределении является мотивация выбора той или иной профессии. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, удовлетворенность человека своим трудом. Под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с данной профессией [43, 47].

Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в соответствующих центрах профориентации. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним

их основных. Ученые считают, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности [32].

Н.Д.Левитов указывает следующие мотивы выбора профессии:

1. Престижность профессиональной деятельности;

2. Познавательное значение профессии;

3. Интерес к выбираемой работе;

4. Подготовленность к профессии опытом работы в соответствующей области;

5. Связь выбираемой профессии с успеваемостью в школе;

6. Способность к профессии;

7. Материальная выгода;

8. Легкость поступления на работу;

9. Советы и примеры родных, педагогов, товарищей. Семейные традиции [27].

Как мы видим, в предложенной классификации мотивов профессионального выбора внешние ориентиры самоопределения (престижность, советы и примеры родных, педагогов, товарищей, семейные традиции и т.д.) являются ведущими. Это не способствует успешному выбору будущей профессиональной деятельности. Только внутренние мотивы, осознание индивидуальных особенностей способны к адекватному выбору будущей деятельности. Поэтому для активизации сознательного выбора профессии необходима адекватно построенная система управления деятельностью профориентации.

1.4 Психологическое содержание старшего школьного

возраста.

Весь период психологической подготовки учащихся к осознанному самостоятельному выбору профессии строится на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития личности является категория возраста.

Особенно актуальной представляется проф. ориентационная деятельность в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что на данном возрастном этапе закладываются основы жизненных установок, которые определяют профессиональный выбор.

Кризисность этого возраста определяет ту неповторимую специфическую ситуацию развития ребенка, которая дает возможным

проведение успешной профориентационной работы. Можно сказать, что только на данном этапе развития человека как личности возможна

наиболее полная ориентировка индивида в мире профессий из-за его открытости новому опыту, стремления познать себя во всей целостности.

Такая неповторимая ситуация складывается из когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, свойственных подростковому возрасту. Рассмотрим специфику развития данных сфер психической жизни.

В этом возрасте происходят значительные изменения в когнитивной сфере. На протяжении отрочества продолжается интенсивное развитие мыслительных способностей и как следствие - расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания способствуют быстрому накоплению знаний [2,25,36].

Когнитивное развитие в данном возрасте характеризуется совершенствование абстрактного мышления[24,25]

Развитие абстрактно логического мышления, как утверждает Н.С. Лейтес, знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Основной особенностью интеллекта старшеклассника является склонность к теоретизированию, созданию абстрактных концепций, увлечение философскими построениями[28].

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие старшеклассники склонны преувеличивать уровень собственных знаний и особенно умственных возможностей [31,38]. Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля

умственной деятельности, т.е., по определению Е.А.Климова, «индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к

которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной)

индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [24;С.76].

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов [22].

Развитие интеллекта тесно связано с генезисом творческих способностей, предполагающих не только усвоение информации, но и проявление интеллектуальной инициативы, создание чего-то нового.

Таковы основные особенности становления когнитивной сферы в старшем школьном возрасте. Они детерминируют специфическое развитие эмоционального и поведенческого компонента в личности ребенка.

Эмоциональный мир нестабилен и интенсивен. Некоторые особенности эмоциональных реакций, как отмечают некоторые психологи, коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие переходы от одного эмоционального состояния к другому нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослабление всех видов торможения [22].

Однако эмоциональное развитие в этом возрасте не может быть объяснено только сдвигами гормонального порядка. Оно зависит также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические особенности играют решающую роль и доминируют над возрастными.

К эмоциональной нестабильности подростка ведут психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я».

Тем не менее, неуравновешенность рассматриваемой нами сферы ведет к расширению эмоциональных реакций, а также моделей поведения на значимый для индивида стимул [17].

И.С.Кон выделяет такую закономерность подросткового возраста, наряду с повышением эмоциональной чувствительности одновременно возрастают и возможности психологической защиты организма. Ученый объясняет это тем, что круг факторов, способных вызвать эмоциональную реакцию все более расширяется, что при сохранении более ранних форм эмоционального реагирования может привести к гибели человека в прямом смысле этого слова [24].

