- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Формирование нравственных ценностей в поликультурном обществе
Статья Формирование нравственных ценностей в поликультурном обществе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Солодовник Е.В. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Важнейшей проблемой на современном этапе развития системы образования является создание условий для ценностного воспитания, под которым понимается «не прямая передача воспитанникам общечеловеческих ценностного опыта, а формирование у молодежи способности к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах».
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта - веление времени. Развивающему обществу нужна соответствующая школа. Одна из задач нового стандарта - развернуть школу на воспитание.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет:
-
Систему базовых национальных ценностей
-
Современный национальный воспитательный идеал
-
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности
Ключевые идеи концепции
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ценности российского общества.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Крым - многонациональный. Не одно столетие, а то и тысячелетие, на площади в 27 тыс. кв. км., уживались и до сих пор уживаются люди различных национальностей. Сейчас в Крыму, согласно переписи 2015 г., проживает 175 национальностей.
Поликультурная образовательная среда представляет собой упрощенную модель всего поликультурного социума. Именно здесь школьник, встречаясь, общаясь, взаимодействуя с представителями других этносов, получает информацию о характеристиках, нормах, правилах этносов, учится межкультурному взаимодействию, проявляет толерантность, то есть происходит его подготовка к жизни в поликультурном социуме. Передавая через поликультурную образовательную среду ценностные ориентации, школа готовит личность к построению взаимоотношений с обществом, к гармоничному вхождению в поликультурное пространство России.
Поликультурная образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам, тем самым формируя у подрастающего поколения нравственные ценности.
Изучая народные традиции, праздники, обычаи, уклад жизни, ребенок приобщается к культуре своего народа, происходит идентификация себя с родными истоками, вековыми корнями многих предшествующих поколений. Любая культура содержит определенный набор ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к жизни, к ближнему и т.д.
Основными направлениями организации процесса формирования нравственных ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды являются:
изучение школьниками культур других народов и формирования стремления к сотрудничеству, межэтническому и поликультурному диалогу, проявлению толерантности;
включение учащихся в активную поликультурную деятельность;
организация проектной деятельности с поликультурной тематикой;
включение учащихся в краеведческую работу, направленную на постижение культур народов, проживающих в родном крае;
актуализация нравственных ценностей в воспитательной и учебной работе.
С целью воспитания нравственного, толерантного и морально устойчивого поколения в нашей школе был организован крымскотатарский этнографический музей, рассказывающий о культуре и быте крымскотатарского народа. Музей стал тем местом, где воплощаются замыслы и реализуются многие цели воспитательной работы.
Ежегодно, в ноябре, в школе проходит месячник национальных культур. Каждый класс представляет культуру , разрабатывает проект о традиции и истории одного из народов, проживающих на территории Республики Крым. Терпимость к различиям, национальным и религиозным, умение владеть собой, не осуждать других, доброжелательность, гуманизм, сопереживание по отношению к другим национальностям - вот чему мы учим наших школьников. В рамках месячника интересно проходит Международный день толерантности.
Духовно-нравственному сплочению школьного коллектива способствует проведение духовных праздников, таких как Пасха, Навруз, Масленица, Рождество и др.
Курсы «Культура добрососедства», «Основы религиозных культур и светской этики», кружок «Основы православной культуры» способствуют признанию за всеми участниками образовательного процесса свободы сохранять, обогащать и делить с другими свое вероисповедание и культурное наследие.
Мы учим наших ребят, что уважая культуру другой нации, ты развиваешься в обществе