СЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»

СЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»   Цели мероприятия:  ·         духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения; ·         приобщение детей и родителей к православной культуре; ·         возрождение традиции празднования  Спаса.  Ведущий: Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Сегодня у нас праздник, веселый да радостный – праздник трёх Великих Спасов.И мы с вами собрались поплясать, поиграть, повеселиться - д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ

тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок

«ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»


Цели мероприятия:

  • духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения;

  • приобщение детей и родителей к православной культуре;

  • возрождение традиции празднования Спаса.

Ведущий: Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Сегодня у нас праздник, веселый да радостный - праздник трёх Великих Спасов. И мы с вами собрались поплясать, поиграть, повеселиться - добротою поделиться. Пусть звучит тут звонкий смех, праздновать зову я всех. А вот и наши первые гости…

Звучит музыка, выходят скоморохи, Василиса Прекрасная и Алёна Дмитриевна.

1-й скоморох:

Вот и мы, друзья, привет!

2-й скоморох:

Веселей артистов нет!

1-й скоморох:

Всех на праздник приглашаем!

2-й скоморох:

Эх, споем и поиграем!

Василиса Прекрасная:

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады вас видеть, дорогие наши!

Я - Василиса Прекрасная,

Лицо, как солнце ясное.

Алена Дмитриевна:

На земле родимой мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Я - Алена Дмитриевна,

На все выдумки очень хитрая.

Ведущий: Давайте знакомиться. Сейчас я сосчитаю до трех и каждый громко - громко выкрикнет свое имя. Раз, два, три - имя свое назови.

(Дети выкрикивают свое имя).

Алена Дмитриевна: Ну вот и познакомились!

Василиса Прекрасная: На Руси с 14 по 29 августа наступает трехнедельное время праздников -трех Спасов.
Ведущий: "Спас на воде" - Медовый спас.
2-й скоморох: "Спас на горе" - Яблочный спас.
1-й скоморох: "Спас на полотне" - Ореховый спас.

2-й скоморох: И носит название
Все: "Спасовки"...

Ведущий: А почему Первый Спас - он же "Спас на воде", он же- "Мокрый Спас" - еще и "Медовым Спасом" называют?
Алена Дмитриевна: А потому, что... ( Звук пчелы. Все следят за воображаемой пчелой. Пчела садится на скомороха, только он хотел ее убить, как...)
ВСЕ. Не тронь!
1-й скоморох: Это почему?
Алена Дмитриевна: А потому, что пчела - это труженица Божья! Пчел на Руси со звездочками небесными сравнивали, а матку пчелиную - с Богородицей.

Василиса Прекрасная: Народ наделял пчелу и чистотой, и святостью. Считается, что пчела жалит только грешника. Есть поверье, что улей с пчелами никогда не бьет гром.
Алена Дмитриевна: И убить пчелу большой грех, потому что она дает воск на свечи, которые горят в церкви перед ликами Божьими...

Ведущий: В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю "Мокрым спасом". Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного». Детям давали выпить воду и обрызгивали водой и повторяли эти слова.

(Проводиться обряд омовения водой.)

Василиса Прекрасная: А еще - на Спас молодые парни и девушки устраивают проводы лета. Водят хороводы и поют песни... Вечерами - чуть ли не до утренней зорьки - вся деревня поет-заливается!.. А после Первого Спаса не слышно уже ни одной песни...

2-й скоморох: Ну, с медовым Спасом вроде все понятно, а почему Спас на горе "Спасом яблочным" еще называют?
Алена Дмитриевна: К Спасу Преображения поспевают многие плоды и овощи...Оканчивается жатва... Со Спаса Преображения погода преображается... Второй Спас яблочком разговляется...
2-й скоморох: И только?
Василиса Прекрасная: Ну почему -"и только"! Это еще и "горохов день"! В этот день...
1-й скоморох: (перебивает ). Все ели гороховый суп, а потом вечером на танцульках такую "музыку" устраивали...
2-й скоморох: Это только у тебя гороховая музыка на уме!.. А на Руси люди выходили в поле и угощали друг друга зелеными стручками...
1-й скоморох: Уж и пошутить нельзя! Все это я и без вас знаю! Но почему Спас "яблочным" называется?
Ведущий: Это потому, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки!
Василиса Прекрасная: А с Преображения и начинались Яблочные Святки... Православные люди, в старину, приносили в храмы плоды, над которыми совершалась молитва и окропление святой водой.
Алена Дмитриевна: На Второй Спас освящают яблоки и мед... После освящения часть плодов отдавали нищим. На Второй Спас и нищий яблочко съест! Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета.

Василиса Прекрасная:

А вот вам веселая загадка,

Отгадка у ней очень сладка.

Начинается на «Я», и кончается на «Я»,

И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я».

(Дети отвечают.)

Алена Дмитриевна: Правильно! Это яблоня, а детки - яблоки.

