Пути развития профессиональной ориентации обучающихся в профильных образовательных учреждениях

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной ориентации подростков и приемы, позволяющие рациональным образом подготовить подростков к выбору специальности. В настоящий момент актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии.  Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей суворовца при выборе профессии. Выбор профессии осложняетс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Магадеева Э.Р., к.т.н., воспитатель, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище, Российская Федерация



Пути развития профессиональной ориентации обучающихся в профильных образовательных учреждениях.



В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной ориентации подростков и приемы, позволяющие рациональным образом подготовить подростков к выбору специальности.

В стремительно изменяющемся мире современному обществу необходимы активные, профессионально обученные граждане. Поэтому профессиональная ориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагоги-ческой, но и общественной. Вопрос о выборе профессии задает, и будет задавать себе каждый школьник без исключения. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба.

Современный образовательный стандарт [3] ставит в приоритет влияние семьи, как основополагающего института в формировании личности ребенка. Однако направляющая роль школы в выборе профессионального направления для ребенка, наряду с семьей, является ведущей.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

История профессиональной ориентации началась довольно давно, еще во времена Древнего Рима. Однако началом профориентации считают 1908 год.

Принципы, по которым выбирались претенденты на профессию более ста лет назад, современны и в наши дни:

  1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;

  2. профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;

  3. никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профессионального консультанта;

  4. молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу [1].

Значительный вклад в теоретическое обоснование профориентации внесли Крупская Н.К., Макаренко А.С. Продолжают развивать теорию и методику профессиональной ориентации известные педагоги и психологи, такие как Пряжников Н.С., Бендюков М.А. и др.

Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом современ-ная школа, должны сформировать у подростков качества, необходимые ему в дальнейшем построении жизни. Важнейшим звеном в формировании личности ребенка является классный руководитель, а в профильных школах - воспитатель. Привить интерес ребенка к самому себе, развить самооценку, уверенность в своих силах, собственную успешность - вот основные задачи современного педагога. Такая работа невозможна без поддержки, как образовательного учреждения, так и семьи. Поэтому профессиональная ориентация должна стать научно-обоснованной системой подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Профессиональная ориентация как сложная система включает в себя многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогичес-кие, медико-физиологические. Существуют два взаимодополняющих подхода к процессу формирования профессиональной ориентации [2].

Первый предполагает следующие этапы: профессиональное просвещение, активизация, консультация, отбор, адаптация. Второй направлен на личностно -ориентированный подход к ребенку: получение ребенком знания о самом себе (образ «Я»), информация о мире профессий, осуществление профессиональных проб.

Авторы статьи, являясь педагогами средней и высшей ступеней военного образования, ставят вопрос об ориентации внутри самой профессии военного.

Профильное образование суворовских и нахимовских училищ предполагает направление на профессиональную деятельность в те или иные рода войск.

Однако, по опыту работы в высших военных учебных заведениях авторы наблюдали переосмысление выбора специальности курсантами высшей ступени обучения уже на втором или третьем курсах училищ. Курсанты осознают, что выбрали профиль неверно, и во многом данная специальность не подходит им по характеру выполняемой работы. И как результат - это отчисление из училища по собственному желанию, либо (что ещё хуже) окончание военного ВУЗа и дальнейшее увольнение из Вооруженных Сил.

Чтобы избежать указанных случаев необходимо начинать просветительскую работу по формированию знаний о специальностях в профильных школах начиная с момента поступления в суворовское (нахимовское) училище.

Авторами предлагается разделить возраст обучающихся для профессиональной ориентации по военным специальностям на четыре группы.

Первая группа - это обучающиеся 5 и 6 классов. Во вторую группу следует определить обучающихся 7 и 8 классов. Третья группа должна состоять из обучающихся 9 и 10 классов, и соответственно в четвертую группу войдут ученики 11 классов.

Опираясь на теорию возрастной периодизации, предложенной И.О Коном, в первой группе профессиональная подготовка идет через игру, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональных ролей. В возрасте 11 -12 лет у обучающихся в военных профильных школах отмечается повышенный интерес к профессии военного. Суворовцам, впервые одевшим форму, необычайно нравится ощущение причастия к воинским традициям. В этот период необходимо вводить понятие профессии офицера через просмотр художественных фильмов, встреч с ветеранами войн, а также с действующими офицерами, которые в большинстве своем являются родителями обучающихся. Немаловажную роль в этой группе должно быть посвящено военно-спортивным играм типа «Зарница».

Второй группе (обучающиеся 13-14 лет) характерны подростковые фантазии. На данном этапе важен авторитет командира (или родителя), как представителя той или иной специальности. В этот период подростки начинают примерять на себя «все мундиры». Развитие физических данных через спортивные секции в этой подростковой группе является определяющим.

Третьей возрастной группе, захватывающей подростковый и часть юношеского периода, характерен предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей обучающихся. Именно в данный возрастной период необходимо организовывать встречи воспитанников непосредственно с педагогическим и командным составом высших военных учебных заведений. Высшие военные училища Министерства Обороны Российской Федерации, как правило, с удовольствием идут на сотрудничество с суворовскими и нахимовскими училищами. Из опыта подобных встреч авторы отмечают серьёзное, продуманное отношение высших учебных заведений к процессу профессиональной ориентации воспитанников. Примером такого сотрудничества является старейшее военное учебное заведение России «Михайловская артиллерийская академия», которое с удовольствием принимает в своих стенах воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов. Именно после таких экскурсий у обучающихся возникает, во-первых, представление о специальности, преподаваемой в данном училище или институте, и во-вторых, желание поступить в данное учебное заведение. Опытом сотрудничества профильных школ и высших учебных заведений мы, воспитатели, делимся и с зарубежными коллегами.

Четвертая возрастная группа обучающихся подразумевает практическое принятие решения о выборе специальности. В профильных школах обучающиеся указанной ступени проходят летние военные сборы. Данная программа включает в себя изучение основ применения оружия, тактики и специальной подготовки (прыжки с парашютом). Таким образом, характер содержания и объем работы будут изменяться в зависимости от возраста обучающихся, достигая интенсивности в предвыпускных и выпускных классах.

Итак, для успешного формирования выбора специальностей в профильных школах воспитателям и классным руководителям необходимо осуществлять ряд мероприятий:

- формировать самопознание подростков путем психологических тренингов;

- изучать личность обучающегося, его возможности, намерения, способности, профессиональные интересы;

- устанавливать и поддерживать связь с учебными заведениями и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку;

- проводить работу с родителями, разъяснять им специфику учебного заведения, осуществлять помощь в выборе места учебы;

- организовывать коллективные творческие дела («защита профессии»);

- организовывать исследовательские проекты («что я знаю о профессии военного моряка» и т.д.).

В заключении хотелось бы отметить, что в итоге подростки воспринимают или отторгают наши педагогические воздействия. Как бы ни помогали педагоги и родители подросткам, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии несет за него ответственность.

Использованная литература:

  1. ПинскийА.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента.-М.:Альянс Пресс, 2004.-312с.

  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального определения старшеклассников. - М.:Первое сентября, 2004.-224с.

  3. ФГОС второго поколения: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

4


© 2010-2022