Открытый классный часПутешествие в страну Литературию

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРИЮ»

Цели:

  • познакомить детей с предстоящим годом, связанным с годом литературы в России, с историей создания книги;

  • развивать интерес к чтению;

  • воспитывать чувство уважения к создателям книг.

Задачи:

Задачи:

Личностные: привлечь интерес к русской поэзии и прозе; развивать мышление, воображение и речь; воспитание любви к Родине и родному краю.

Познавательные: познакомить учащихся с литературными произведениями искусства; учить детей видеть прекрасное в окружающем мире благодаря знакомству с различными литературными произведениями.

Регулятивные: учить ставить цели и достигать их;

Коммуникативные: обучение культурному общению и эстетическому восприятию окружающей действительности.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, выставка книг, электронная презентация.

Ход классного часа:

Дети заходят со звонком. Встают.

Орг. Момент.

- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

Дети поворачивают голову к гостям «Здравствуйте»

1.Мотивация к общению.

Ребята я подготовила вас слайд - шоу

Смотрят слайд -шоу

Попробуйте назвать тему нашего классного часа

Предполагаемые ответы: о книгах, о писателях, о литературных произведениях.

Правильно мы сегодня поговорим о литературе.

И сейчас я вас приглашаю в путешествие по стране «Литературия»

Эпиграфом нашего классного часа будут слова С. Михалкова

На экране слова С. Михалкова: Обращение писателя к читателям. Слайд 3

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

А что бы нам было веселее путешествовать мы возьмем в дорогу песню.

Звучит «Песенка юных читателей! Слайд 2?

3.Час общения

Наше путешествие начилось.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» Слайд 9

Сейчас мы с вами перенесемся в 1564 год и окажемся в типографии Ивана Федорова

  1. Литература возникла на Руси одновременно с появлением письменности. Слайд 10

Письменность была необходима во всех сферах жизни.

Разыгрывается сценка «Появление письменности на Руси»

В типографии Ивана Федорова. Москва. 1564 год. Слайд 11

В одном углу сцены двое. Они перекладывают стопки листов. С другого конца из-за задней кулисы выбегает мальчик. Внезапно он останавливается, пытаясь рассмотреть вывеску ПЕЧАТНЫЙ ДВОР.

Мальчик. Чего это там?

1 взрослый. А ты зайди, сам посмотри.

Мальчик. (осторожно приближается. Рассматривает). Ух, ты! И чего же это будет!

2 взрослый. Книга будет.

Мальчик. (недоверчиво). Книга? Книги пером и чернилами пишут, а тут какие-то столбы да доски.

1 взрослый. А мы буквы из олова отливаем, а потом складываем одна к другой и печатаем. Так вот страницы и выходят.

Мальчик. А можно мне буковку потрогать?

2 взрослый. А ты грамоту-то разумеешь? Ну-ка возьми букву, на которую твое имя начинается.

Мальчик (достает букву М). Вот, Мыслете моя буква будет!

1 взрослый. И как же тебя звать?

Мальчик. Я сын бондаря Якова Казарина. Научите меня вот так буквы складывать. Я вам подсобить могу. Вы теперь новый лист набирать будете?

2 взрослый. Да разве мы по одному печатаем? Мы сразу много одинаковых делаем. Вот сегодня заканчиваем работу - вон новых книг появится! (показывает на стопки книг)

1 взрослый. Ты, брат, погоди! Я вот хочу Букварь напечатать! *Для пользы русского народа!* Чтобы в каждом доме своя книга была - детишек обучать.(** Надпись на букваре)

Мальчик. И у меня и у моих братьев свой букварь будет?!

2 взрослый. Придет время - обязательно будет! (громко, обращаясь в зал, держа в руках большую книгу) А вот запомни сегодняшний день - первая на Руси книга напечатана!

