Статья по теме «Работа с трудновоспитуемыми подростками»

Статья  по теме « Работа с трудновоспитуемыми подростками» Основная часть. Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок , который приходит в школу, не хочет быть в числе трудных. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате семейной ситуации. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семьи в другую- все это и многое другое приводит к тому, что ребенок становиться трудным. Если раньше под трудными детьми имелись в виду подростки,... Такие учащиеся, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении.  Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой в... Анализируя причины трудностей ребенка, педагог должен анализировать и оценивать их, отвечая на следующие вопросы: - Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения? - Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика? - Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно? - Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью семейной ситуации? - Какую помощь может оказать общественность? - Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании каждого ребенка? - Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьей? Такой анализ позволит достаточно точно нарисовать картину, приведшую ребенка к трудностям. В работе с трудными учащимися необходимо также знать те методы перевоспитания, которые ему помогут  трудности в воспитании взаимодействии с учащимися.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сметанина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

МБОУ « СОШ г. Среднеколымска» Среднеколымского улуса, Республики Саха (Якутии)

Статья по теме « Работа с трудновоспитуемыми подростками»

Основная часть.

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок , который приходит в школу, не хочет быть в числе трудных. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате семейной ситуации. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семьи в другую- все это и многое другое приводит к тому, что ребенок становиться трудным. Если раньше под трудными детьми имелись в виду подростки, то теперь это и дети младшего школьного возраста.

Такие учащиеся, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень их педагогической запущенности, положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.

Анализируя причины трудностей ребенка, педагог должен анализировать и оценивать их, отвечая на следующие вопросы:

- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?

- Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью семейной ситуации?

- Какую помощь может оказать общественность?

- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании каждого ребенка?

- Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьей?

Такой анализ позволит достаточно точно нарисовать картину, приведшую

ребенка к трудностям.

В работе с трудными учащимися необходимо также знать те методы перевоспитания, которые ему помогут трудности в воспитании взаимодействии с учащимися.

Методы перевоспитания

Одним из основных методов перевоспитания является метод переубеждения.

Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

- создание положительного общественного мнения;

- переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;

- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

Еще один метод который дает хорошие результаты в начальной школе, это

метод переучивания.

Назначением этого метода является преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий ученика, изменение его жизненного опыта. Для положительного использования этого метода необходимо использовать следующие приемы:

- Включение ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.

- Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося.

- Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.

- Предъявление четких запретов на негативные проявление учащегося.

Интересным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва.

Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

Конкретными приемами являются:

- доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребенка.

- создание ситуации глубоко эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

После успешного использования метода взрыва хорошие результаты дает метод реконструирования. Когда ребенок готов к принятию помощи , способен оценить адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении.

Целью метода является внесениеопределенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемы:

- создание положительных перспектив,

- использование ведущих положительных качеств ребенка ,

- ведение дневников самонаблюдения и саморазвития,

- составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Все перечисленные методы не будут иметь результатов, если не использовать в своей деятельности методы поощрения и наказания.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, содержание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия могут быть:

- похвала.

- грамоты,

- благодарности,

- поощрительные записи в дневниках,

- участие в праздничных мероприятиях и тд

При работе с трудновоспитуемыми детьми я часто использую метод похвалы.

- Похвала должна следовать непосредственно за поведением

- Прибегать к похвале достаточно часто.

- Хвалить ребенка даже за небольшие шаги в желательном направлении.

- Стараться находить в поведении ребенка больше хорошего. Чем плохого.

- Также необходимо объяснить ребенку причину, почему это желаемое поведение.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления.

Для младшего школьника очень важно, чтобы учитель заметил и оценил усилия ребенка, оценил эти усилия.

Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Для использования этого метода необходимо активно применять приемы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками:

- самоуправление,

- самоприучение

- самооценка

Главным условием данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.

Эффективность индивидуальной работы с учащимися зависит от уровня компетентности , профессионализма и педагогического мастерства учителя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также повлиять на авторитет самого педагога.

Для работы по формированию личности необходимо определить уровень воспитанности.

Критерии определения уровня воспитанности учащихся

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя.

Критерий, уровень

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговая оценка

  1. Любознательность:

- Мне интересно учиться

- Я люблю мечтать

- Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- Мне нравится выполнять домашние задания

- Я стремлюсь получить хорошие отметки


  1. Трудолюбие:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

Мне нравится дежурство в школе


  1. Бережное отношение к природе

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе


  1. Мое отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы


  1. Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравиться все красивое вокруг меня

- я вежлив в отношениях с людьми.


  1. Как я отношусь к себе:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

- у меня нет вредных привычек.

Оценка результатов: 5 - всегда, 4 - часто, 3- редко, 2 - никогда, 1 - у меня другая позиция.

Советы из программы « Воспитание на основе здравого смысла»

Как поговорить с ребенком о его поведении.

  1. Постарайтесь , чтобы он смотрел на вас.

Опыт показывает, что , когда люди смотрят друг другу в лицо, им удается лучше понять собеседника.

  1. Сами смотрите на ребенка.

Следите за тем, как он будет реагировать на ваши слова. Сосредоточьте на нем все свое внимание.

  1. Тон голоса должен соответствовать ситуации.

Он должен быть твердым, когда вы будете говорить ребенку о необходимости изменить что-то в его поведении, и радостным и доброжелательным, когда будете его хвалить.

  1. Стараться , чтобы ничего не мешало вашему разговору.

Найти тихое и спокойное место, где ничто не будет вас отвлекать.

