Программа тренинга «Воспитательный процесс»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа тренинга

«Воспитательный процесс»

Цель тренинга: содействие развитию у педагогов, родителей стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта социального взаимодействия в образовательной среде; активизация у родителей осознанных усилий, направленных на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия.

Задачи тренинга:

  1. включение педагогов, родителей в активное социально-психологического обучение (тренинговое взаимодействие, анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций…);

  2. организация включенного наблюдения участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);

  3. создание условий для осознания педагогами, родителями своих базовых ценностных ориентаций, определяющих характер их социального взаимодействия и успех сотрудничества; а также создание условий для развития у педагогов и родителей готовности к изменению своих прежних социальных установок, смена ценностных ориентаций в аспекте их социально-психологической эффективности;

  4. формирование активной позиции в ситуациях педагогического взаимодействия, готовности к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;

  5. развитие социальной чувствительности, открытости новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.

Принципы работы тренинговой группы.

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

  1. Ненасилъственностъ общения.

  2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие.

  3. Положительный характер обратной связи.

  4. Неконкурентный характер отношений, т.е. создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы, подчеркнуть ценность, уникальность каждого в группе и его отличие от других.

  5. Включенность.

  6. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, что помогает участникам настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности - групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Однодневный тренинг, рассчитан на 1 одно занятие продолжительностью 1,5-2 часа, участвует 4 команды по 4-5 человек в каждой (не более 20 человек);

Структура занятия выстроена в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к тренингам, и включает следующие тренинговые процедуры:

  • принятие правил работы группы,

  • упражнения на сплочение группы,

  • упражнения для снятия усталости и на разогрев группы,

  • упражнения с элементами психогимнастики,

  • упражнения и задания на получение обратной связи, как по ходу занятия, так и в конце его.

Особенность игровых упражнений в тренинге.

  1. каждое упражнение не является узконаправленным на одну составляющую социальной компетентности; все задания синтезируют в себе направленность и на утверждение определенных ценностных ориентаций, и на формирование личностных качеств (значимых для социальной компетентности), и на отработку социально-психологических и коммуникативных умений и навыков.

  2. все участники тренинга являются членами одного педагогического коллектива (совместное выполнение заданий должно помочь педагогами родителям в более глубоком познании себя и друг друга, способствовать их сближению и взаимопониманию).

  3. упражнения в тренинге подобраны так, чтобы стимулировать механизмы саморазвития, самосовершенствования, направленность на реализацию своих возможностей, способностей, личностного потенциала в процессе социального взаимодействия, что, и является основной характеристикой социально-психологической продуктивности.

Содержание однодневного тренинга.

Участников тренинга знакомят с правилами работы в группе, принятие правил работы всеми участниками. Ведущий разъясняет систему стимулирования и вывешивает ведомости учета для каждой группы, проводит одно-два упражнения в качестве разминки на сплочение группы или раскрепощение участников тренинга.

Ведущий: Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

  • Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

  • Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

  • Что учат дома дети, то знают и соседи.

  • Умел дитя родить, умей и научить.

  • Какой явор - такой забор, какой отец - такой и сын.

  • Яблоко от яблони далеко не падает.

1.Упражнение "Я желаю Вам добра"

Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.

Члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства; результат проверяется с помощью опроса.

2.Упражнение "В детстве я мечтала……"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.


3.Тест: «Какой вы родитель? »

Ведущий: «Какой вы родитель? » Кому не хочется получить на этот вопрос! Именно поэтому предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

Ведущий предлагает заполнить тест, раздает бланки.

№ Фразы Балл

1. Сколько тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста! 1

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1

4. И в кого ты только такой уродился! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья 1

6. Ну, на кого ты похож (а! 2

7. Я в твои годы! 1

8. Ты моя опора и помощник (ца) 2

9. Ну что за друзья у тебя! 2

10. О чем ты только думаешь! 2

11. Какой (какая) ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька? 1

13. У всех дети как дети, а ты! 2

14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый! 1

Общее количество баллов

Ведущий: Подсчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

4.Игра "Какой он - мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

5.Упражнение «Взаимодействие».

Цель - первичное сближение в группах, принятие друг друга в роли участников тренинга, активизация такого компонента социальной компетентности, как базовые ценности.

Материалы - листы ватмана для каждой группы, фломастеры.

Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать на листе ватмана свое представление о взаимодействии ДОУ и семьи; о своей роли для сотрудничества между педагогами и родителями; возможно использование различных символов, схем, знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка. Рисунок оценивают и остальные группы: рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чес не согласны).

Время выполнения задания - 5-7 минут.

Ведущий - задает вопросы и подводит итог: Что между нами общего? В чем заключается схожесть между ДОУ и семьей? Что во взаимодействии различного? Какое было самочувствие при выполнении заданий?
Начисляет баллы каждой группе и заполняет ведомость учета на каждую группу.

6.«Упражнение Пантомима «Мой ребенок, его отец и я - наши отношения»»

Цель -принятие друг друга в роли участников тренинга, умение критически изображать особенности семейных взаимоотношений.

Задание группам: члены группы мимикой и жестами должны показать характер взаимоотношений в семье, раскрыть особенности супружеских и детско-родительских отношений.

После выполнения, полученные «изображения» демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своей пантомимы.

Время выполнения задания - 5-7 минут.

7.Игра «Чудесный мешочек»

Цель- умение участников тренинга находить описание своей семьи и взаимоотношений в семье.

Задание группам: Ведущий проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, ведущий объясняет правила игры.

Ведущий. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик - круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.


8. Упражнение «Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например:

«Общение с ребенком - это. …».


9. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций.

Ситуация 1.

Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

Не сейчас: видишь, я работаю.

Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 2

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 3

Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!

Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4

Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем! » Ваша реакция?

Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!

Не мешай нам разговаривать.

Ведущий: В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.

10. Упражнение «Чему бы я могла научить своего ребенка»

Сидя в кругу, участники называют свое имя и рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).


11. Упражнение «Хвасталки»

«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

12. Упражнение "В лучах родительского солнца".

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: "Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?" например вы пишете на одном лучике "Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами", на другом "Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него", на третьем - "Я добрая" и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

"Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю".

«ДЕРЕВО РОДИТЕЛЬСКОЙ МУДРОСТИ»


Задумывались ли вы о том, какой вы родитель? Сегодня я предлагаю немного поразмышлять над этим вопросом. Предлагаю вам записать на листах в форме яблок ответ на вопрос: «Какой я родитель».

Программа тренинга «Воспитательный процесс»

Программа тренинга «Воспитательный процесс»

Программа тренинга «Воспитательный процесс»

Программа тренинга «Воспитательный процесс»

Заключительная часть тренинга.

Игра «Связующая нить»

Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • "Из сегодняшнего разговора я поняла…

  • Мне не понравилось…

  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.


Притча о родителях и детях

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

- Мы должны что-то предпринять, - сказал сын. - С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.

Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:

- Чем ты занимаешься?

Так же доверчиво мальчик ответил:

- Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.

Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю свою оставшуюся жизнь. Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичик в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.

9

© 2010-2022