С эмоциональным развитием тесно связано становление социального сознания, что, по Л.С. Выгодскому, есть основное новообразование этого возраста. Именно социальное сознание лежит в основе самосознания,

которое есть не что иное, как «общественное сознание, перенесенное во внутренний план» [38;С.158].

Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности [35].

Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, свои личные качества, мировоззрения и способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

С развитием самосознания, ощущением собственной противоречивости бытия связана конфликтность в психическом развитии подростка.

Для понимания особенностей поведенческих компонентов обратимся к описаниям, даваемых в работах Т.В.Драгуновой [5,10].

1. «Старшекласснику важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими» [10;С.29];

2. Для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской [10;С.30];

3. Ценность для старшеклассника некоторой работы определяется ее «взрослостью», т.е. соответствием некоторому представлению о взрослости [10;С.28];

4. «Любимый герой - человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем». В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем [10;С.49,57];

5. Склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах;

6. Возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества);

7. Возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, часто весьма нелицеприятное.

Учащийся, как отмечает К.Н.Поливанова, - это, прежде всего, «романтик идеальной формы»[41;С.24]. Возвышенный идеал становится меркой его отношения к действительности. Все действия подростка несут, прежде всего, нагрузку смысла, значения, поведение становится текстом, обращенным, прежде всего, к идеалу.

Поведенческий текст подростка адресован к другим людям, но смысл этого обращения состоит в противопоставлении, подчеркивании своей «инакости». Свой поведенческий тест он выстраивает в реально существующих ситуациях, в которых действия в основном уже приобрели некоторый смысл и этот смысл им и придается, то «иное прочтение» привычных значений подростком или предъявление окружающим «нового языка» оказывается не понятным, не принятым и отвергаемым [9].

Эти особенности становления морально-нравственной сферы обусловлены также изменением мотивационной сферы [29].

В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни

[33]. Структура мотивов, как отмечает Л.И. Божович, характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценностными для личности мотивов» [24С.158].

Таковы основные особенности развития поведенческой сферы в этом возрасте.

В целом, психическое развитие старшеклассника наряду с совершенствованием интеллектуальной и эмоциональной сферы характеризуется нестабильностью и незавершенностью. Тем не менее, этот

период знаменует собой переход к взрослости, и специфика его протекания накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь.

Особый интерес в этом плане вызывает изучение вопроса о специфике профориентационной деятельности в старшем школьном возрасте и возможностях педагога оптимизировать процесс профессионального самоопределения.

Глава П. Организационно - методические основы исследования.

2.1. Методы исследования

В ходе исследования использовались два метода - анкетирование и тестирование. Тестирование являлось основным методом исследования.

1. Анкета оптанта используется (Приложение 1) для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности. Данная анкета состоит из

14 утверждений. Испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция ответить на ряд вопросов. Анализируя результаты анкеты,

консультант должен сформулировать выводы о наличии профессионального плана и степени его сформированности, осознанности выбора профессии.

2. Дифференциально-диагностический опросник (Приложение 2), разработанный Е.А.Климовым (ДДО) применяется для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности. В основу этой методики положена схема классификации профессий по предмету труда: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Данный опросник состоит из 20 утверждений, испытуемому предлагается выбрать один из

вариантов ответов. При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму баллов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на

направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

3. Карта интересов (Приложение 3) составлена А.Е.Голомштоком. Данная методика используется для диагностики познавательных интересов в связи с задачами профориентации. Карта интересов состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах профессиональной деятельности. Испытуемому предлагается ответить на

ряд вопросов. Затем в заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом. Каждый столбец вопросов

благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов. Анализируя полученные данные, следует выделять столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них

окажется несколько столбцов с одинаковым количеством плюсов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из

них, которые содержат наибольшее количество минусов. Необходимо при анализе результатов обратить особое внимание на столбцы, содержащие наибольшее количество минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет 5 градаций:

* Высшая степень отрицания - от -12 до -6;

* Интерес отрицается - от -5 до -1;

* Интерес выражен слабо - от +1 до +4;

* Выраженный интерес - от +5 до +7;

* Ярко выраженный интерес - от +8 до +124

4. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности (Приложение 4). С.С Гриншпун, автор данной методики выделяет 4 группы мотивов профессиональной деятельности:

вопросы 1-8 - мотивы престижности профессии;

вопросы 9-16 - мотивы материального благополучия;

вопросы 17-24 - мотивы делового характера;

вопросы 26-32 - мотивы творческой реализации в труде.

