ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДУШУ ГРЕЕТ СТОРОНКА МОЯД

Как известно, формирование личности и её качеств начинается с детства. Привитие любви к родному краю и стране в целом начинается также с ранних лет. Школа является неотъемлемым звеном в формировании гражданско-патриотических качеств каждого ребёнка. Перед нами, уважаемые коллеги, встаёт вопрос: Как привлечь детей к данному вопросу? Одним из возможных вариантов является данная программа по развитию классного коллектива. В программе описаны этапы работы с учащимися, приведены примеры апробации дан...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Евстратовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области















Программа развития классного коллектива

по гражданско-патриотическому направлению

«Душу греет сторонка моя…»









Автор: Оберемко Оксана Александровна,

учитель английского языка

МКОУ Евстратовской СОШ











2014 год


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..3


  1. Проектирование воспитательной работы класса в рамках реализации программы…………………..…………………………………………………………...5


  1. Из опыта работы над программой……………..…..…………………………… 7


Заключение………………………………………………………………………….8


Список литературы…………………………………………………………………9


Приложение……………………………………………………………………. ….10



























Пояснительная записка


Пусть наше село не столица,

Но я бы хотела сказать:

Нам нечего с вами стыдится

И есть нам о чём рассказать….

Н. Паляничко

С колыбели человеку присуща любовь к родной земле, краше которой нет на свете, потому что именно здесь он впервые увидел мир, узнал любовь и счастье. Чувство сопричастности к земле и людям, которые жили до нас и придут после нас, свойственно каждому. Если бы человек не обладал этим чувством, он не знал бы своей истории, своего прошлого, а значит, не задумывался бы о будущем.

Но, к сожалению, в настоящее время значимость таких понятий, как «малая родина», «село» теряют свою сущность. Главная проблема сёл - проблема вымирания. Тысячи из них исчезли за период урбанизации в России. Всё больше и больше людей стремятся угнаться за современной, неуловимой жизнью и уезжают с «насиженных мест» в города для поиска новой жизни. Этим они практически закрывают занавес за всем тем, что накапливалось веками: традиции, устои, жизненные уклады. Всё это в скором времени может привести к тому, что люди перестанут чтить не только место своего рождения, но и с лёгкостью сменят родную страну на более привлекательную, по их мнению.

Всё это говорит о необходимости возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Это свойственно и нашему родному местечку на Россошанской земле, селу Евстратовка.

В книге В.А. Прохорова: «Вся воронежская земля» о Евстратовке говорится: «Евстратовка. Село Россошанского района. Начало ему положили украинские крестьяне, жившие в первой половине 18 века (не позднее 1720 годов) на левой стороне реки Черная Калитва, у впадения небольшой степной речки Меженка. Село называлось тогда по имени этой речки. Самое раннее свидетельство о нем относится к 1731 году. В это время это было же село с церковью. Из описания Калитвенского уезда 1779 года видно, что Меженка - крепостное село, принадлежавшего вдове ротного квартирмейстера Анне Куколевской, в нем 102 двора, деревянный господский дом, сад с плодовыми деревьями. После Куколевской Меженка поступила во владение Евстрата Куликовского, и с тех пор стала называться Евстратовкой».

Читая эти исторические очерки о нашем родном селе, возникает вопрос: «Неужели всё это историческое наследие может исчезнуть навсегда?». Для того чтобы это не произошло мы должны встать на защиту малой Родины и начать это нужно, прежде всего, с работы над собой. Ведь каждый отдельный житель - это частица «малого островка жизни», поэтому наши духовные, патриотические качества несут в себе решение данной проблемы. Это обусловлено тем, что ответственность за будущее этих «островков» включает в себя экологические, нравственные, гражданские действия или бездействия населения.

Формирование любви к родному краю начинается с детства. Семья и школа являются отправными точками развития личности ребёнка в данном направлении, поэтому программа «Душу греет сторонка моя…» является хорошим подспорьем классному руководителю по работе с детьми. Перед нами стоит одна из главных задач - чтобы ребята как можно больше узнали об истории своей малой Родины, о людях, которые жили и живут сейчас в родном селе. Каждый гражданин России должен знать в какой стране он живёт, её настоящее и будущее. Но, прежде всего, каждый должен знать историю своей малой Родины, определить для себя: Какое место занимает в жизни человека его малая Родина? Поэтому мы выбрали очень непростую тему, и посвятили её родному селу.