Ведущий: Второй Спас - всему делу час. Плоды к этому дню зреют, а в народе еще говорят: «Второй Спас яблочко припас». С этого дня можно срывать спелые яблоки. Наступали осенины. Люди начинали готовить различные запасы на зиму. Да и не только люди, но и вся живность: комашки, пташки.

Ведущий: Да так не хочется ещё прощаться с летом. Но вернуть его хоть на миг ещё в наших силах.

Василиса Прекрасная:

Праздник яблок объявляю

Спелых, сочных, наливных,

Что на ветках поспевают.

Кто из нас не любит их!

Алена Дмитриевна:

Нужно срочно продолжать

Этот праздник, нам, ребята,

Лето красное позвать

Поскорее в гости надо!

1-й скоморох:

Лето красное позвать?

2-й скоморох:

Что гуляет по просторам?

1-й скоморох:

Ох, придется покричать

Дружно всем, да громко, хором.

2-й скоморох:

И тогда, услышав нас,

Лето явится тотчас.

Василиса Прекрасная:

Только я взмахну рукой,

Повторяйте вслед за мной:

Ждем тебя на праздник, Лето!

Приходи скорее! Где ты?

Все (хором):

Ждем тебя на праздник, Лето!

Приходи скорее! Где ты?

(Появляется Лето.)

Лето:

Кто меня побеспокоил,

Оторвал от важных дел?

Что случилось, что такое?

Василиса Прекрасная:

Яблок урожай поспел!

Лето:

А мне, ребята, интересно,

Что вам про яблоки известно?

Василиса Прекрасная:

Порадуем, ребята, мир,

Устроим яблочный турнир!

Пусть скоморохи понемногу

Мне провести его помогут.

Лето:

А тот, кто всех ответит лучше,

В награду яблочко получит.

(Василиса и скоморохи выходят вперед.)

Василиса Прекрасная:

Ну что, готовы поиграть?

Пора турнир наш начинать!

Алёна Дмитриевна:

А кто про яблочко сейчас

Стихи расскажет здесь для нас?

(Ребята читают стихи про яблоки. Каждому выступившему скоморохи вручают по яблоку).
1 - ребенок:
В это яблочное лето
Закрома полным - полны,
Солнцем радостным согреты.
Красны яблоки крупны.
2 - й ребенок:
На ладошке у ребенка
Солнце яркое лежит
Улыбаются глазенки,
Сок по пальчикам бежит.
3 -й ребенок:
Все хрустят сегодня сладко.
Унеслась далеко грусть,
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь.
4 -й ребенок:
Зарево раннее - день про запас.
Небо бескрайнее - яблочный спас.
Куполом радуга - птица крестом!
Августу рады, а осень потом!

Василиса Прекрасная: А теперь мы с Алёной Дмитриевной покажем свои знания о яблоках и исполним вам частушки.

1.Пропоём для вас частушки,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмём ни рублика.

2. Забрела в наш сад коза,

Во все стороны глаза.

Где капуста, Свекла где?

Только яблони везде.

3. Как у нашего Егора

Стал животик, как пригорок.

Он сто яблок одолел,

Но и это не предел.

4. Братец мой по кухне рыщет.

Он пирог из яблок ищет,

Ну, а мне то, что за дело,

Я его давно уж съела.

5. До чего Артём пригож,

Он на яблочко похож,

Иль на крендель сдобный,

Жаль, что не съедобный.

6. Вот и грозы отгремели,

В саду яблоки поспели

Закрома полным - полны,

Красны яблоки крупны.

7. Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно -

Это знают все давно.

8. Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Мы проголодались.

Лето:

Всё знают! Молодцы, ребята,

Тягаться с вами трудновато.

Солнышко:

Нам с вами очень интересно.

Вам всё, друзья, про всё известно.

Только лету с этого дня,

Уходить от нас пора. (Лето уходит).

Алена Дмитриевна:

Наш яблочный турнир на славу,

Друзья, сегодня удался!

Все победители по праву,

Кто лучше, и сказать нельзя!

Василиса Прекрасная: Раньше, проглатывая на Яблочный Спас первый кусочек яблока, загадывали «спасовое» желание. Оно обязательно должно было исполниться. Давайте и мы попробуем яблочки и загадаем желание. Откусывая яблочко, приговаривали:
«Что загадано - то надумано!

Что надумано - то сбудется!
Что сбудется - не минуется!"

(Все повторяют и откусывают яблоки.)

2-й скоморох: Люди добрые! Про Медовый и Яблочный Спасы я все понял! А какой еще есть Спас?
Алена Дмитриевна: А Третий Спас - это "Спас Ореховый"!
Василиса Прекрасная: Он же - "Спас Хлебный"!
Алена Дмитриевна: Он же - "Спас Холщовый"!
Василиса Прекрасная: К этому дню - по народной традиции - полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле...

Алена Дмитриевна: Последний сноп - так же как и первый - считался
магическим...Его сохраняли до Нового года...Он символизировал благополучие дома.
Василиса Прекрасная: В этот день земля - именинница. Нельзя ни копать, ни рыть ямы, ни пахать... Люди задабривали ее ласковым словом и подношениями...А еще в этот день хозяйки домов провожали своих мужей на поля с хлебом и солью... И этот хлеб считался целебным. Отведайте и вы, гости дорогие нашего хлеба с солью.

