- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методический семинар на тему Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников
Методический семинар на тему Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина У.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри.
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся.
ГОС НОО ориентирован не на передачу ЗУН, а на
- Личностное развитие - Духовно- нравственное совершенствование
Поэтому в своей работе я ставлю НА 1 МЕСТО ВОПИТАНИЕ, КОТОРОЕ ИГРАЕТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ОВЛАДЕНИЯМИ ЗНАНИЙ.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно,
важнейшая цель патриотического воспитания - социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения цели я реализую след. Задачи:
Углубление знаний о Родине, своём родном крае, месте рождения.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
Cодержательное знакомство с историей своей семьи.
Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам
Формирование личной ответственности за будущее страны.
Особую значимость для реализации задач представляют труды философов, социологов и педагогов - Ивана Александровича Ильина, Игоря Семёновича Кона, Николая Дмитриевича Никандрова, Галины Ивановны Щукиной и др. В них гражданско-патриотическое воспитание рассматривается в разных аспектах: русской национальной культуры, возрастающей социальной значимостью проблемы патриотического воспитания личности.
Для решения проблем воспитания гражданственности и патриотизма я работаю по следующим направлениям :
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
Всё эти направления взаимосвязаны
В работе использую такие элементы педагогических технологий, как:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, мужество, смелость, героизм, отвага , гражданственность.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы школьников на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
Русский язык ( словарная работа, работа с текстом, ребусы, кроссворды)
- Математика ( решение задач, математические раскраски)
- Литературное чтение ( работа с произведениями русских авторов стихотворений, сказок, рассказов ; с репродукциями картин русских художников ,чтение литературы на военно-патриотическую тему)
- Окружающий мир ( Поиск дополнительной информации, выполнение исследовательских работ, защита проектов, рефератов , решение кроссвордов, ребусов, выставки рисунков)
- Технология (изготовление открыток , поделок к государственным праздникам, проведение выставок поделок в классе)
- ИЗО ( выполнение рисунков , проведение выставок рисунков в классе)
Известная эмоциональность младших школьников диктует мне необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, конкретны. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
В своей работе используем следующие формы работы во внеурочное время.
-
тематические классные часы;
-
Проектная и исследовательская деятельность;
-
Участие в дистанционных олимпиадах по патриотической тематике
-
посещение музеев;
-
Игры по патриотическо-правовой тематике;
-
конкурсы, викторины;
-
спортивные игры, соревнования ;
-
участие в работе по пополнению фонда Музея лицея;
-
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
Классный час - одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Информационный час - одна из действенных форм гражданско-патриотического воспитания, где ребята приобщаются к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района.
Внеклассная познавательная деятельность
осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр .
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому я использую игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству .
В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине.
Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам - все эти виды трудовой деятельности используются при воспитании патриотических чувств детей.
Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («Забота», «Чтобы помнили», «Милосердие»), к которым нужно приобщать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности.
Художественная деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира. Все эти особенности способствуют успеху в данной деятельности. Художественная деятельность принимает самые разнообразные формы: концерты , конкурсы, творческие выставки, литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.
В своей работе использую праздники как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с классом, школой, городом, страной.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе,
Учитывая влияние семейной среды, я налаживаю взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаю семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.
Формы работы:
- составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;
- встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
- проведение игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потехи»;
- встреча с родителями - военными «Есть такая профессия - защищать Родину».
Воспитательные результаты могут быть распределены по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ .
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.