Как хорошо уметь читать… Беседа с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как хорошо уметь читать…

Вот и начался для наших детей очередной учебный год. А кто-то из малышей только первый раз переступил порог школы. Как все сло­жится для них в этом году? Что их ожидает за школьным порогом?

Эти вопросы, как правило, волнуют всех ро­дителей в канун нового учебного года. Думают об этом и учителя, анализируя итоги прошлых лет, планируя свою будущую педагогичес­кую деятель­ность. Профес­сионально зна­чим этот воп­рос также для школьных пси­хологов и ло­гопедов, кото­рые уже на первом педаго­гическом сове­те, традицион­но проводимом в школах перед 1 сентября, оп­ределяют совместно с учителями возможные зоны школьных трудностей и проблем.

И среди прочих важных вопросов и тем для обсуждения психологов, логопедов и учителей на особо "почетном" месте стоит проблема школьных дислексиков, то есть ребят, у которых трудно формируется навык чтения и которые, как показывает практика, долго читают по слогам. А ведь чтение в начальной школе является ос­новным учебным навыком, от которого зависит обучение ребенка буквально по всем предметам. "Почему?" - часто спрашивают специалистов и родители, и педагоги.

А все дело в том, что процесс чтения лежит в основе усвоения информации, в котором едини­цей восприятия являются поэтапно буква - слог - слово - предложение. И если в процессе обуче­ния в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения, то бессмысленно требовать от него грамотного письма. Ему будет сложно пи­сать изложения, а тем более сочинения. Трудно­сти дадут себя знать и в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее. А уж об устных предметах и гово­рить не приходится. Они часто становятся для ребенка самы­ми нелюбимы­ми, "потому что параграф боль­шой, а его надо читать да еще пересказыва­ть..." (из разго­вора с учеником 3-го класса).

Вопрос фор­мирования на­выка чтения да­леко не так прост, как мо­жет показаться некоторым ро­дителям, да и педагогам. В этой статье мы постараемся осве­тить некоторые, на наш взгляд, наиболее важ­ные моменты, связанные с обучением чтению, и дать несколько рекомендаций. Ребенок идет в первый класс и обучается по программе 1-4. Обязательно ли ему уметь читать при поступлении в школу? На наш взгляд, да! Практика психологов и логопедов давно уже по­казала, что если ребенок совсем не умеет читать и писать (и к тому же слабо знаком с алфавитом), то при одновременном и параллельном обучении этим учебным навыкам, как это и предусмотре­но общеобразовательной программой, у него до­статочно сложно будет идти процесс формирова­ния как чтения, так и письма.

Обучение чтению следует начинать раньше формирования у ребенка навыка письма. Если при обучении чтению у него еще не сложился зрительно-слуховой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по бук­вам. Да и вы сами, уважаемые взрослые, може­те попробовать переписать текст на каком-ни­будь незнакомом вам языке, например на испан­ском или китайском? Интересно, что у вас по­лучится?!

Если же ребенку приходится писать под дик­товку учителя, то часто он изображает "нечто", в результате получая диагноз "дисграфия". А все дело в том, что в голове у него, очень старающе­гося и переживающего за свои неудачи, еще нет тех образов слов, которые бы позволили ему со­вершить переход от смысла слова, произноси­мого учителем (или родителем), к его графичес­кому изображению, то есть написанию.

Ну, например, вы предлагаете ребенку напи­сать слово кошка. Из личного опыта ребенок понимает смысл этого слова. Дайте ребенку, на­писав на доске или на листке, целостный образ этого слова, соединив в восприятии ребенка гра­фический образ со звуковым (взрослый произнес это слово) и смысловым. После этого он сможет осмысленно и с удовольствием грамотно напи­сать это слово.

А далее - еще более важный момент! При обу­чении чтению главная цель - понимание ребен­ком того, что он читает, а не озвучивание слов и проговаривание их вслух! Поэтому надо сначала дать ребенку возможность понять текст, разоб­рать его про себя и только потом предлагать про­честь вслух.

Когда ребенка сразу заставляют читать вслух, ему приходится одновременно выполнять сразу две операции - озвучивание текста и его осмыс­ление. А для этого ему необходимо особое рас­пределение внимания, которого у ребенка-пер­воклассника еще нет или оно сформировано до- статочто слабо, поэтому большинство ребят тексты-то озвучивают, то есть "читают", а по­вторить потом прочитанное практически не мо­гут. А значит, дети не смогут и пересказать текст, и ответить на вопросы! О каком же тогда "пони­мающем чтении" может идти речь?!

Здесь же актуально поставить вопрос: "Смо­жем ли мы привить любовь к чтению, если ребе­нок не понимает, что он читает, да еще и часто наказывается за это либо низкой оценкой учите­ля, либо раздражением родителя?" Предлагаю ответить на этот вопрос вам самим, уважаемые наши читатели.

Людмила Ясюкова в своей книге "Психологи­ческая профилактика проблем обучения и развития школьников" добавляет, что убеждение в том, что произнесение ребенком текста вслух свиде­тельствует о его понимании, основано на заблуж­дении, согласно которому чтение относят к рече­вым навыкам. На самом деле вся школьная методика обучения чтению, кото­рая, как показывает практика последних лет, ока­зывается неэффективной для большого количе­ства детей. Многие ученые это мнение не разде­ляют, считая чтение зрительным навыком, и по­тому строят свои методики не на методе слухо­вого анализа, как это принято у нас, а с опорой на графему, на зрительный образ слова.

Педагоги знают, что для отработки и укрепле­ния навыка чтения требуется несколько лет. Даже при активном чтении он автоматизируется у ре­бенка только к 6-7-му классу. Но если в началь­ной школе и учителя, и родители постоянно по­буждают детей к чтению, то в среднем звене это­го уже нет. Ученики часто перестают читать, и не устоявшийся еще навык чтения может де­градировать.

В последние годы требования к технике чте­ния в начальной школе несколько снижены. Од­нако для того чтобы ребенок справлялся с уче­бой в полном объеме, быстрое чтение требуется уже во 2-м классе, так как с этого момента уче­нику необходимо работать с большими текстами. Психолого-логопедическая практика показывает, что многие дети, не умея бегло читать, понимая при этом прочитанное, оказываются вынужден­ными как можно быстрее "озвучить текст", зак­репляя к тому же дефектный навык чтения.

В 3-4 классах еще возможны коррекция чте­ния и формирование у ребят полноценного про­цесса усвоения и переработки информации.



© 2010-2022