(Всех угощают хлебом).

Алена Дмитриевна: На последний Спас открывались повсеместно ярмарки, начинались гулянья, и всегда было много смеха и музыки. Русская песня… в ней могучей, раздольно-глубокой, более, чем где-либо развертывается духовная сила народа - стихийная сила.
Василиса Прекрасная: Песня - сердце народа. Песня всегда была главным действующим лицом на всех народных праздниках. И на нашем празднике она не забыта.
(Исполняется русская народная песня.)

Алена Дмитриевна:

Пусть веселья поток разольется!

Пусть самый серьезный сегодня смеется!

Пусть счастья улыбки сияют на лицах!

Пусть каждый танцует и веселится!

Василиса Прекрасная:

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Праздник Трёх Великих Спасов

Всем затронул нам сердца.

Алена Дмитриевна:

Всех не спеть частушек, песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край полтавский наш чудесный,

Как и вся Россия - Мать!

СЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»

Аппликация- квилинг «Натюрморт» выполнила учащаяся 4 класса Герасимук Марина

ФСЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»рагмент выставки рисунков, посвящённой Трём Великим Спасам

ФСЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»рагмент из постановки сказки-пьесы «Стрекоза и Муравей»

УСЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»частники мероприятия исполняют

русскую народную песню «Жили у бабуси»

ССЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»ожжение символического чучела




СЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»








В августе все православные люди празднуют три великих праздника - три Спаса. Медовый, Яблочный и Хлебный спас величают одним общим названием - Спасовки. А длятся Спасовки с 14 по 29 августа.

В это время по всей православной земле проходят красочные ярмарки и фестивале, люди активно посещают церкви, освящая там фрукты, мёд, орехи.

14 августа отмечают первый Спас - Медовый, он же Мокрый Спас, он же Спас на воде, он же Маковый Спас или Маккавей. В каждом регионе этот праздник величают по-разному. В этот день освящают воду, а также мёд и мак, собранные в новом урожайном году. В это время ещё шёл сбор урожая, поэтому этот праздник проходил скромно, без шумных гуляний. На медовый Спас было принято помогать бедным или вдовам с сиротами.

19 августа православные люди отмечали самый главный Спас - Яблочный. До наступления этого праздника запрещалось есть яблоки. Зато 19 августа столы ломились от угощений из яблок.

29 августа наступал третий Спас - Ореховый Спас, или Хлебный. Про этот Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас».


.

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб. Но, чтобы в доме по-настоящему почувствовался праздник, на столе должны стоять вкусные праздничные блюда.


СЦЕНАРИЙ тематической программы, посвящённой окончанию Спасовок «ПРАЗДНИК ТРЁХ ВЕЛИКИХ СПАСОВ»

Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты - не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.

Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит - некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед - лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом - нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви - весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.

Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники - постные пироги, пряники, рулеты…

Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.

19 августа - Преображение Господне, Яблочный Спас

Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе - все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.

Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и - шире - в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.

А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

29 августа - Хлебный Спас

Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный - потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый - потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» - холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…

Спас Малый - потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» - название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.

На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…




В августе поспевают яблочки, орехи, на полях убирают хлеб, пасечники качают первый мед. Считается, что в эту пору дары природы обладают особыми, целебными свойствами.

Пора трех Спасов - радостное время для православного христианина. И так было всегда. Еще наши далекие предки в эти дни старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе.

Медовый Спас

Он наступает 14 августа, в первый день Успенского поста. К этому времени ульи уже переполнены, а пасечники готовы собирать первый урожай. Люди верующие делают это обычно с молитвой, с особым благоговением. Затем мед относят в церковь для освящения. Такой продукт считается целебным, поэтому пробуют его все - от мала до велика. Он от любых хворей может избавить!

Хорошим делом считается в медовый спас угостить медком просящего. Недаром есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует ». Дома освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но важно помнить: идет пост, а значит, тесто тоже должно быть постным.

Еще одно название этого праздника - Спас на воде. Дано оно неспроста. По преданию, именно в этот день принял крещение князь Владимир. До сих пор в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.

Считается, что на Первый Спас женщины должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены, и можно после этого начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.

Яблочный Спас

С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа, заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.

По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.

Спас на горе - так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день - Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.

Ореховый Спас

29 августа христиане отмечают праздник Орехового Спаса. Официально у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название - Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день - сам Бог велел. Его также нужно освятить в церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку уже считается грехом. Не забудьте в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает.

В честь нерукотворного образа Иисуса Христа праздник также носит название Спас на полотне. Добрая женщина дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула. На нем остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти благодаря этому преданию до сих пор считается, что в этот день хорошо торговать холстами, полотнами, особенно если на них изображен священный лик.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди еще лучше, дай Бог!


© 2010-2022