Занятие по изучению общечеловеческих ценностей Трудолюбие (3 класс)

Занятие духовно-нравственного воспитания, основанное на изучении общечеловеческих ценностей, для учащихся младшего школьного возраста, проведенное в школе-интернате №1 (5 вида) по дополнительной образовательной программе духовно-нравственного развития и воспитания "Капельки света" по общечеловеческим ценностям: любовь, доброта, совесть, честность, трудолюбие, любовь к Родине и т.д. Рекомендуется для классных руководителей и педагогов дополнительного образования в целях всестороннего развития мла...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие 11 Тема: Трудолюбие

г. Саратов, ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1, блок «Кто Я?»

Дата: 21.01.2014 Занятие № 11

Педагог: Ермолаева Е., Лысогорова Н,

Олару Г.

ТЕМА: Трудолюбие

Ценность: Праведность.

Качество: Трудолюбие.

Группа: средняя (дети общественности)

Возраст: 10-11 лет

Цитата: «ДЕРЕВО ПОЗНАЁТСЯ ПО ПЛОДАМ, А ЧЕЛОВЕК ПО ДЕЛАМ».

Цель: Раскрыть понятие совести и обратить внимание на внутренние ощущение от совершаемых поступков. Воспитывать умение прислушиваться к голосу совести.

.

Ресурсы: Ножницы, нитки, иголки, пуговицы разные, наборы ткани - разноцветного драпа трех квадратиков 8×8, 6×6, 3×3.

Продолжительность: 40 минут

Ход урока:

1.Приветствие:

«Пусть хорошо всем будет вокруг!

Здравствуй мой друг, здравствуй мой друг!

(назвать все имена…)

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!

Мир всем вокруг!

Мир всей земле!»

2. Круг мудрости. Много в народе мудрости собрано о труде. С некоторыми пословицами и поговорками мы вас сегодня познакомим. (Детям показывают высказывания педагоги, они их вместе зачитывают, некоторые из них обсуждаются.) Приложение 1. (Гала)

3. Минутка тишины. (Гала)


4. Групповая деятельность. Беседа о пользе труда. Труд развивает человека.

Это лучший способ получения опыта и надежный естественный вариант эволюционного развития. Труд максимально активизирует и закаляет волю. Посредством труда и воли душе передается опыт. (Наталья)


5. Рассказывание историй. Рассказ «Как Павлика по телевизору показали» (Аня) Приложение 2.

6.Групповая деятельность: Игра-танец «Постирушка». (Гала) Приложение 3.


7. Просмотр мультфильма. Сказка про лень. Обсуждение. (Гала)


8. Групповая деятельность. Творческая мастерская. Изготовление талисмана трудолюбия (оберег от лени) (Татьяна) Приложение 4.

9. Домашнее задание.

10. Завершение: Пусть все на свете будут счастливы!

ТРУДОЛЮБИЕ И ПРАЗДНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА И ВРЕД БЕЗДЕЛЬЯ

Взрослым: вопреки распространенному мнению, не каждая работа положительно влияет на чело­века. Ненавистная работа (при условии отсутствия высокой благородной мотивации), развивая волю, в то же время в значительной мере озлобляет че­ловека. Там, где неприятной работы или учебы избежать невозможно, важно грамотно выстроить мотивацию и преподнести ее так, чтобы заинте­ресовать ребенка. Иначе говоря, в каждом заня­тии при участии воображения можно найти нечто красивое и полезное, что позволит работать твор­чески и даже с вдохновением. Часто взрослыми предлагаются эгоистичные, чес­толюбивые и корыстные мотивы, на которые ре­бенок 6-8 лет не откликается сердцем, а лишь со­глашается умом. Доводы взрослых, сулящих "пре­лести" личных благ и выгод за хорошую учебу и труд, не так уж безобидны, как это может пока­заться на первый взгляд. Также отравляют душу ребенка все виды подкупа. К сердечной благодар­ности, восторгу, к искренней похвале и другим от­ветным чувствам не должно примешиваться мате­риальное вознаграждение.

Качество мотивации, вдохновляющей на труд, зат­рагивает не только сам процесс труда, но и воз­буждает и стимулирует ту или иную природу че­ловека, насыщает ее силой посредством творчес­кого напряжения. Во многом именно труд во имя личного или общего блага исподволь, незаметно формирует будущего человека. Крайне важно в ос­нову любого детского занятия вложить альтруис­тичные и гуманные мотивы и нематериальные сти­мулы посредством которых возбуждалось бы и росло его духовное естество.

Трудолюбие - это любовь к труду и желание ра­ботать. Трудолюбивый человек, любя труд, стремится к нему, не может сидеть без дела сло­жа руки и старается найти себе какое-нибудь за­нятие.

Праздность - это ничегонеделание, желание без­дельничать, побольше отдыхать и развлекаться. Праздный и ленивый человек не любит труд, стремится поменьше работать и постоянно ищет развлечений и отдыха.

 Труд развивает человека.

Это лучший способ получения опыта и надежный естественный вариант эволюционного развития. Труд максимально активизирует и закаляет волю. Посредством труда и воли душе передается опыт.

 Процесс творчества, начинаясь с идей, мыслей и слов, получает завершение лишь в труде и действии.

Только благодаря труду и в труде формируются, укрепляются и приобретают устойчивость те или иные качества и способности человека...

 Труд для личного блага и для общего.

В труде путем напряжения происходит и насыще­ние того естества, во имя которого человек тру­дится.

 Легче всего трудиться, делая любимую работу.

Любимая работа приносит большую радость и удовлетворение, так как позволяет человеку реа­лизовать себя и свои творческие замыслы...

 В безделье и праздности угнетаются внутренние силы человека и ослабляется его воля...

 Некоторые занятия, кажущиеся трудом, могут оказаться отупляющим развлечением.

