Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» (ФГОС)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РОССОШАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

(ГБПОУ ВО «РТС и СТ»)


Согласовано

зам. директора СВ и ВР

____________________Л.Н.Землякова

от «______»_____________2015 года

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»

____________________В.А. Силаков

«____»____________________2015 г.







Программа историко - краеведческого кружка «Поиск» «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»

(ФГОС)

















пос. Молодежный 2015


"Мира не узнаешь, не зная края своего!"


Пояснительная записка

" Краеведение - это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие "Отечество".

В. Песков.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашем техникуме сложилась комплексная система патриотического воспитания, которая включает различные направления для формирования чувства патриотизма. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие обучающимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание чувств уважения и любви к Отечеству.

Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического кружка «Краеведение» и музей техникума. Музей это не только музейные выставки, но и многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям. Проводятся акции «Милосердие», «Поздравь ветерана», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Памятник» в рамках месячника оборонно-массовой работы и вахты «Память».

Цель Программы

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи Программы

  1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

  • Воспитать у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

  • Воспитывать у обучающихся любовь к своему родному селу как к малой родине.

  • Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.

  • Воспитывать у обучающихся интернациональные чувства.

  1. Продолжение создания системы патриотического воспитания: -привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания.

Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство.

При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2015-2018 гг., традиционные общетехникумовские, муниципальные, областные и всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных и всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • поисково-исследовательская деятельность;

  • учет и хранение фондов;

экспозиционная деятельность;

• просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие

учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

  • планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

  • экспедиционный сбор;

  • прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

  • принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;

  • проводить на базе музея совместную работу преподавателя и обучающегося по исследованию проблемных вопросов истории родного техникума;

  • обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях обучающихся;

  • участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

  • создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов Основные задачи данного направления работы музея:

  • создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них; •

  • правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

  • точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

  • организовать прием и выдачу музейных предметов;

  • обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы обучающиеся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления - способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

  • освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

  • учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

  • использовать в работе выставки-передвижки;

  • предусмотреть в экспозиции музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и. Созданная экспозиция музея должна стать центром просветительской работы.

Планируется создание экспозиций

  1. Летопись Великой Отечественной войны...

  • «Наши выпускники»

  • «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ....

  • Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

  • 2. История техникума:

  • Альбомы по истории техникума

  • Летопись техникума: праздники и будни.

  1. История в лицах... (это преподаватели, обучающиеся)

-«Герои нашего времени»

  • Выпускники - Групповые летописи

Просветительская работа

Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа обучающихся, их родителей, преподавателей. Для этого необходимо:

  • продолжить обучение методам поисково-исследовательской работы;

  • проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

  • использовать материалы музея на уроках истории, краеведения;

Главный критерий повседневной работы музея - это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на обучающихся, интересующихся историей родного техникума, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах экскурсоводов, а также преподавателей и родителей.

Для создания, развития и функционирования историко краеведческого музея в техникуме сформирован актив музея.

Актив музея и обучающиеся:

  1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

  2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

  3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

  4. Оформляют экспозиции и выставки;

  5. Проводят экскурсии для обучающихся, родителей, педагогов, гостей;

  6. Оказывают содействие преподавателям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

  7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель музея, назначаемый приказом директора.

Перечень обязанностей руководителя музея

  1. Планирует работу музея и актива музея.

  2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.

  3. Ведет документацию музея.

  4. Обеспечивает сохранность экспонатов музея.

  5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения.

  6. Курирует работу Совета музея.

  7. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры;

  1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию;

  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.

Ожидаемые результаты программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В техникуме как в образовательной системе:

  • создание системы патриотического воспитания;

  • обогащение содержания патриотического воспитания;

  • вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  1. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Работа актива, совета музея

Ответственные за поисковую и собирательную работу

Ответственные за учет документов

Актив

Совет Музея

Ответственные за экскурсии

Школьные музейные оформители

программа кружка

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка. Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно патриотической работы. Техникум в годы Великой Отечественной войны. Выпускники - герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками техникума довоенных лет - ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; • запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории техникума. Музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники. Основные события в жизни техникума. Практические занятия: поиск документов по истории техникума (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям музея (игра- экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация

краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военнопатриотической работы. Техникум в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Обучающиеся техникума - герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча - с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны - выпускниками, запись их воспоминаний, сбор материалов для музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории техникума. Основные события в жизни техникума. Деятельность комсомольской организации.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты техникума».

Календарно-тематическое планирование работы кружка

Тема

Кол-во

часов

Обязательный минимум содержания образования. Основные понятия

Дата

по

плану

->

Дата

по

факту

1

Вводная беседа

1

Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов

2-8

Музей. Фонды музея и их значение.