Цель программы:

  • Формировать у учащихся черты патриотизма и гражданственности на примере родного села и страны в целом.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего с. Евстратовка: обычаев, традиций и духовной культуры населения.

  • Получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации в родном селе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении своей малой Родины.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство малой Родины - к систематизированному знанию о родном крае.

За время работы классным руководителем 6 класса (2012-2014 уч.год) удалось узнать предпочтения учащихся, их жизненные позиции, уровень сформированности гражданской ответственности, что позволило сделать вывод о том, что учащиеся не равнодушны к проблемам Отечества и малой Родины. Ребята обеспокоены экологической обстановкой своего малого края. Наблюдается высокая гражданская ответственность и стремление к улучшению качества жизни своих односельчан. Всё вышеперечисленное обусловило выбор направления и темы реализуемой программы.

Программа развития классного коллектива «Душу греет сторонка моя…» учитывает возрастные особенности учащихся (11-14 лет), которые играют немаловажную роль в достижении цели программы. Дети данного возраста характеризуются интересом ко всему новому, умеют выражать собственное мнение, осознают значимости проблемы и пытаются найти выход из неё, начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. Учащимся данной возрастной группы свойственна направленность со стороны взрослых, поэтому они словно «струны» могут гнуться в разных направлениях. Выражение собственных суждений младшего подростка и разумный контроль со стороны взрослого могут дать положительные «всходы» при реализации программы.

Срок реализации программы: 3 года

При этом следует отметить, что данное направление является приоритетным в планировании работы класса, но не единственным. Деятельность классного коллектива осуществляется в единстве направлений для достижения планируемых результатов.

Предполагаемые результаты деятельности:

  • сформированность ценностного отношения к своей малой и большой Родине, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

  • воспитание экологической культуры, учащиеся должны серьезно задуматься над сохранением природных богатств малой Родины.

  • активная, всесторонне развитая творческая личность учащегося.


  1. Проектирование воспитательной работы класса в рамках реализации программы.

Реализация программы развития классного коллектива по гражданско-патриотическому направлению «Душу греет сторонка моя…» возможна с использованием следующих форм работы:

  • Экскурсия.

  • Виртуальные путешествия.

  • Работа в архивах.

  • Драматическая игра.

  • Конференции.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Театрализованные представления.

  • Исследовательская деятельность и т.д.

Данная программа предусматривает поэтапную деятельность учащихся по данному направлению, что позволяет сделать её систематической и разноуровневой, а также позволяет учитывать возраст участников программы. Кроме того, при реализации данной программы классный руководитель является не только координирующим звеном, но и полноценным участником процесса, поэтому лично принимает участие в разного рода мероприятиях, направленных на получение планируемых результатов деятельности по программе.

Итак, первый год работы по данной программе был назван «Познай историю села как самого себя». Задача первого года работы над программой - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей стране, районе и селе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты - родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Поэтому, в рамках реализации данной программы в 5 классе были запланированы следующие мероприятия по направлению программы:

сентябрь

Классный час «Моё село - моя отрада». Экскурсия в школьный музей «Знакомство с историей родного села». Поход выходного дня «По тропинкам Родины моей».

октябрь

Драматическая игра «На чужой стороне». Осенняя туриада.

ноябрь

Устный журнал «Пусть память живёт…»

декабрь

Помощь подшефным в уборке снега у придомовых территорий.

январь

Начало работы над проектом «Звените, струи родника родного нашего села!» (Приложение 1). Сбор необходимой информации.

февраль

Участие классного руководителя в конкурсе патриотического урока «Россия - это звучит гордо!» в рамках акции «Венок славы государства российского» (Приложение 2). Участие в общешкольном спортивно-патриотическом мероприятии «Зарница».

март

Работа над проектом «Звените, струи родника родного нашего села!» (обработка полученных данных).

апрель

Экскурсия в музей ДК с.Евстратовка «Быт и традиции нашего народа».

май

Помощь подшефным в благоустройстве придомовых территорий. Уход за могилами односельчан-участников ВОВ.

июнь

Археологический лагерь.

Всё вышеперечисленное нашло своё продолжение в планировании и осуществлении работы 6 класса в рамках реализации программы. Второй год работы над программой получил название «Дела минувших дней». Задача второго года занятий - развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем селе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.