Наше путешествие продолжается

СТАНЦИЯ «ЮБИЛЕЙНАЯ» Слайд 12

- В нашем государстве уделяется большое внимание развитию Российской литературы. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении Года литературы в России в 2015 году. Слайд 4

В этом юбилейномгоду исполняется:

  1. Памятные и юбилейные даты 2015 года в литературе: Слайды 13-21

  1. 220 лет со дня рождения Александр Сергеевич Грибоедова(1795-1829)

  2. 155 лет со дня рождения Антон Павлович Чехова (1860-1904)

  3. 125 лет со дня рождения Борис Леонидович Пастернака ( 1890-1960)

  4. 120 лет со дня рождения Сергей Александрович Есенина (1895-1925)

  5. 110 лет со дня рождения Михаил Александрович Шолохова ( 1905-1984)

  6. 100 лет со дня рождения Константин Михайлович Симонова ( 1915-1979)

  7. 75 лет со дня рождения Иосиф Александрович Бродского ( 1940-1996)

Учитель: Ребята кто из названных поэтов и писателей является гордостью Рязанской земли?

В прошлом году вы посетили родину С.А. Есенина с. Константиново. Поделитесь своими впечатлениями.

Ребята кто может прочитать стихи поэта.

Учащиеся читают стихи С.А. Есенина, « Береза», «Черемуха», демонстрируются слайды презентации. Слайд 22-23

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

[1913]

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Учитель: Путешествие продолжается. Следующая остановка.

СТАНЦИЯ «НАСЛЕДИЕ» Слайд 24

3.Литературное наследие нашего района:

Учитель: Учащиеся нашего класса Ямщиков Виктор и Ямщикова Кристина провели исследовательскую работу. Предоставим им слово.

Учащиеся: Цель нашей работы состояла в изучении литературного наследия нашей малой родины. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующую задачу:
- изучить литературное наследие нашего Милославского района.

В ходе работы мы узнали что в нашем районе проживали и трудились.

1.Ерошин, Иван Евдокимович (1894-1965), поэт Слайд 25

Биография

Родился в семье малоземельного крестьянина. В 1909 г., после смерти отца, ушёл на торфяные разработки Саввы Морозова. Работал в Москве и Петербурге мальчиком на побегушках в трактире и булочной, разносчиком газет и аптекарских товаров.

В 1912 г. вступил в революционный кружок, стал корреспондентом и распространителем «Правды», в которой в 1913 г. опубликовал первое стихотворение.

Во время гражданской войны в Сибири работал в политотделе 5-й армии, сотрудничал в армейской газете «Красный стрелок». После окончания войны остался в Сибири. С 1929 г. жил в Хакасии - в селе Иудино и Абакане, где сотрудничал в газете «Советская Хакасия». С 1943 г. жил и работал в Москве.

На творчество Ерошина начала 1920-х гг. заметно повлиял С. Есенин, с которым поэт был знаком. Основополагающим для поэзии Ерошина последующих лет стало знакомство с природой Горного Алтая, с жизнью, бытом и устной поэзией ойротского народа. Сборник «Песни Алтая» (1935), опирающийся на ойротский фольклор, вызвал восторженный отклик Ромена Роллана.

"Зимняя ночь"

Березовая роща

Под инеем тиха.

Березовая роща

Укуталась в меха.

Серебряное поле -

Под серебром луны,

Снега на ясном поле,

Как звезды, зажжены.

Мороз грызет орешки -

По роще звонкий щелк.

Из белой тихой рощи

Выходит серый волк

И смотрит зорко, зорко,

И ловит лай собак,

И крадется к деревне,

К хлевам, где теплый мрак.

2. Молотков, Николай Васильевич (1941) - поэт. Член Союза писателей России Слайд 26

Поэт. Окончил Чаплыгинский сельскохозяйственный техникум. Служил на Тихоокеанском флоте. Армейские будни определили тему первых поэтических произведений, которые были опубликованы в газете «Боевая вахта». Работал на рязанском заводе «Красное Знамя». Первый редактор газеты «Вечерняя Рязань». Избирался народным депутатом СССР. С 1991 по 1996 г. - полномочный представитель президента России по Рязанской области.

В настоящее время - ответственный секретарь Рязанской писательской организации Союза писателей России.

Член Союза писателей России. Живет в Рязани.

Соч.: Сотвори добро. - Рязань, 1993; Сердце, отданное России// К неведомым землям. - М., 1989; Ржаные волны. - Рязань, 1994; Взгляд: рассказ// Литературная Рязань. - Рязань, 1999. - С. 77-79; [Стихи]// Книга любви. - Рязань, 2003 .- С. 52-53; [Стихи]// Край Рязанский: Рязанские писатели о родном крае. - Рязань, 2003. - С. 62-64;[Стихи]// Литература Рязанского края: хрестоматия для учащихся школ Рязанской области. - Рязань, 2004. - С. 245- 246.

