Статья: ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГЕНДЕРНОГО ТИПА

Каждый из практикующих педагогов сталкивался с проблемой общения с подростками в переходный период их развития. В этот действительно трудный период для подростка и для его окружения, родителей, педагогов, сверстников необходимо понимание совместных действий по устранению негативных факторов в поведении подростка. Подходы к воспитанию современных подростков кординально изменились за последние 25-30 лет. Сегодняшние родители не только хотят от своих детей невозможного, но и стремятся заставить под...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГЕНДЕРНОГО ТИПА

Современное общество трудно представить без потрясений, сенсаций, конфликтов. Негативная информация преследует население не только с экранов телевидения, но и с многочисленных интернет-сайтов. Депрессии часто сопровождают жизнь не только взрослого человека, способного устоять под натиском информации, но и жизнь подростка.

Что есть конфликт в жизни ещё незрелого человека? Максимализм, сопровождающий жизнь подростка, зачастую толкает его на необдуманные поступки. Задача педагога на современном этапе развития школы состоит в регулярном разъяснении последствий конфликтов для подростков и их родителей.

Случаи из педагогической практики побудили авторов статьи представить опыт преодоления конфликтные ситуаций с участием подростков в образовательных учреждениях, где учатся только мальчики. Рассматриваемые нами конфликты самые распространенные: подросток-родитель, подросток-подросток, подросток-педагог.

Взаимоотношения подростков или тинейджеров, как принято называть их в западной литературе, с родителями, совсем не такие, как были, скажем, лет тридцать назад. Главное отличие - дети совсем не боятся своих родителей. И происходит это потому, что в воспитании больше не используются телесные наказания. Все это считается сейчас насилием над детьми [1]. Современные родители также не желают мириться с грубостью и хамством своих детей. Однако, не имея возможности воздействовать на подростка физически, родители чувствуют себя проигравшими в этих взаимоотношениях. Анализируя множество фактов взаимоотношений «родитель-подросток» могу заметить, что подросток часто использует метод шантажа во взаимоотношениях с родителями. Подростка уже трудно мотивировать на учебу, спорт, примерное поведение. Родители просто откупаются подарками, не усложняя себе жизнь поиском методов воспитания. А ведь собственный пример поведения, совершаемые поступки - вот ключ к хорошим, доверительным взаимоотношениям между подростком и родителем. Особенно явно проявляются противоречия с родителями у мальчиков. Сама природа маленького мужчины не терпит приспособления к предложенным условиям, дипломатичности в отношениях с кем-либо. Это почти всегда проявления максимализма в мышлении, поведении, осуждении, восхвалении. Приведу пример: родители ученика 8 класса находятся в разводе, причем двух детей мальчика и девочку поделили между собой: мальчик живет с отцом, девочка с матерью. Мальчик тяжело переживает данную ситуацию, общается с мамой тайно, чтобы не обидеть отца. Этот конфликт отражается не только на учебе (всегда задумчивый, отстраненный), но и в поведении (либо неприкрытая агрессия, либо замкнутость). Анализируя множество подобных ситуаций во взаимоотношениях родителей и подростков, задаю себе вопрос: а любят ли родители своих детей?

Нужны ли дети своим родителям? Или проще переложить воспитание собственных чад на плечи школы?

Вот некоторые рекомендации родителям подростков, разработанные совместно воспитателями и психологами:

  1. важно стать собственному ребенку именно другом, а не авторитарным родителем;

  2. родителям, дети которых вступили в пубертатный возраст необходимо изменить стиль собственного общения с ними;

  3. общайтесь с ребенком на равных, уважайте его позицию, даже если она покажется пустой или забавной, всегда старайтесь откровенно говорить на разнообразные темы, демонстрируя открытость;

  4. родители должны демонстрировать детям только позитивные качества, тогда и дети будут послушные, вежливые, и приветливые;

  5. родители должны с малолетства прививать ребенку любознательность и интерес к обучению, тогда подростковый период не повлияет на его школьную успешность. Хочется посоветовать родителям: любите своих детей, каждый день интересуйтесь их жизнью. Чем больше души вложите в своих детей, тем теплее и душевнее будут ваши отношения в будущем. Только родители формируют в собственных детях агрессию, а когда они становятся подростками, эта агрессия обостряется и обращается именно на родителей.

