Решение некоторых проблем профессионального воспитания в условиях ГБОУ СПО ЛО Беседский сельскохозяйственный техникум

        Гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности преподавателя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.          В современных условиях перед профессиональным образованием выдвигаются новые требования, важность и острота которых очевидны. Целесообразно ориентироваться на то, что в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение проблем профессионального воспитания в условиях ГБОУ СПО ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум»

Гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности преподавателя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.

Кикина И.А.преподаватель ГБОУ СПО ЛО

«Беседский сельскохозяйственный техникум»

В современных условиях перед профессиональным образованием выдвигаются новые требования, важность и острота которых очевидны. Целесообразно ориентироваться на то, что выпускник - это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения - не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек). (12,2) Особый упор следует сделать на единство профессионального обучения и профессионального воспитания, как на процесс формирования профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности.(9,5)

Общество пришло к осознанию давно всем известной истины: обучение, воспитание, развитие - это три неразрывных составляющих образовательного процесса.(15,2) Нельзя изолировать одно от другого. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Особую актуальность профессиональное воспитание приобретает в настоящее время. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в плоскость формирования выпускника как сознательного и активного гражданина страны, созидателя. Итак, мы видим, что перед профессиональным воспитанием стоит острая проблема гражданского воспитания.

Проведенный анализ литературы, наш педагогический опыт позволяет сформулировать еще одну проблему профессионального воспитания, гражданского воспитания, а именно: процесс воспитания и процесс развития психических процессов обучающихся малоисследованная область. А. М. Новиков прямо указывает, что аспекты воспитания и развития вообще никак не проектируются (не программируются). На сегодняшний день процесс воспитания программируется каким-то образом лишь в образовательных программах дошкольного образования (14,2-5). Учитывая, что образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, методических материалов процесса воспитания, гражданского воспитания отсутствует, остается надежда на образовательную деятельность педагога (преподавателя, воспитателя), уместно добавить педагога-новатора, осознающего, что обучающийся - субъект и соучастник образовательного процесса (обучения, воспитания, развития).

Деятельность преподавателя (воспитателя, классного руководителя) в нашем техникуме в направлении профессионального воспитания, гражданского воспитания начинается с проведения обследования (анкетирование, беседа, глубинный опрос и т.п.) студентов нового набора, их родителей, изучения и анализа состояния реальной воспитательной работы в сфере гражданско-правовой культуры, патриотизма. Начальная диагностика проводится с целью планирования воспитательной работы и управления группой, проводится не только в отношении каждого обучающегося, но и в отношении коллектива в целом. Далее в процессе работы классный руководитель получает экспресс-информацию - корректирующая диагностика и в конце учебного года проводится обобщающая (итоговая) диагностика. Состояние воспитательной деятельности преподавателя определяется в течение учебного года по результатам мониторинга основных показателей учебно-воспитательного процесса. В конце учебного года определяем эффективность воспитательной работы (индивидуально и коллектива преподавателей в целом). Важно отметить, что оценивание воспитательной деятельности, ее качество и эффективность не менее сложная проблема (нет оценочной шкалы, алгоритмов, процедур, критериев и т.п., отсутствует стандартизация и нормирование). Поэтому мы и используем метод наблюдение, учитываем социальную активность студента, его участие во всех мероприятиях как в техникуме, так и за его пределами. Все «отрицательные» моменты также подлежат учету.

Нами замечено, что повышение уровня эффективности профессионального воспитания, гражданского воспитания способствуют определенные педагогические условия, среди них:

  • ориентирование гражданского воспитания на удовлетворение доминирующих базовых потребностей студентов в сфере гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, патриотизма;

  • актуализация для студентов значения гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма в формировании выпускника активного гражданина своей страны;

  • обеспечение взаимосвязи всех направлений воспитания (теоретической, методической, мотивационно-потребностной, нравственно-психологической, практической) студентов к формированию гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма, предусматривающей использование современных педагогических и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе ССУЗа;

  • создание в ССУЗе развивающей среды для студентов в целях непрерывного развития у них потребности в гражданско-правовой, духовно-нравственной культуре и чувства патриотизма и обеспечение постоянной включенности каждого воспитуемого в систему гражданско-правовых отношений;

  • приобщение студентов к гражданско-правовой деятельности с учетом региональных особенностей, направленной на формирование гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма;

  • осуществление целенаправленного индивидуального и дифференцированного подхода к студентам в процессе поэтапной подготовки специалиста к формированию гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма;

  • обеспечение интеграции воспитательного потенциала семьи, школы, ССУЗа культурно-просветительных, общественно-социальных учреждений, в том числе религиозных институтов в сфере гражданского воспитания.