  1. Постараться во время разговора находиться на одном уровне с ребенком.

Если вы будете смотреть на него с высоты своего роста, он может чувствовать себя маленьким и испуганным.

Что следует учитывать , когда назначаете ребенку « последствия» за его поведение:

  1. « Последствие» должно быть значимо для ребенка.

  2. « Последствие» должно назначаться сразу, как ребенок совершил

проступок.

  1. Учитель должен подумать о том, как часто следует использовать одно и то же « последствие». Если прибегать к нему слишком часто, оно теряет силу своего воздействия.

  2. Важно обращать внимание на размер выбранного « последствия» и стараться прибегать к минимальной величине, которая способна оказать воздействие на ребенка.

  3. Ребенок должен получать награду только после того, как справиться с каким-то делом.

Ребенок должен знать, к каким результатам приведет хорошее поведение, а к каким - плохое.

При беседе с ребенком нужно быть кратким. Не читать длинных нотаций. Если учитель принял решение, что выполнив какое-то задание, ребенок должен получить поощрение, то не нужно забывать об этом. Также нужно стараться избегать предупреждений.

Исправляя неправильное поведение детей, очень важно сохранять спокойствие. Не перескакивать с одной проблемы на другую, как это часто бывает у учителей. Нужно сосредоточиться на чем-то одном. Дать возможность ребенку исправиться.

Основные направления в работе:

  1. Изучение личности ребенка

( собрать общие данные- ФИО, возраст, состав семьи, состояние здоровья, возможности и тд)

  1. Выявить причины его трудновоспитуемости ( изучит положение в семье, классе, вне школы)

  2. В беседах с ним выявить: положительные качества, негативные стороны.

  3. Формирование доверительных отношений( коллективе), построение совместной деятельности( учеба, труд, игра, спорт) на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

  4. Создание ситуаций, приводящих к успеху в коллективных творческих делах.

  5. Оказание помощи.

  6. Создание условий для стремления ребенка к ЗОЖ.

  7. Постоянное привлечение к какому-либо виду деятельности.

Из опыта работы:

У меня в классе наблюдаются 2 таких ученика, которых пока еще нельзя назвать трудными, но некоторые признаки уже присутствуют.

Тайшин Николай Яковлевич

Дата рождения - 14 января 2001 года

Домашний адрес - Ярославского 57 а

Поступил в первый класс 1 сентября 2008 года

Коля из неполной семьи. В данное время проживает с бабушкой и отцом, который нигде не работает. Бабушка -инвалид по зрению, по мере возможностей поддерживает внука. Физическое развитие Коли соответствует возрасту. Недостатки в физическом развитии не проявляются .

В конфликтные отношения с учениками, учителями не вступает. На замечания взрослых реагирует спокойно, прислушивается .Коля спокойный, добрый, ласковый мальчик.

По характеру общительный, черты типа темперамента преобладают меланхолические. В общественном труде и играя со сверстниками может выполнять роль лидера. Проявляет положительные качества и формы поведения: а)уважение к старшим; б)доброта; в)скромность.

Общественные поручения выполняет с удовольствием. К мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей относится благожелательно. Имеются близкие друзья среди одноклассников. Коля старается участвовать во всех мероприятиях класса и школы, особенно в спортивных состязаниях. Дополнительно посещает секцию футбола в спорткомплексе « Боотур». В классе входил в команду « Домовенок».

Может проявлять интерес к предметам: а)Русский язык; б)литература; в)рисование; г)физкультура.

К требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям относится положительно.

К трудовому обучению относится заинтересованно, добросовестно.

Трудовыми навыками овладевает средне. В общественно-полезном труде участвует всегда. В труде семьи участвует :выполняет отдельные поручения.

Потребность творческой деятельности проявляет: а)литературной; б)изобразительной. Любит отгадывать различные загадки, викторины связанные со сказками. Неплохо рисует, старается.

Адиятова Ксения Финатовна

Дата рождения - 18 апреля 2001 года

Домашний адрес - Портовская 6 кв 8д.т.41-137

Поступила в первый класс 1 сентября 2008 года

Ксюша из неполной семьи( родители разведены).Мама, Евгения Геннадьевнаработает в Среднеколымской РЭС - диспетчером. Родительские собрания посещает редко, но от выполнения различных поручений никогда не отказывается.

Физическое развитие соответствует возрасту. Недостатки в физическом развитии не проявляются .

В конфликтные отношения с учениками, учителями не вступает. На замечания взрослых реагирует спокойно, прислушивается .

По характеру медлительная, черты типа темперамента преобладают меланхолические. В общественном труде и играя со сверстниками может выполнять роль исполнителя или созерцателя. Проявляет положительные качества и формы поведения: а)уважение к старшим; б)доброта; в)скромность; Но иногда проявляются такие качества и особенности поведения как легкомыслие, беспечность, лень. В мероприятиях участвует редко, малоактивна.

Общественные поручения выполняет с удовольствием. К мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей относится: благожелательно, равнодушно.

Дружит в основном с Яковлевой Элиной.

Отношение к учёбе безразличное, учится с ленцой. Хотя может учится на «4» и «5». Может проявлять интерес к предметам: а)литературе; б)рисованию; в)физкультуре

К требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям относится пассивно -положительно. К трудовому обучению относится заинтересованно, добросовестно.

Трудовыми навыками овладевает средне. В общественно-полезном труде участвует всегда.

Кружки не посещает. Периодическую печать не читает, но библиотеку иногда посещает.



© 2010-2022