Конфликты подростков между собой основаны в большей степени на превосходстве в чем-либо. В образовательных учреждениях гендерного типа - это превосходство в силе в первую очередь, и превосходство в уме - во вторую. Статистика конфликтов в возрасте 13-15 лет показывает, что подростки не терпят в своей среде нестандартного поведения, проявления слабости. В коллективе маленьких мужчин неопрятный, неухоженный подросток - это объект для постоянных насмешек, а если он ещё и не успевает по учебе, то конфликт возрастает многократно. В гендерных коллективах существование воспитанников предполагает ответственность каждого участника данного сообщества за успехи или поражения. Причем коллектив для воспитанников - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель общения. Объектом неприязни в классе, где я работаю классным руководителем, является, например, мальчик, не умеющий содержать себя, свою одежду в чистоте. Неприятный запах, исходящий от него, постоянно является предметом насмешек. Но мальчик упорно не желает менять своё поведение, а часто сам навлекает на себя гнев окружающих. Воспитанники проявляют травлю демонстративно: не садятся на место «отверженного», не дотрагиваются до его вещей, обзывают. Часто дети с удовольствием принимают участите в травле другого, испытывая чувство эйфории от того, что они являются частью целого, при этом не задумываются о нравственности своего поведения. Проведенные неоднократные беседы с ним и его родителями не дали положительных результатов. Создается впечатление, что сам ребенок желает играть роль жертвы. Мною были проведены беседы с каждым учеником из класса. 20% из ребят высказали жалость к «отверженному». Остальные же высказали мнение, что данная ситуация - всецело заслуга «отверженного». Изменить мнение ребят о ситуации мне помогают отечественные классические кинофильмы, такие как «Чучело».

Межнациональный конфликт - ещё одна категории проявления враждебности между подростками. Причем, это не конфликт русских, например, с татарами, башкирами или мордвой. Это конфликты политические, а именно - отношение к кавказцам. Многочисленные беседы, проведенные на классных часах с классом, лично с каждым воспитанником, позволяют мне держать эти конфликты «в узде». Но всегда можно заметить завуалированную неприязнь ребят к однокласснику-кавказцу, видимо подпитываемую из средств массовой информации или семьи. В данной ситуации позиция педагога должна быть однозначной: все воспитанники находятся в равных условиях и превосходство над другими, может быть лишь только личными усилиями и достижениями.

Следующая категория - это конфликт педагога и подростка. Такой конфликт тяжело переживается как подростком, так и педагогом. Приведу пример из собственной практики. Мой ученик, имеющий маленький рост, воспринимает это как комплекс, при этом является супергиперактивным ребенком. Это выражается в нестандартном поведении на уроках, самоподготовке, в спальном помещении. Любые замечания воспринимаются им в «штыки». Я использовала различные методические приемы: уговоры, разъяснения, вызов родителей, педсовет, пытаясь объяснить воспитаннику его поведение. В ответ на эти действия получала неприкрытое хамство со стороны воспитанника, причем сам воспитанник настраивал класс против меня. Родители в этой ситуации просто самоустранились, объясняя, что не справляются со своим ребенком. В какой-то момент я поняла, что глупо вообще реагировать на подобные проявления. Некоторое время мне пришлось не замечать ученика вообще, т.е. не делать ему замечаний, не реагировать на нестандартное поведение. Сам ребенок, в общем, тоже понимал, что наша с ним война точно не на пользу ему. Изменилась ситуация после коллективного мероприятия, причем ребенок был уверен, что его не возьмут в поход. Однако я пошла ему на встречу и включила его в состав группы. Сейчас воспитанник сам пытается изменить своё поведение, с моей стороны он получает только похвалу. Итогом данной ситуации стал не только пересмотр позиций у двух сторон конфликта, но и достигнутый при этом мир во взаимоотношениях. В завершении статьи хотелось бы дать некоторые рекомендации коллегам (воспитателям и педагогам):

  1. Сбалансируйте руководство подростковым коллективом с естественным стремлением учащихся к самостоятельности. Не подавляйте коллектив, а сотрудничайте с ними.

  2. Изменяйте стиль педагогического общения с взрослением коллектива.

  3. Не переставайте хвалить учеников, даже за самые мелкие успехи, выявляйте скрытые таланты, наклонности, чтобы подросток почувствовал свою значимость.

Позвольте закончить статью словами мудрого Далай Лама: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».

Литература:

  1. Э.Вулф Чадо или чудовище - С-Пб.:Питер, 2012.

  2. Емельянов С.М Практикум по конфликтологии − 3-е изд., − С.П-б.: Питер, 2009.



© 2010-2022