На этой базе создаются условия для индивидуального развития, обеспечивается психологическая безопасность, атмосфера комфорта, сотрудничества и что самое важное, формируется устойчивая мотивация к гражданско-правовой, духовно-нравственной культуре, чувству патриотизма.

Каждый преподаватель может внести свой вклад в решение трудной задачи гражданского воспитания. Не секрет, что как любая исследовательская деятельность, гражданское воспитание потребует больших затрат времени, на этом пути достаточно «подводных камней». Поэтому необходима психологическая готовность преподавателя ССУЗа к самовоспитанию, получению новых знаний, восприятию информации «новыми глазами», повышению профессионального мастерства, принятию активной жизненной позиции. Добавим к этому, что результативность воспитательной деятельности преподавателя возрастает при сохранении активности и возможности широкого привлечения в решению задач гражданского воспитания не только преподавателей ССУЗов, обучающихся, но и ветеранов, специалистов производства, государственных служащих, опытных практиков, научных работников, всех кто имеет необходимую подготовку и опыт обсуждения получаемых результатов в средствах массовой информации, интернете, на съездах, конференциях, семинарах, совещаниях и т.п. Это позволяет интегрировать педагогическую среду в общее социо-культурное пространство на всех этапах деятельности человека-гражданина.

Важно помнить, что для комплексного, разностороннего воспитания и развития способностей обучающихся важным является создание в ССУЗе системы разнообразных видов деятельности (учебная, внеучебная), в которые одновременно они включаются. И которые должны отвечать следующим требованиям: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Всем этим требованиям соответствует организация массовых внеклассных мероприятий по вопросам гражданского воспитания, имеющих разовый или постоянный характер и охватывающих большое количество обучающихся сразу, что является одним из достоинств данного вида внеучебной деятельности. Кроме того, во время проведения массового мероприятия создаются условия для получения опыта социализации, глубоких знаний, проявления способностей и умений. Формами организации массовых внеурочных мероприятий являются: олимпиада, выставка, ярмарка научно-технического и декоративно-прикладного творчества, устный журнал, симпозиум, конгресс, митинг, тематические чтения, вечера, конференция, турнир, конкурсы, предметная неделя и т.п.. Все указанные формы организации массовых внеучебных мероприятий имеют свое назначение и структуру, способствуют решению поставленных задач в профессиональном образовании и гражданском воспитании обучающихся и позволяют разумно организовать их досуг.

Бесспорно, принимаем утверждение, что гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности преподавателя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.

Список литературы:

1.Беликова Т. П. Управление воспитательным процессом среднего специального учебного заведения. :дис., кандидат социол.наук. -Белгород: БГУ, 1999.

2. Гражданское образование; содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С.Шехтера. -М.: Межрегиональная ассоциация за гражданское образование, 2005.-с. 85

3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2008.-с.496

4. Коретов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса.//Педагогика 1999 №3.- с.47

5. Макаев В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. //Педагогика 1999,№4.- с.6-9

6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: дис., доктор пед.наук. -Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ»,2007

7. Медведев П. С. Становление качества жизни студентов в воспитательном пространстве вуза.//Среднее профессиональное образование 2011 № 4.- с.53-55

8. Мудрик А. В., Бодаев А. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Под ред. А. В. Мудрик. -М. 1999.- с.368

9. Мухаметзянов Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике.//Среднее профессиональное образование 2010 №10, с.2-7

10. Мухаметзянов Г.В. Основные тенденции развития профессионального образования. //Специалист. 2009 №11.- с.2-9

11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. -М.: Синтег,2007.-с.668

12. Новиков А. М.Обучение опыта личности.//Специалист. 2010 №8.-с.2-6

13. Новиков А. М. Развитие обучающегося, что же у него развивается?//Специалист 2010 № 9.- с. 2-7

14. Новиков А. М. Об образовательной деятельности обучающегося.//Специалист. 2010 №11.- с.2-5, №12.- с.2-7

15. Новиков А.М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся?//Специалист. 2010. №7.-с.2-7

16. Педагогика профессионального образования:Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2006.-с.368

17. Пятый съезд Союза директоров ССУЗов России. Приоритеты развития НПО и СПО в повышении качества кадров для современной экономики. // Специалист 2009 №7.- с.2-8

18. Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная деятельность: монография. СПб, 2004.-с.18



© 2010-2022