В отличие от развлечения, труд требует от челове­ка значительно большего напряжением воли и творческих усилий.

 Что является трудом, а что похоже на развлече­ние, читать учебник или веселый рассказ, просто вбивать гвозди в доску или сколачивать сквореч­ник, рисовать картину или нарисовать рожицу.

Дополнительно: трудясь или напрягая волю в ра­боте, прилагая усилия, человек набирает опыт и привлекая умственным напряжением силы для сво­ей души, идет к жизни (эволюционирует), а безде­льем и развлечениями расслабляется, утрачивает завоеванные позиции (деградирует), постепенно идет к смерти души и может быть надолго исклю­чен из сознательной эволюции.


Приложение 1


Без дела жить - только небо коптить.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда и отдых не сладок.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и молоко, и водица.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Всякое уменье трудом даётся.

Глаза боятся, а руки делают.

Для умелой руки, все работы легки.

Золотые руки у того, кто обучился хорошо.

Каков мастер - такова и работа.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Кто не работает, тот не ест.

Люби дело - мастером будешь.

Мастерство везде в почёте.

Рабочие руки не знают скуки.

Дерево познаётся по плодам, а человек - по делам.

Как Павлика по телевизору показали. Приложение 2

Вы когда-нибудь замечали, как по-разному играют во дворе дети? На пер­вый взгляд, вроде бы все чем-то заняты и все что-то делают, но, если присмот­реться повнимательнее, то вы увидите очень важное. Одни что-то строят, приду­мывают, делают, соревнуются между со­бой, кто лучший. А другие дети ничем умным и толковым не хотят заниматься, не нравится им все то, где надо потру­диться. Такие подолгу от нечего делать слоняются по двору и находят для себя глупые и легкие занятия. То камень в за­бор швырнут, то поломают или оторвут что-нибудь, то палкой помашут, то ногой по какой-нибудь железке начнут стучать. Вот точно таким же был и Павлик.

Выходя во двор, он долго высматри­вал и придумывал, чем бы ему заняться, но почти все занятия и игры ему не нра­вились. Скучно ему было строить и что-нибудь делать. Проще было ломать, ки­дать, разбивать, а то и вовсе сидеть на скамейке да ботинком землю ковырять. Самого главного Пав­лик не понимал, что от ни­чегонеделания всегда человек глупеет и еще больше скучать начинает.

Однажды Паша был занят своим лю­бимым делом - смотрел в окно. И тут его старшая сестра позвала из со­седней комнаты:

- Иди скорей сюда, тебя здесь по те­левизору показывают.

- Как это показывают? - удивился Павлик и пулей влетел в комнату, где се­стра смотрела телевизор.

По телевизору показывали передачу про обезьян.

- А где же я? - спросил он сестру.

- Садись, садись, сейчас тебя опять могут показать, надо подождать. Ты еще в своей кепке красной и майке зеленой был, в которой ты летом по двору бегал, помнишь?

- Помню.

- Ну, тогда смотри внимательно и не пропусти себя, - сказала сестра.

Павлик стал внимательно смотреть телевизор, чтобы заметить, когда его са­мого начнут показывать. Обезьяны шуме­ли, с криками размахивали палками, сту­чали ими по деревьям и занимались вся­кой ерундой. Потом они стали ковырять­ся пальцами в земле, чем-то швырять друг в друга, а под конец даже подра­лись между собой. И вдруг женский го­лос в телевизоре сказал:

- Обезьяны отличаются от человека тем, что не могут и не хотят работать и заниматься чем-нибудь полезным, они всегда лишь глупо развлекаются.

Потом какой-то бородатый дядька в очках с микрофоном в руках и заговорил:

- Уважаемые телезрители, обратите внимание еще раз на эту ученую обезья­ну. Она может одевать штаны, есть лож­кой еду и даже чистить зубы после еды.

И тут показали обезьяну в красной кепке и зеленой майке. Она сама одева­ла на себя штаны, ложкой брала из та­релки еду и зубной щеткой могла чистить зубы.

- К сожалению, - сказал бородатый дядька, - мы ее никак не можем научить заниматься чем-нибудь полезным и де­лать какую-нибудь работу. Она лишь все разбрасывает, наводит беспорядок. А лю­бимое ее занятие - с утра и до вечера подолгу разглядывать из своей клетки посетителей зоопарка. Некоторые уче­ные, - продолжал дядька, - считают, что обезьяны не стали людьми только из-за того, что любили ничего неделание, боялись работы и не хотели трудиться, поэтому, они своим умом так сильно отстали от человека.

Эта передача про обезьян Павлику очень сильно запомнилась. Теперь каж­дый раз, когда ему ничем не хочется за­ниматься, а хочется придумать глупое развлечение, он почему-то сразу вспоми­нает ту обезьяну в красной кепке и зеле­ной майке и страшные слова бородатого дядьки: "Не стали людьми, потому что не хотели трудиться".

[?] - Почему обезьяны не стали людьми? (Любили ничегонеделание).

- Чем Павлик был похож на обезьян? (Не любил трудиться и смотрел на прохожих).

- Все ли детские занятия и игры бывают глупыми и бесполезными?

- Какие вам больше нравятся игры: те, в которых не надо ничего делать, или те, в которых нужно пора­ботать, построить, придумать?

Приложение 3.

Танец «Постирушка»

Педагог показывает движения под весёлую музыку и рассказывает, что делать, а дети повторяют движения.

Берём платочек (машем воображаемым платочком),

Платочек испачкался, его надо постирать -

Берем тазик, наливаем воду, насыпаем порошок

Замачиваем

Стираем

Полоскаем

Выжимаем

Вешаем на веревочку сушиться

Выливаем воду из тазика

Всё!


© 2010-2022