Классный час на тему Мы не стреляли. Блокада Ленинграда

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Халлиулина Людмила Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»













Классный час в 5 классе











Автор: Халлиулина Людмила Владимировна,

классный руководитель 5 класса























г. Красновишерск





«Мы не стреляли» - посвящено детям блокадного Ленинграда


Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • привлечение интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда,

  • познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

  • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

  • формировать у учащихся патриотические качества,

  • формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор.



Ход мероприятия:

Слайд №1,2

Звучит мелодия «Ленинградский метроном». (1)


Слайд №3

Эта страничка истории нашей страны посвящена городу - крепости, городу - герою, в который так и не вошли завоеватели.

Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград - Ленинград.

Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли - их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.


Слайд №4

8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. "Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом" - заявил на весь мир Гитлер.


Слайд №5

Дети…

Все это называется - блокада.

И детский плач в разломанном гнезде...

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Слайд №6

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.


Слайд №7

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.


Слайд №8

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.


Слайд №9


Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага (Звучит звук сирены 2).


Слайд №10


Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. С 1 октября запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. - норма хлеба на день (из мучной пыли и разных примесей).

Фильм Слайд №10(1)


Слайд №11

Но город жил и боролся: заводы, фабрики - выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни.



Слайд №12

В Ленинграде начался голод. Немцы разбомбили главные продовольственные склады. Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.




Слайд №13

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.

Слайд 14


Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: "Город жив и будет стоять вечно!" (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича, на фоне которой звучит стихотворение. 3)

Ленинград


…И летели листовки с неба,
На пороги обмёрзших квартир:


«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир! Вам ведь снится мир?»


Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.


Ленинградцы ворот не открыли,
И не вышли к стене городской.


Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.


Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?


Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!


Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!



Слайд №15

В те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

До войны ансамбль Ленинградского Дворца пионеров был одним из самых популярных и любимых коллективов города. Он создавался в тридцать восьмом замечательным композитором Исааком Дунаевским. Танцевальной студией руководил Аркадий Обрант и его верная помощница Р.Варшавская.

Началась война. Аркадий Ефимович ушёл на фронт ополченцем. В феврале сорок второго его перевели в один из опорных пунктов - Усть-Ижору, где согласно приказу как музыкант, хореограф -профессионал он должен был подготовить концертную программу агитвзвода при 55-й Армии.

...Придя в город Аркадий Ефимович составил небывалый творческий коллектив - детский военный танцевальный ансамбль.

Крайне слабые мальчики и девочки приступили к репетициям.


Слайд №16

Настал день первого фронтового концерта - 30 марта 1942 года. Зазвучал гопак. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Лудинова, Геннадий Кореневский и Феликс Морель. В зале улыбались. Но вдруг произошло непредвиденное: пустившись в присядку, Геннадий не смог подняться. Он делал отчаянные усилия - и не мог! Нелли быстро подала ему руку и помогла встать. Так повторялось несколько раз. Женщины, сидевшие в зале, - врачи, медицинские сестры, санитарки - не раз видели кровь, раны, страдания. Но, неотлучно находясь на передовой, они еще не видели детей осажденного Ленинграда. И теперь, глядя на этот гопак, плакали. Кричали "браво", вытирая слезы и улыбались.


- Ваши юные танцоры нам нужны, товарищ Обрант, - сказал военному балетмейстеру комиссар. - Только, конечно, выглядят они плохо. Их надо подлечить и подкормить.


Всех ребят отправили в госпиталь...


Вскоре танцевальная группа агитвзвода стала называться танцевальным ансамблем под художественным руководством А.Е. Обранта. Ансамблю приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Танцевали в палатках медсанбатов. Не раз случалось, что танцы прерывались и артисты помогали переносить и перевязывать раненых. Иногда танцевали даже без музыки - на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков - землю застилали сеном. Танцевали и на платформе бронепоезда. Эти концерты под огнем бойцы воспринимали как лучшее подтверждение всех прослушанных ими политбесед. Даже дети бесстрашно несут свою службу под самым носом у фашистов!.. ...Их репертуар был широк: "Яблочко" и "Танец татарских мальчиков", грузинский "Багдадури" и узбекский танец. Уже на фронте родилась "Тачанка".




Слайд №17

Во время войны работали школы.

Школьники военных лет шли в школу не по мирным, тихим улицам - враг обстреливал их. Голодал весь город, было очень холодно. И все-таки они учились! Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет с трудом пробивается сквозь небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода. Глаза слезятся от дыма, тяжело читать, а писать совершенно не возможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах».

Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.


Слайд №18

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...


В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !". Потом в кают-компании шёл концерт.


Слайд №19


Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941 г запасы продовольствия подошли к концу. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро ледовой дороги, её охране и обороне. Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбежками, для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов.

С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия.

За весь период из Ленинграда вывезено около 1 млн человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы.



Слайд №20

Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!


Слайд №21

Символом страшной блокады стал дневник маленькой Ленинградки Тани Савичевой:

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. (ЛКМ)

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.


Слайд №22

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".


Слайд №23

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".


Слайд №24 Салют (2)

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.


Слайд №25

Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).

Слайд №26 Фильм (3)

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.



Слайд №27 Минута молчания (Метроном 4).


Слайд №28


Интернет ресурсы:

  1. images.yandex.ru/

  2. ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда

  3. 2006-2009.littleone.ru/archive/index.php/t-994876.html

  4. bisound.com/index.php?id=9618638&name=Files&op=view_fil

  5. my.mail.ru/video/list/6196/1777/2343.html#video=/mail/asbuka-nata/74/89


















© 2010-2022