Социальный проект Что я знаю о коррупции

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Социальный проект «Что я знаю о коррупции».

Цель: способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения школьников.

Задачи:

  • образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность; формировать умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение;

  • развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);

  • воспитательные: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах, воспитание чувства взаимоуважения, интереса к литературе; формирование активной жизненной позиции и гражданской идентичности в ходе получения общего представления о коррупции и её формах на примере литературных произведений.

Метапредметные: расширение общего кругозора, умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных учебных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание).

Предметные: умение отбирать,анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).

Форма занятия: работа в творческих группах постоянного состава, дискуссия.

Участники: учитель, 5 групп учащихся 7 «Б» класса.

Время проведения: 30 минут.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видео-ролик.

Предварительная работа: класс делится на 5 групп, каждая из которых готовит презентацию или видео-ролик по своей теме:

  1. Что такое коррупция?

  2. Анализ литературных произведений на выявление коррупционных действий.

  3. История коррупции.

  4. Каковы причины коррупции?

  5. Что влечет за собой коррупция?

Проблемный вопрос:

- Можно ли победить коррупцию или она неизбежна?

Ход занятия

  1. Вступительное слово (1слайд).

Учитель: «Сегодня наше занятие посвящено часто обсуждаемой в средствах массовой информации проблеме коррупции. Творческие группы заранее получили задание - подготовить материал по данной теме (2 слайд)

Задача нашей встречи выяснить, что такое коррупция, каковы её истоки и можно ли её победить и ответить на проблемный вопрос(3 слайд): Можно ли победить коррупцию или она неизбежна?Давайте все вместе попробуем в этом разобраться»

  1. «Что такое коррупция?» (1 группа)

Учитель: «Слово предоставляется первой группе»

1 группа: «Мы провели социологический опрос среди учащихся 4-х классов, в котором школьники объясняют то, что они знают о коррупции. Вашему вниманию предлагаем видео-ролик».

Просмотр ролика

1 группа:

2 слайд

Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

3 слайд

Коррупция (от лат. corruptio) - означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

4 слайд

Коррумпировать(лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

5 слайд

Согласно Российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

6 слайд

Формы коррупции: установление высоких гонораров, незаконное вознаграждение, прием/дача взятки, устройство на работу родственников, друзей, знакомых, подкуп, обман, растрата, хищение, мошенничество, вознаграждение за получение выгодных условий, вымогательств»

Учитель: «Есть ли вопросы к участникам 1-й группы?»


  1. Анализ литературных произведений на выявление коррупционных действий.

Учитель: «Сейчас мы перейдём ко 2-й группе, которая готовила материал по своему заданию. Перед участниками стояла задача связать произведение с темой занятия»

(1 слайд)

2 группа: « Нашей группой были проанализированы литературные произведения на факт выявления в них коррупционных действий. Нужно заметить, что в разное время выходили произведения, непосредственно связанные с высоким показателем коррупции и мздоимства в нашей стране.

Итак, мы рассмотрели

2 слайд

Стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям», написанное в 1780 году, затрагивает одну из важнейших проблем общества, взаимодействие власти и «властителей» и простого народа.В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.
Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…

3 слайд

А.С.Пушкин в своем произведении «Дубровский» раскрыл образ человека, чьи моральные принципы позволяют ему давать взятки и верить в собственную безнаказанность. Речь о Троекурове. Он человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи - все обеспечивает ему вольготную жизнь. Троекуров проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых- вот его удовольствие.

4 слайд

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»М.Е.Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду. Чиновники, которые "родились, воспитались и состарились" в какой-то регистратуре, ничего не понимали, и не знали "даже слов никаких", кроме разве что фразы: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности".

5 слайд

А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон» как бы утверждает, что хамелеонство - всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Чехов показал нам это явление, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

6 слайд

В другом своем рассказе «Толстый и тонкий» А.П. Чехов показал, что таким порокам как раболепство и притворство подвержены даже старые друзья: Порфирий и Михаил. У героев рассказа «толстого» и «тонкого» завязывается разговор, в ходе которого Михаил узнаёт о высоком чине своего друга. И тут же сразу меняется его поведение. Толстый пытается возразить тонкому: «К чему тут это чинопочитание?»


  1. «Исторические корни коррупции» ( 3-я группа)

Учитель: «Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось очень давно. Слово предоставляется 3 -й группе».

3-я группа: « Что же говорит нам история…»(1слайд)

2 слайд

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», которое сформировалось еще в древней Руси. С самых первых упоминаний о княжествах как формы общественного устройства, можно выяснить, финансирование тогдашнего госаппарата по закону возлагалось на население, живущее на вверенной чиновнику территории. В начале IX века Ярослав Мудрый в первой русской конституции Русской Правде прямо указал на ответственность простых людей за содержание госслужащих и установил четкие и весьма суровые даже по тем временам наказания за его невыполнение. Это был своеобразный кодекс взяток под названием Покон вирный. По нему устанавливалось, что население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами.

3 слайд

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г. предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).

4 слайд

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

5 слайд

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции). Функция её заключалась в донесении и раскрытии преступлений против государства.

6 слайд

1826г. Правление Николая I: коррупция стала механизмом государственного управления, но было создано III отделение для безопасности императора и борьбы с преступностью.

7 слайд

1918г. По декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.

8 слайд

1922 г. По Уголовному кодексу за взяточничество - расстрел

1957г. Официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.


  1. «Коррупция в современном мире»

Учитель: «Вернёмся в наше время и поговорим о коррупции наших дней. (Слайд 4)

Приведите примеры коррупции».

Высказываются мнения участников

«Подсадная утка»: «Я не согласен, что коррупция - это плохо…»

  1. «Способы борьбы с коррупцией»

Учитель: «Как вы думаете, как же отказаться от соблазна и стоит ли бороться с этим явлением».

Выступление учащихся



  1. Подведение итогов

Учитель: « Итак, каковы причины коррупции?»(1 слайд)

4-я группа

2 слайд- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

3 слайд - Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

« Что влечет за собой коррупция?»( 1слайд)

5 группа: «Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

2 слайд

Экономика:несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

3 слайд

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги - мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате - разочарованность, равнодушие и недоверие.

4 слайд

Политика:смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Учитель: «Итак, давайте ответим на проблемный вопрос: можно ли

победить коррупцию или она неизбежна?»(5 слайд)

Выслушиваются мнения учащихся

Учитель: « Я предлагаю просмотреть видео-ролик, который говорит о многом».

Просмотр видео-ролика

Учитель:«Как говорил Л.Н.Толстой «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое» (6 слайд)

( 7 слайд, музыкальное сопровождение) Может быть, пока вы и не задумывались, какие ценности выбрать, но рано или поздно вам придется решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, с добром и милосердием, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу и истину. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, наоборот, мы должны быть готовыми бороться и побеждать.



© 2010-2022