Программа развития классного ученического самоуправления «Мы – новое поколение»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальное становление личности в рамках реализации программы развития классного ученического самоуправления

«Мы - новое поколение»

1.Пояснительная записка.

Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) является максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной само реализации в социально позитивных видах деятельности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся.

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в современном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;

  • умение ставить цели и достигать их;

  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;

  • ответственность за себя и за других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Класс представляет собой постоянное формирование детей, подростков, юношества. Именно в классе ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место, проявить себя, узнать, раскрыть и развить свой потенциал и реализовать свои способности и возможности.

«Самоуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу». (В.Т.Кабуш. Ученическое самоуправление. - Мн.: «Полымя», 1998).

В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый

учащийся может выполнять ту или иную задачу, поставленную перед классом, чувствовать ответственность за работу в команде, в то же время быть способным самостоятельно решить определенную проблему. Этому

содействует программа развития классного ученического самоуправления

«Мы - новое поколение».

Цель программы: создание условий для саморазвития, самореализации каждого учащегося класса в процессе включения его в социально значимую индивидуальную и коллективную деятельность.
Задачи программы:
1. Выявление и развитие склонностей и способностей каждого учащегося с учетом его возможностей.
2. Развитие коммуникативных навыков, партнерских и лидерских качеств .

3. Формирование активной жизненной позиции учащихся, самореализация в условиях современного общества.

Базовые подходы.

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в классе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в классном коллективе. В практической деятельности гуманистический подход отражается в следующих правилах:

  • опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

  • в общении с учащимися доминирует уважительное отношение;

  • педагог защищает интересы учащихся и помогает им в решении актуальных проблем;

Деятельностный подход. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача классного руководителя - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

2. Актуальность проблемы развития ученического самоуправления.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем коллектива класса и каждого ребенка.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

3. Организация, структура и этапы реализации программы

3.1 Организация деятельности.

Организация деятельности органа ученического самоуправления строится на интересах учащихся и охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:

  • поддержание порядка и дисциплины в классе;

  • организация учебного процесса;

  • спортивно - оздоровительная деятельность;

  • организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;

  • информирование.

Первична именно деятельность, на основе которой и возникает самоуправление. «Что же касается общественной жизни, то главное в ней - самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы - вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений - индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление». (Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление// Воспитательная работа в школе - 2003. - № 4).

3.2 Этапы реализации программы.

Реализация программы развития классного ученического самоуправления «Мы - новое поколение» находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива.

1 этап - организационный.

Цель: Выполнение поручений и обязанностей, развитие самостоятельности и поддержка общественно значимых инициатив учащихся.

Основные виды деятельности:

  • анализ состояния ученического самоуправления в классе;

  • изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;

  • формирование состава классного ученического совета;

  • изучение общественного мнения учеников класса, родителей о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования

  • организация учебы .

  • КТД

Период :2012 - 2013 год.

2этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления.

Цель: Формирование социально - активной личности, сплочение классного коллектива, как единой команды.

Основные характеристики:

  • стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей,

  • приобретение учащимися организационных, коммуникативных, трудовых и творческих навыков,

  • инициатива исходит от значительной части коллектива учащихся класса,

  • проведение акций, реализация проектов.

Период: 2013-2015 год

3этап - демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.

Цель: Осознание социальных норм, ролей, приоритетов общества.

Основные характеристики:

  • сформированность навыков демократизма, гуманизация отношений,

  • умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их,

  • умение ставить цели и достигать их,

  • реализация социально - творческих проектов.

Период реализации: 2015 -2016 год.

3.3 Структура органов ученического самоуправления.

Самоуправление строится на основе индивидуального и коллегиального членства.

Каждый ученик класса является членом ученического самоуправления.

Классное ученическое собрание

Совет класса

Староста класса.

( Председатель)

Центр

учебных дел

Центр

защиты прав

Центр

здоровья и спорта

Центр

досуга

Центр

информации

Центр

дисциплины и труда

Каждый ученик класса

-Временный совет дела,

-инициативная группа

Функции и полномочия структурных уровней

Функции центров:

а) центр учебных дел:

- проводит мониторинг успеваемости;

- организует помощь слабоуспевающим;

- проводит игры и другие мероприятия познавательной направленности,

- контролирует состояние учебников.

б) центр дисциплины и труда :

- организует дежурство по классу, школе и столовой;

-ведет учет опаздывающих на занятия и организует работу по предупреждению опозданий;

- ведет учет пропускающих занятия;

- следит за соблюдением внешнего вида учащихся, в т. ч. за наличием делового костюма.

г) центр здоровья и спорта:

- ведет пропаганду здорового образа жизни;

- организует классные спортивные мероприятия;

- помогает в организации и проведении школьных спортивных соревнований и мероприятий;

д) центр защиты прав:

- организует работу по изучению и соблюдению Устава школы и других нормативно - правовых документов, касающихся учащихся;

- защищает права учащихся;

- помогает в проведении мероприятий, посвященных правовым знаниям.

е) центр информации.

- выпускает информационный лист о жизни класса;

- ведет контроль информации и объявлений в школе, доводит информацию до учащихся класса;

-сотрудничает со школьными СМИ.

ж)центр досуга

-организация конкурсов, вечеров, классных праздников, каникулярного отдыха.

Высшим органом классного ученического самоуправления является собрание учеников класса. В период между собраниями руководство классным ученическим самоуправлением возглавляет Совет класса, в который входит по одному представителю от каждого центра. Функции и полномочия классных органов самоуправления определяются на собрании учеников класса. Совет класса несет ответственность за выполнение закрепленных за ними задач и функций. В нашем классном ученическом самоуправлении каждый ученик может работать в любом центре. Но лидерская группа в основном сложилась. Не каждый может быть лидером, генератором идей. Кто - то может быть хорошим исполнителем, который доведет дело до конца. Главное, чтобы каждый мог работать в команде и в то же время не боялся брать ответственность на себя.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение учениками постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т. Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

а) социально ценная направленность поручения;

б) личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;

в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

г) инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т. п.);

д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности - от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

4. Механизм реализации программы.

  • Активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления;

  • Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся;

  • Формирование ответственности за порученное дело;

  • Формирование и обучение актива класса;

  • Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления;

  • Педагогическое руководство.

5. Результативность программы.

Классное ученическое самоуправление должно стать одним из главных средств социализации личности.

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

Смысл классного ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Классное ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов классной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать свои способности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, работы в команде, испытать ответственность за свои поступки перед одноклассниками, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 "Декларации о правах ребенка": "Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям".

Результат программы развития самоуправления «Мы - новое поколение» -формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой социально-адаптированной личности .

6.Используемая литература.

  1. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления / Авт.-сост. И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. - М., 2004.

  2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. - Мн., 1999.

  3. Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. - М., 2005.

  4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2004.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

  6. «Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях», «Самоуправление в классном коллективе» статья Степанова Е.Н., ж. «Классный руководитель»



11


© 2010-2022