сентябрь

Участие в областном фото-конкурсе «Моё Отечество».

октябрь

ноябрь

Акция «Цветок», посвящённая дню пожилых людей. Завершение работы над проектом «Звените, струи родника родного нашего села!».

декабрь

Общешкольная линейка памяти, посвящённая лётчику А.Я.Макевнину, чьё имя носит наша школа.

январь

февраль

Встреча с односельчанами-участниками боевых действий при освобождении родного края. Конкурсная программа для мальчиков «Защитникам посвящается».

март

Внеклассное мероприятие «Спасём природу нашего села».

апрель

Планирование исследовательской работы «Частота употребления личных имён жителей села Евстратовка»

май

Конкурс поэтов «Мой милый край, тобою я живу…»

июнь

Археологический лагерь.

На этом деятельность нашего классного коллектива по изучению и сохранению малой родины не прекращается. Предусматривается название третьего года работы по программе «Друзья-односельчане». Задача третьего года - изучение истории и культуры нашей малой родины через знакомство с известными личностями, прославившими наши район и село, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. Перспективы на будущее (7 класс) таковы:

сентябрь

Фото-отчёт об археологическом лагере «Страницы малой Родины».

октябрь

Конкурсная программа «У истоков нашего села». Драматическая игра «Как всё начиналось?»

ноябрь

Исследовательская работа «Частота употребления личных имён жителей села Евстратовка» (сбор и обработка полученных данных).

декабрь

январь

Проект «История становления моей семьи». Сбор и анализ информации.

февраль

Защита проектов «История становления моей семьи»

март

Поход в лес «Трудовой десант». Драматическая игра «Природа. Родина. Любовь».

апрель

Завершение исследовательской работы «Частота употребления личных имён жителей села Евстратовка». Апробация работы на конференциях муниципального/регионального уровня.

май

Презентация проекта «История становления моей семьи» (детско-родительское собрание). Планирование дальнейшей работы. Театральное представление проекта.

Излюбленной формой работы с учащимися по данной программе является виртуальная экскурсия. С помощью современного оборудования учащиеся могут погрузиться в историю, культуру, быт разных уголков нашей страны. Данная форма работы оказывает непосильную помощь в решении многих трудностей, возникающих при реализации программы. Во-первых, средства сельских семей часто ограничены и дети не имеют возможности путешествовать по стране, поэтому виртуальные экскурсии - это удобный способ познания Родины. Кроме того, понравившиеся места ребята могут виртуально посетить неограниченное количество раз. Во-вторых, с использованием технических средств обучения ребята могут презентовать свои мысли и идеи, планировать свои маршруты, например по памятным местам родного края.

Также широко-используемыми формами проведения занятий по программе являются драматическая игра и театральное представление. В ходе проведения такого рода занятий у учащихся есть возможность раскрыть свои актёрские данные и решить возникающие проблемы нетрадиционным способом, также с помощью невербальных средств. Данная форма работы является результативной, так как все учащиеся охвачены, наблюдается увлечённость процессом.

Хотелось бы отметить, что работа по программе развития детского коллектива «Душу греет сторонка моя…» не предусматривает лишь отчётные мероприятия по памятным датам нашей страны, а имеет более широкую и динамичную структуру. Планирование программы может быть дополнено мероприятиями, организуемыми классным руководителем или по предложению остальных членов классного сообщества.

  1. Из опыта работы над программой.

Программа развития классного коллектива по гражданско-патриотическому направлению «Душу греет сторонка моя…» находится на средней стадии реализации, в дальнейшем будущем предусмотрено усложнение форм деятельности, что приведёт развитие мышления и других познавательных процессов учащихся от простого к более сложному. К тому же, выполнение исследовательской работы на последнем этапе позволит ребятам ощутить их весомый вклад в общее дело.

На данном этапе работы классного сообщества по представленной программе мы можем сделать вывод о том, что проблема исследования малой Родины стала не просто целью, которую необходимо достичь, но личным переживанием каждого члена класса.

Работая по программе, удалось также отметить положительные результаты во взаимоотношениях учащихся друг с другом. Известно, что общее дело объединяет и каждый старается внести свою лепту в «общий котёл». При этом непосредственно формируются такие качества личности как:

  • порядочность;

  • ответственность;

  • готовность прийти на помощь;

  • уважение к старшим;

  • нравственность поступков;

  • трудолюбие и др.