3. Семенов-Тян-Шанский, Леонид Дмитриевич (1880-1917), поэт-символист, прозаик Слайд 27

внук знаменитого ученого и путешественника П. П. Семенова Тянь-Шанского. Во время учебы на историко-филологическом факультете (был университетским товарищем А. Блока) слыл монархистом и «белоподкладочником». Был близок кругу Д. Мережковского и З. Гиппиус, в Москве подружился с А. Белым.

Дебютировал одновременно с Блоком в студенческом сборнике в 1903 году. Трагический духовный перелом он пережил в Кровавое воскресенье. А. Белый рассказывает об этом в мемуарах «Начало века»: «...он шел 9 января в первых рядах с толпою рабочих, чтобы видеть осуществление идеи своей; когда грянули залпы, он в первых рядах был; кругом него падали трупы; он тоже упал, представляясь убитым; и этим лишь спасся; в течение нескольких дней он переродился... я не знал, что сильней возбуждало в нем ярость: расстрел ли рабочих, расстрел ли дичайших утопий его о царе и народе».

Семенов стал революционным агитатором, избирался депутатом Первой Государственной думы, арестовывался, был зверски избит жандармами. Вскоре отошел от революционной деятельности, ездил в Ясную Поляну к Л. Толстому. Он вступил на путь религиозных исканий, сблизился с сектантами, и «ушел в народ»; был странником и батраком, сделался толстовцем, потом перешел на позиции православия.

Писал рассказы, которые высоко ценил за нравственную позицию Л. Толстой. Опубликованный по рекомендации Л. Толстого в «Вестнике Европы» (1908, №8) рассказ Л. Семенова «Смертная казнь» послужил, по-видимому (таково было мнение А. Блока), толчком к написанию знаменитой статьи Толстого «Не могу молчать».

Единственная поэтическая книга Л. Семенова - «Собрание стихотворений» - вышла в 1905 году. А. Блок отозвался на нее сочувственной рецензией («Вопросы жизни», 1905, №8), в которой содержатся в основном общие рассуждения на социально-нравственные темы, а о поэтике говорится кратко в заключительном абзаце: «На Семенова оказали влияние: З. Гиппиус, отчасти Щербина... и, что неожиданно и любопытно, Алексей Толстой».

Но даже по приведенным в статье цитатам видно, что главная зависимость стиха Л. Семенова - от самого А. Блока. Из этого отзыва А. Блока видно, что современников гораздо больше интересовало не творчество, а необычная судьба Л. Семенова.

Лебедь

Лебедь, лебедь белокрылый,

слышишь лебеди летят,

слышишь братьев клич унылый?

крылья в воздухе свистят.

Лебедь, лебедь белоснежный,

лебедь озером пленен

и тоскует лебедь нежный,

сном туманов окружен.

Собери, могучий, силы!

дни осенние летят.

Лебедь, лебедь белокрылый,

слышишь лебеди кричат…

Учитель: Наш путь продолжается. Делаем остановку.

СТАНЦИЯ «БЕРЕЖЛИВЫХ» Слайд 28

Ребята почему мы остановились на этой станции.

Высказывают свое мнение.

А давайте сформулируем правила обращения с книгой.

5. Правила обращения с книгой: Слайд 29

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Не перегибай книгу при чтении.

4. Не делай в книге нестираемых пометок,

5. Не загибай страницы.

6. Если книга порвалась - подклей ее.

Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

Рефлексия.

Продолжите предложение

Сегодня я узнал……….

(-Что 2015 год в России посвящен литературе

-Что наша Милославская земля богата поэтами и писателями

-Что книгам тоже ставят памятники)

Мне было интересно потому что…………..

Я понял что……………

-Чтобы много знать нужно много читать

Учитель: А хочу я закончить наше занятие словами известного философа (Дени Дидро)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро) Слайд 7

Я вам желаю быть творческими, активными, больше читать и повышать свои интеллектуальные способности.

Спасибо вам за активное участие! Было очень интересно!

6


© 2010-2022