Конкурсная программа «Правовая азбука»

Конкурсная программа рассчитана на обучающихся 12-14 лет. Данная разработка представляет собой конкурсную программу с элементами игры, что особенно привлекает детей, дети любят обучаться в игре.Это мероприятие может быть проведено в рамках одного из мероприятий в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся, также в виде тематического классного часа в школе. В конкурсной программе участвуют две команды учащихся 7,8 классов. Вопросы и задания рассчитаны на общее развит...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конкурсная программа «Правовая азбука».









Автор:Кокорева Татьяна Валентиновна,

зам.директора поУВР.

МАОУ «Савинская ООШ»









Конкурсная программа рассчитана на обучающихся 12-14 лет.

























2013год



Пояснительная записка

Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена правовым государством. Одним из признаков правового государства является надлежащее обеспечение ,соблюдение и защита прав человека и гражданина. Однако российские граждане часто попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности.

Носителями правовых знаний являются не только юристы или преподаватели юридических дисциплин, но и преподаватели в общеобразовательных школах В процессе обучения правам человека могу активно использоваться деловые игры, конкурсные программы, практикумы.

Данная разработка представляет собой конкурсную программу с элементами игры, что особенно привлекает детей, дети любят обучаться в игре.

Это мероприятие может быть проведено в рамках одного из мероприятий в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся, также в виде тематического классного часа в школе.



Цели программы:

правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

В конкурсной программе участвуют две команды учащихся 7,8, классов. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Программа позволяет создать условия для развития у учащихся коммуникативной и информационной компетенции.

Программа проходит в актовом зале . Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов. Для оценивания конкурсов выбирается жюри из числа педагогов и родителей.














Конкурсная программа по правовому воспитанию

«Правовая азбука»


Конкурс 1. Права человека

Командам раздают контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышления - 4 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на ____ (личную неприкосновенность).

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется свом правом на ______________(получение бесплатного образования)

3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________(пользоваться учреждениями культуры).

4.Напавшие на Буратино кот Барзилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино__________(иметь имущество в собственности).

5.Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили его право на ____________(неприкосновенность жилища)

6.Когда Буратино, и лиса Алиса и кот Базилио отправлялись в Страну дураков, они воспользовались правом __________________(уехать из страны и вернуться на родину).

Конкурс 2.Юридический язык.

Команды поочередно отвечают на вопросы:

1..Что такое право? (Право-совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения.)

2.Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

3.Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он на момент совершения преступления находился в другом месте.)

4.Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

5.Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

6.Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

7.Лицо, обращающееся для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

8Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного оспариваемого права. (Истец).

Конкурс 3. Обстоятельства совершения преступления.

Команды получают карточки, на которых различные обстоятельства совершения преступлений. Необходимо разложить их в три стопки: 1) смягчающие наказание за преступления; 2) усиливающие наказания; 3) не влияющие на наказание. Время выполнение задания - 4 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

1.Оскорбил, но публично попросил прощения(1)

2.Украл во время землетрясения(2)

3.Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабеж (3)

4.Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд (1)

5.Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой (1)

6.Втроем договорились и обокрали склад магазина (2)

7.В пьяном виде приставал к гражданам (2)

8.После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников(1)

9.На суде, будучи подсудимым, назвал участником драки того, кто на самом деле драться отказался (3)

10.Не знал, что данное заранее обещание хранить краденное является соучастием в преступлении(3)

11.Являяся с повинной и рассказал о совершенном преступлении (1)

12.Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал первую медицинскую помощь пострадавшему (1)

13.Сыграл особо активную роль в совершении преступления (2)

14.Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание (2)

Конкурс 4. Корыстные преступления.

Команды получают контрольные листы, в них приведены описания корыстных преступлений, т. е. поступления против собственности. Во второй лист необходимо вписать, к какому виду корыстных преступлений относится данное право нарушение, т.е. квалифицировать его. Время выполнение задания - 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5 балла

1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся (грабеж).

2.Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку (Кража).

3.Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения (Разбой).

4.В автобусе залез пассажиру в карман (Кража).

5.Вскрыл чужой автомобиль и забрал чужую автомагнитолу (Кража).

6.Вовлек в азартную уличную игру путем обмана обыграл (Мошенничество).

Конкурс 5.Знаете ли вы?

1.Когда и в связи с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря -Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)

2.В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.)

3Какой из перечисленных государственных органов является правоохранительным?

а) Прокуратура.б) Адвокатура.в) Министерство юстиции.

4.Когда возникает правоспособность гражданина РФ? (С момента рождения)

5.Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

6.Назовите, кто ныне действующий министр внутренних дел РФ? (Рашид Нургалиев)

Дополнительный вопрос.

Существует два вида правонарушений. Какие?( преступление и проступок.)

Какой более опасен для общества? ( преступление.)

В каком юридическом документе речь идёт о преступлениях? (Уголовный Кодекс).

Конкурс 6.Определи статью.

1.Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

2Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

3.Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

4.Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

5.Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

6.Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм).

Уголовная ответственность за данные все преступления наступает с 14 лет и относятся к тяжким.

В уголовном Кодексе Российской Федерации есть такое понятие «соучастие в преступлении». В чём может выражаться соучастие? (Оказание помощи преступнику в совершении какого-либо преступления.)

В Уголовном Кодексе выделены 4 вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Конкурс 7.Роль участников преступления.

(Командам раздаются карточки с заданиями.(карточки одного содержания)

Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.

Гражданин Николаев проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Николаев заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из старых знакомых - гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также Николаев поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Николаев убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни очём не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.


Жюри подводит итоги конкурсов

Вопросы болельщикам

  1. Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Олега к рюкзаку был прикреплён брелок «глобус», который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Олег переодевался в спортивную форму, один из одноклассников открепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: «Поиграем в пас!». Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком?

( Да, можно сказать. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий. Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?)



Памятка 1

(зачитывается и раздается на бумажных носителях всем учатникам программы):

- прежде думай, а потом делай;

- учись управлять своими эмоциями;

- представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;

- делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;

- помни, что за некоторые поступки тебе придётся отвечать перед законом.

2. Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал. Контрольная по математике сорвана. Определите, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм?

(Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия.)

  1. Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня ещё обиднее. Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашёл у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.

Какой можно вынести урок из этой ситуации?

Памятка 2

(зачитывается и раздается на бумажных носителях всем участникам программы:)

- нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись в том, что прав именно ты, а не он.

- гораздо проще наговорить неприятных слов, обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может простить вас, но всё равно изменит к вам своё отношение, может быть даже обида останется где-то в глубине души на долгие годы.

Любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию.

Каким образом можно избежать конфликт?

- Поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоитесь, подойти и спокойно поговорить. Не злиться, не кричать, и тем более драться, сохранять спокойствие. Идти на компромисс (уступить в чём-то). По возможности использовать юмор.

Поведение итогов жюри. Поблагодарить жюри за работу. Награждение победителей игры.


Список использованной литературы:

  1. Правовое образование: организация внеурочной работы ООО Издательский дом» «Новый учебник» 2007г.

  2. Декларация прав ребенка

  3. Конституция РФ

  4. Концепция о правах ребенка.


© 2010-2022