Наши первые старания не прошли даром. Поэтому ученик нашего класса, Прохоренко А., стал участником областного фото-конкурса «Моё Отечество». Опыт подбора материала, его оформление пригодятся ему в дальнейшем.

Патриотический урок «Россия - это звучит гордо» был удостоен награды муниципального уровня (Приложение 3).

Проект «Звените, струи родника родного нашего села» был апробирован в рамках профессионального конкурса молодых педагогов Россошанского района «Педагогический дебют-2013».

Учащиеся МКОУ Евстратовской СОШ активно принялись за разработку и реализацию проекта «Звените, струи родника родного нашего села!». Задачи данного проекта были направлены на очистку и благоустройство природниковой территории в родном селе. Кроме того, участниками проекта стали не только учащиеся и учителя, но и родители, местные жители и администрация сельского поселения. Только слаженная работа всех этих звеньев может действительно сдвинуть проблему с места.

Немаловажно и то, что проект был направлен на формирование экологической культуры у школьников в процессе изучения, исследования родников. А также на проведение эколого - просветительской деятельности с населением.

Кроме того, наша школа гордо носит имя летчика- штурмовика А.Я. Макевнина, который погиб в одном из воздушных боев с немецкими стервятниками в небе над россошанской землей и чей подвиг достоин глубокого уважения. В нашей школе проводятся линейки памяти, на которых учащиеся прикасаются к истории, пропустив через себя всю тяжесть ушедших лет.



Заключение

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы не можем не согласиться с мыслями В. Пескова, которые помогают нам осознать значимость Родины для человека: «… Солнце на Земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче».

Всё вышесказанное доказывает необходимость привития у учащихся образовательных учреждений ответственности перед своей малой родиной, народом и страной в целом. Для всестороннего развития личности учащихся, а также для решения воспитательных задач должны создаваться специально подобранные программы, избраны методы деятельности учителя и подобраны разнообразные формы работы для достижения планируемых результатов.

Одним из условий для благоприятного развития классного коллектива является наличие систематизированной программы работы. Программа развития классного коллектива по гражданско-патриотическому направлению ««Душу греет сторонка моя…»» предусматривает поэтапную, разнообразную работу классного коллектива, нацеленного на изучение и активный поиск путей решения проблем малой родины. Постепенное усложнение форм работы в итоге приведёт к тому, что учащиеся научатся излагать собственные суждения, смогут задуматься над сохранением природных и культурных богатств малой родины. В ходе работы на программой учащиеся приобретают опыт работы с литературой, проводят её отбор, синтез и получают необходимые навыки оформления исследовательских, проектных работ. Всё это должно стать отправным пунктом в развитии активной, всесторонне развитой личности школьника.

Итак, формирование гражданина - патриота своей страны начинается с детства и продолжается на протяжении всей жизни, поэтому школа - это ещё одна ступень к взрослению души человека. Эта ступень даёт возможность роста личности учащегося. Воспитательная работа является неотъемлемым элементом данной ступени, поэтому роль учителя заключается в том, чтобы учащийся продвигался вперёд, а не падал вниз.

Подытожить всё вышесказанное хотелось бы стихотворением замечательной поэтессы нашего родного села Паляничко Нины Михайловны:

Моя Родина - ты, моё село!

Сел других таких в мире нет,

Сколько троп, дорог по земле легло,

Только дорог мне твоих окон свет.

А в Евстратовке сады везде цветут

И соловушки всю ночку нам поют.

Здесь живут мои друзья и вся моя родня,

Ты живи, цвети, Евстратовка моя.

Н.Паляничко









Список литературы


1. Болотов П.Е. «Слобода Россошь. 1682-1923. Исторический очерк», издательство им. Е.А. Болховитинова, г.Воронеж, 2003г., стр. 7

2. Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало», издательство Творческое объединение «Альбом», г.Воронеж, 2004г., стр. 75

3. Паляничко Н.М. «Я - деревенская», МУП «Издательский дом», г.Россошь, 2002г.


Используемые интернет ресурсы

  1. shckola-muzei.narod.ru/istorij.htm

  2. evstratovkascoo.ucoz.com/

  3. journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html




































© 2010-2022