Статья: «Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе»

"Описание материала: Данная статья представляет собой описание системы работы с родителями, включающую основные направления и современные формы сотрудничества с семьей. С целью успешной реализации взаимодействия мною разработана структурная модель сотрудничества классного руководителя и семьи, которая состоит из определенных блоков: информационно-аналитический, информационно-просветительский, познавательный, досуговый, наглядно-информационный. Данные блоки основаны на основных принципах, содержа...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе»

Разуева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

МБОУСОШ № 16

г. Асбест

В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится воспитательным пространством жизнедеятельности детей и взрослых. Определяющую роль в создании данного пространства играет классный руководитель. Классным руководителем 5 класса была назначена в 2011 году. Поэтому мною, как классным руководителем, разработана система работы с родителями, которая включает основные направления и современные формы сотрудничества с семьей. Такой путь развития предполагает формирование нового типа взаимодействия школы и семьи, которое характеризуется доверительными отношениями педагогов и родителей, включением родителей в воспитательный процесс как полноправных партнеров, развитием у них понимания и важности их роли в жизни ребенка.

Вся атмосфера взаимодействия, общения с родителями показывает, что семья - мои союзники, и я не могу обойтись без их совета и помощи.

Конечно, не все родители откликнулись на стремление к сотрудничеству, проявлению интереса к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому поиск путей решения этой проблемы начала со взаимодействия с теми, кто желает участвовать в жизни класса. Постепенно вовлекала остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Во взаимодействии с родителями я выделила следующие направления:

- изучение семей учеников, положения их в семье и условий их жизни;

-организация просвещения родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, собеседований;

- привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности;

- организация взаимного творчества детей и родителей;

- демонстрация и поощрение личной инициативы родителей, которые участвуют в жизни класса и школы;

- ведение дневника индивидуальной работы с родителями.

Привлекая родителей к сотрудничеству, я использую следующие средства:

- заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;

- заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

- потребность родителей в демонстрации достижений;

С целью успешной реализации взаимодействия разработала структурную модель сотрудничества классного руководителя и семьи, которая состоит из следующих блоков.

Блок 1 Информационно - аналитический. Данный блок предполагает сбор сведений о родителях и детях, общекультурном уровне родителей, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в педагогической информации. При этом я использую следующие методы:

- наблюдение;

- беседу;

- анкетирование;

- материалы детского творчества и творчества родителей.

Провожу диагностику при подготовке к родительским собраниям, к внеклассным мероприятиям, при организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы. Не менее важна оперативная диагностика при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. В конце учебного года по результатам участия в мероприятиях, конкурсах провожу итоговую диагностику, которая называется «Самый, самый..». Такая форма позволяет выявить учащихся, проявивших себя в том или ином деле, поэтому отмечаются заслуги каждого. Например, «Самый исполнительный…», «Самый спортивный…». В итоге по результатам анкетирования родителей и учащихся все учащиеся класса получают ту или иную номинацию.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями использую листы отзывов о проведенном мероприятии, которые хранятся в информационной папке. С целью правильной организации учебного труда учащихся мною были разработаны карты самонаблюдения и самоконтроля, которые позволяют активизировать внутренние ресурсы ребенка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека. Данные карты заполняются в домашних условиях ежедневно и предоставляются педагогу в конце недели.

Блок 2 Информационно - просветительский. Способствует с позиции родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Организуя работу с родителями, я использую разнообразные формы: родительские собрания с элементами тренинга и практикума, тематические консультации, индивидуальные собеседования. Следует выделить, что на родительских собраниях популяризировалась форма «практикум», которая помогает выработке педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей.

Особо остановлюсь на такой форме, как индивидуальное собеседование. Особенность такой формы заключается в определении содержания совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов по организации учебного и воспитательного процесса, в выработке обязательств педагогической поддержки, родителей и учащихся. Собеседование проводится обязательно со всеми учащимися в каждом полугодии, и результаты заносятся в протокол, который хранится в индивидуальной папке каждого ребенка. Основные принципы проведения таких собеседований:

- проведение в доброжелательной и спокойной форме;

- индивидуальный подход;

- актуальность;

- четкая формулировка целей собеседования;

- высказывание родителей в полной мере по обсуждаемой проблеме;

- конфиденциальность результатов собеседования;

В ходе собеседований родители получают рекомендации от педагогов и классного руководителя, принимаются решения. Родителям можно предложить встретиться по теме собеседования еще раз, если в этом будет необходимость.