На « Листе ответов» напротив соответствующего номера необходимо отметить степень значимости того или иного мотива, выраженную в баллах:

4 - очень значим;

3 - имеет значение;

2 - скорее значим, чем незначим;

1 - скорее незначим, чем значим;

0 - не имеет значения.

Полученные с помощью методики результаты сопоставляются с данными анкеты оптанта. В случае рассогласования данных проводятся собеседования с учащимися с целью уяснения картины.

5. Опросник Дж. Холланда (Приложение 5) применяется для определения взаимосвязи типа личности и профессиональной

деятельности. Здесь выделяются следующие профессиональные типы личности:

* Реалистический тип;

* Интеллектуальный тип;

* Социальный тип;

* Конвенциональный тип;

* Предприимчивый тип;

* Артистический.

Анализ результатов производится после подсчитывания баллов и выделения столбцов с наибольшим количеством отмеченных ответов, которые и свидетельствуют об определенном типе личности по Дж.Холланду.

6. Опросник КОС (Приложение 6) используется для оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Данная методика состоит из 40 утверждений, испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов. Обработка результатов производится путем вычисления оценочных коэффициентов коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей по формуле: К = X \ 20

К- величина оценочного коэффициента

Х- количество совпадающих с числом ответов

Кх - количество совпадающих ответов по коммуникативным склонностям,

Ох - количество совпадающих ответов по организаторским склонностям.

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками, где:

  • Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;

  • Испытуемые, получившие оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;

  • Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей;

  • Испытуемые, получившие оценку 4; относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять

самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;

  • Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских

склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

7. Опросник - исследование Е.Н.Павлютенкова «Трудовые ценностные ориентации» (Приложение 7). Предлагается оценить значимость ценностей от 7 до 1. После заполнения таблицы определяются ранговые места трудовых ценностных ориентаций учащихся как ведущей составляющей готовности к трудовой деятельности.

8. Опросник для определения структуры темперамента (Автор В.М.Русалов, приложение 8).

Предложенные 105 вопросов направлены на выяснение обычного способа поведения. При ответе «да» рядом с номером вопроса поставить «+», при выборе ответа «нет», ставится знак «-».

Методика В.М. Русалова включает в себя следующие шкалы.

Эргичность показывает уровень потребности в освоении мира, жажды деятельности, стремления к труду. Чем выше эргичность, тем более работоспособен человек.

Социальная эргичность - уровень потребности в общении, социальных контактах, стремления к лидерству.

Пластичность - степень легкости переключения с одного вида деятельности на другой. Высокий показатель по этой шкале означает стремление к разнообразию деятельности.

Социальная пластичность - степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, переключение на разные темы общения, разнообразие контактов, легкость вступления в новые контакты.

Темп - скорость выполнения отдельных операций, быстрота двигательных действий, скорость работы, усвоения материала.

Социальный темп - уровень речевой активности, темп разговора в общении, скорость усвоения материала на слух. Высокий показатель по данной шкале позволяет предположить, что человек будет успешнее усваивать материал во взаимодействии с преподавателем, чем самостоятельно.

Эмоциональность - повышенная чувствительность к неудачам в работе, несовпадению предполагаемых и реальных результатов.

Социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в общении: чувствительность в неудачах в общении, к оценкам окружающих людей.

9. Данные о своем темпераменте можно получить, ознакомившись с опросником Савченко М.Ю. Преобладание положительных ответов показывает предрасположенность к тому или иному типу темперамента (Приложение 9).

10. Тест М.Рокича «Ценностные ориентации» (Приложение 10). М.Рокич различает два класса ценностей: 1.Терминальные ценности - убеждение человека в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. 2. Инструментальные

ценности - убеждения человека в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это

деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В предложенных списках ценностей необходимо присвоить каждой из них ранговый номер по порядку значимости.

Полученные данные по каждому оптанту заносилось в карту первичной психолого - педагогической профконсультации (Приложение 11).

2.2. Этапы исследования

На первом этапе исследования проводилось анкетирование учащихся с целью выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности. На втором этапе было проведено тестирование с выявлением склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.




© 2010-2022