Выступление на районном семинаре по теме Модель организации внеурочной деятельности в МКОУ ЛООШ 2011 год

 Внеурочная деятельность может быть представлена в таких  формах,  как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обя...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель организации внеурочной деятельности в МКОУ ЛООШ

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность включается в вариативную часть учебного плана и на нее отводится 10 часов в неделю.

При этом аудиторных занятий не должно быть более 50%.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно-полезная деятельность,

проектная деятельность.

Определены виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная; проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность может быть представлена в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы распределения часов по годам обучения, формированию и наполняемости групп. Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10 часов в неделю (на класс).

При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.

  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо.

При поступлении в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Поэтому в 1 классе педагог должен обеспечить используемые формы внеурочной деятельности для достижения первого уровня воспитательных результатов.

Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, активизируется межличностное взаимодействие школьников. Это создает условия для достижения во внеурочной деятельности результатов второго уровня. К 4 классу создается реальная возможность выхода в пространство общественного действия, т. е. достижение результатов третьего уровня.

Так, например, в игровой деятельности для достижения первого уровня результатов используются такие формы, как игра с ролевым акцентом, для достижения второго уровня результатов - игра с деловым акцентом, для третьего уровня результатов - социально моделирующая игра. В познавательной деятельности для достижения результатов первого уровня используются познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Для достижения результатов второго уровня - общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб. Для достижения результатов третьего уровня - детские исследовательские проекты внешкольные конференции и т.д.

Внеурочная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по некоторым направлениям учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей и другими.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Вот один из моментов, который требует внесение изменений и дополнений в Устав школы.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

  • в 1 классе - 35 минут, если занятия спаренные - 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений;

  • во 2-4 классах -45 минут, если занятия спаренные - 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Для реализации внеурочной деятельности в нашей школе я выбрала 3 направления:

Спортивно - оздоровительное направление представлено одной программой: «Помоги себе сам», рассчитана на 4 года (2 часа в неделю). Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе; сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Духовно-нравственное направление представлено программой: ««Этикет от А до Я», рассчитан на 4 года ( 1 час в неделю). Задача данной программы является обучение ребенка в традициях многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе.

Художественно-эстетическое направление представлено программой «Волшебная кисть», рассчитана на 1 год, период обучения 66 часов (2 часа в неделю). Цель данной программы - развитие художественно-творческих способностей посредством изобразительной деятельности.

Режим занятий в 1 классе:

  1. учебная деятельность 8.30- 12.10.

  2. прогулка 12.20- 12.50

  3. внеурочная деятельность 13.00- 13.40

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

Я считаю, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Я свой путь выбрала и предлагаю его другим.

Считаю, что правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесет свои положительные результаты и эффекты.







© 2010-2022