Блок 3.Познавательный. Включает решение задач, связанных с познавательным развитием детей. Актуальными формами стали познавательные выставки, совместные творческие работы, оформление памяток, рекомендаций по реализации собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельности и активной позиции «Секреты успеха на уроке», «Подготовка к контрольной работе», «Секреты успешной домашней работы». С помощью родителей разрабатываются проекты, творческие задания.

Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Такие задания готовлю по различным учебным дисциплинам. Такие задания, как исследовательские, творческие, прикладные направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Например, такие задания были посвящены теме «Словообразование». В творческой работе следовало подготовить материал по следующим разделам:

- схема какого - либо правила

- занимательная викторина, кроссворд;

- дидиактический материал;

- лингвистическая сказка;

Не менее удачно был подготовлен проект совместно с родителями ко Дню Победы «Дети войны», который показал охват участия в данной работе большинства родителей и их заинтересованность в подготовке материалов. Нельзя не отметить, что все работы обсуждаются на родительских собраниях и заносятся в листы отзывов.

При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов родители оказывают школьникам помощь в отборе теоретического материала, подготовке заданий.

Сотрудничество родителей с детьми и педагогом осуществляется также в период подготовки и проведения познавательных вернисажей. На подготовительном этапе взрослые совместно с детьми проектируют и конструируют модели, собирают их. Важно, чтобы ни родители, ни дети не боялись этой взаимной деятельности. Классный руководитель оповещает о теме выставки, которая обсуждалась совместно с родителями и детьми. Учителю целесообразно накануне проведения выставок оповещать учащихся о возможном приготовлении экспонатов совместно с родителями. Так, продуктивно проходили в нашем классе выставки: «Папин галстук», «Мамино платье», «Книжки-малышки», «Пасхальный сувенир» и т.д. В результате таких выставок обязательно проходило поощрение как учащихся, так и родителей. Такие формы работы стимулируют дальнейшее сотворчество ребенка со взрослыми в семье, привлекают родителей других учащихся к домашнему сотрудничеству в различных видах деятельности.

Интересно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе или в подготовке поездок в учреждения культуры: театр, например, театр Эстрады, парк чудес «Галилео». Родители совместно с классным руководителем определяют объект предстоящей экскурсии, выделяют основные задачи ее проведения, дают школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера по впечатлениям увиденного. Чаще всего такие работы требуют продуктивного сотрудничества.

Блок 4. Досуговый. Способствует установлению более тесного эмоционального контакта между классным руководителем, родителями и детьми. Разрабатываемый материал мероприятий помогает привлекать родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, изготовлении атрибутов к праздникам, конкурсам, походам. Причем, родители выступают не в роли созерцателей, а активных участников. Родители участвуют в походах, в праздничных мероприятиях: «О славной маме замолвите слово», «Звонкая пасха», «Зимние забавы», «Листая страницы учебного года…», в новогодних и спортивных мероприятиях. Ежегодно выезжаем с родителями и детьми в спортивно-досуговый центр - боулинг.

Таким образом, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в совместных мероприятиях.

Блок 5. Наглядно - информационный. Предполагает ознакомление родителей с работой как школы, так и классного руководителя, с особенностями учебно-воспитательного процесса. Родители проявляют большой интерес к тому, как обучаются и воспитываются их дети.

С целью создания доверия и информированности мы ведем экран участия детей в творческой и интеллектуальной деятельностях. Ответственный ученик ежемесячно отмечает степень участия детей и родителей в тех или иных мероприятиях. Результаты ведения «Экрана» обсуждаются на родительских собраниях или собеседованиях.

Эффективно работают и определенные традиции. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для семьи имеют благодарственные письма.

Чрезвычайно полезной формой стало ведение родительских дневников. Данную работу я начала в 2012 году. Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания. Классный руководитель ведет страницу успеха на основании экрана участия детей в творческой и интеллектуальной деятельностях.

Таким образом, данная система работы способствует формированию воспитательного пространства в классе и сплочению субъектов образовательного процесса.

© 2010-2022