7

Фонды музея и их значение.




9-10

Паспорт экспоната.

2

Паспорт экспоната.

11-17

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

6

Практические занятия: составление тематикоэкспозиционного плана.

18

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение

военно-патриотической

работы.

19-24

Техникума в годы Великой Отечественной войны.

6

Техникум в годы Великой Отечественной войны.

25-30

Выпускники - герои Великой Отечественной войны и труда.

5

Выпускники - герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военнопатриотического материала на уроках.

31-39

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

8

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками довоенных лет - ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для музея; подготовка временных выставок, рефератов.

40-45

Записи историко-краеведческих наблюдений.

5

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.

46-66

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

20

Правила работы и работа в фондах музеев, архивах и библиотеках.

67-70

Копирование документов.

3

Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

71-73

Изучение истории техникума.

3

Музей как источник изучения родного техникума

74-76

История образования музея.

2

История образования музея. Выпускники техникума.

77-87

Основные события в жизни техникума

10

Практические занятия: поиск документов по истории (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников').

88-98

Работа музея.

10

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

Г..Г ' •

99-100

Работа экскурсовода.

2

101-104

Как вести занятия по экспозициям музея

3

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.









105-110

Историческое краеведение.

5

Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для музея.

111-116

История техникума.

5

Техникум в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.

117-128

Родной край сегодня, перспективы развития.

10

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для музея; встречи с интересными людьми.

129-130

Военно-патриотическая работа.

2

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Выпускники, преподаватели, работники - герои войны и труда.

131-141

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

10

Практические занятия: встреча - с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны - выпускниками, запись их воспоминаний, сбор материалов для музея, подготовка рефератов, временных выставок.

142-152

Записи историко-краеведческих наблюдений.

10

Порядок ведения дневника исторических событий

153-154

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий

и записывать

2

Практические занятия: фиксирование исторических

событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.








155-156

Изучение истории техникума.

2

Основные события в жизни техникума.

157-159

Деятельность комсомольской организации

3

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты техникума».

160

Итоговое занятие

1


Формы проведения занятий:

  • Экскурсии.

  • Работа с архивными данными, получение информации через архивы.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в музеи;

  • пешие экскурсии по селу;

  • сбор материалов;

  • создание проектов;

  • оформление собранных материалов;

  • участие в районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах. Методы работы:

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная

КОНТРОЛЬ.

  • Способы отслеживания и контроля результатов.

  • Программа имеет следующие уровни контроля:

  • Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.

Тематический контроль направлен на выявление уровня

  • усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).

  • - Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.

  • Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение знаний, умений и навыков, проверку уровня сформированности умений и навыков.

  • Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого обучающегося.

7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.

Материалы местного музея.

Фотографии, записи, беседы с жителями посёлка, слайды, диски.

Оборудование и материалы. ,

Для реализации программы имеются:

Рабочие столы.

Стол, шкафы.

Материалы музея, Интернет - ресурсы.



8.Что должен знать и уметь обучающийся:

Знать:

-основные даты, связанные с историей техникума, хронологические рамки значительных событий и процессов;

-соотносить события техникума с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории техникума.

Уметь:

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, выступать с сообщениями перед активом музея;

-описывать условия и образ жизни, занятия;

-описывать исторические объекты, памятники;

-классифицировать исторические события обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события;

-объяснять мотивы деятельности людей;

-уметь общаться 'с людьми; найти подход к каждому человеку;

-уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

-работать с техническими средствами;

Учебно-методический комплект:

Литература

-Музееведение /Под ред. проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.

-Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой М.: Гуман. изд.центр,2001.

-Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

-Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение, 1977.

ПОДДЕРЖКА КУРСА:

Техникум; библиотека; архив районный, музеи города

Интернет - ресурсы

Список членов кружка

ФИО

группа

телефон

Выполняемая работа

1

Дрововозов Александр

69

89003082520


2

Кравцов Влад

69

89304014116


3

Мардинавка Влад

70

89066709285


4

Титаренко Андрей

70

89102801927


5

Бакаев Саша

70

89518509632


6

Бакарасов Сергей

70

89038539514


7

Борисенко Влад

67

895295726883


8

Овсянник Андрей

67

89204642257


9

Сумской Андрей

67

89515578601


10

Загрядских Вика

67

89204122615


11

Потапова Юлия

67

89304092294


12

Мещеряков Вадим

67

89081325288


13

Коломийцев Влад

67

89204419480


14

Чечулин Женя

67

89507513277


15

Попов Дима

67

890442121176


16

Алексенко Сергей

67

89056550169


17

Десятников Дима

67

89204210719




© 2010-2022