Проект Переходный возраст: особенности контакта с подростками

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Наименование проекта:


Переходный возраст: особенности контакта с подростками.





Борисенкова Марина Юрьевна - классный руководитель 8 а класса, телефон 8 39132 712 93,

e - mail: [email protected]


Муниципальное общеобразовательное учреждение Городокская средняя общеобразовательная школа №2, Красноярский край Минусинский район с. Городок ул. Ленина 21б.

Директор: Ганненко Елена Викторовна, телефон 8 39 132 71 293



Переходный возраст: особенности контакта с подростками.


Постановка проблемы


Проблема трудных подростков - становиться одной из важных проблем общества, когда два взаимосвязанных процесса - индивидуализации и социализации - стали одинаково сложными. Во-первых, потому что утеряны старые ориентиры социальной жизни, а новые так и не утвердились; во-вторых, потому что долгое время, игнорировали ценность человека, его индивидуальность.

По наблюдениям, подростковый возраст отличается особой конфликтностью с окружающими. Подростковое детство - это период развития (11 - 15 лет), для которого характерны:

  • Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей;

  • Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

  • Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях, возникает юридическая ответственность за правонарушения;

  • Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.

У подростков меняются ориентиры, появляются новые потребности, отличающиеся от потребностей младшего школьника:

  • Потребность во взрослом обращении - появление чувства взрослости у подростка - одно из центральных новообразований возраста.

  • Превращение общения подростка в самостоятельный вид деятельности. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.

  • Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе - одна из основополагающих потребностей подростка. Для него значимо мнение сверстников, коллектива.

  • Возникновение потребности в активной познавательной деятельности.

  • Потребность в половой идентификации. При этом возникают следующие проблемы:

  • Недостаток образцов, стандартов поведения для девочек и мальчиков. В результате происходит феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин.

  • Половая дезориентация.

  • Вопросы полового просвещения.

  • Стихийное сексуальное просвещение, идущее из средств массовой информации, официальных и подпольных видеотек, видеосалонов, Интернета.

  • Социально-половая адаптация подростков.

В школах и семьях зачастую приходится наблюдать агрессивно-обвинительную позицию учителей и родителей по отношению к учащимся. Между тем, единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам - активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя.

Из-за слабой успеваемости дезадаптированные подростки постоянно переживают ситуацию неуспеха, что снижает их мотивацию к обучению, понижает социальный статус, создает отрицательный эмоциональный фон. Многие из них обладают нелегким характером, обостренным самолюбием, нарушенной психикой.

Анализ сложившейся ситуации показал, что интересы, проблемы, вопросы детей и взрослых и родителей имеют общее. Выделю наиболее значимые для школьников, и для их учителей, и для родителей проблемы. Это:

  • успехи в учебе (оценки, отметки),

  • желание учиться,

  • здоровье,

  • взаимоотношения в классе,

  • выбор друзей и отношения с ними,

  • решение проблем без оскорбления достоинства других людей,

  • умение общаться,

  • способности,

  • оригинальность,

  • самостоятельность,

  • инициативность,

  • терпимость по отношению к окружающим,

  • организованность,

  • уверенность,

  • отношения между полами,

  • отношения с учителями, родителями,

  • отношения в семье (в том числе к прародителям).

Главные идеи:


- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

- семья - основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

- ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная цель


  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека

Задачи воспитания:

- формировать у учащихся культуры общения;

- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных ценностей;

- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

- создавать условия для духовного общения детей и родителей.

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;









Сроки реализации


2014 - 2015 учебный год


Ожидаемые результаты


  • Уметь общаться со сверстниками и взрослыми;

  • Уметь справедливо относиться к способностям и талантам сверстников;

  • Уметь управлять своей силой воли,

  • Уметь сдерживать терпение при достижении поставленной цели;

  • Уметь планировать свой день;

  • Позитивное отношение у родителей и детей к позитивным ценностям;

  • Осознание значимости семьи в жизни любого человека.

  • Быть ответственным, и отвечать за свои поступки;

  • Позитивное отношение к учебе, желание учиться;

  • Решение проблем без оскорблений достоинств других людей

  • Быть самостоятельным, уверенным;

  • Быть искренними


Показатели результативности

Для создания условий позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека с учащимися были проведены диагностики по выявлению 1) «Мотивации к достижению успеха», «Мотивации к избеганию неудач», 2) «Самооценка уровня знаний», 3) анкетирование «Оценка уровня развития силы воли», 4) «Оценка импульсивности», 5) «Уровень конфликтности личности», 6) «Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что …», 7) «Определение уровня коммуникации личности», 8) анкетирование «Умеете ли вы слушать». Для повышения мотивации к учению был проведен классный час «Мои интересы, мои увлечения», «Учение с увлечением»; для повышения культуры общения между сверстниками и взрослыми - родителями и учителями - «Конфликт в нашей жизни», «О дружбе и товариществе»; для воспитания ответственности и терпимости к окружающему и окружающим классные часы на тему «Импульсивность, мотивация подростка к самовоспитанию», «Развитие чувства ответственности»; для предупреждения вредных привычек, правонарушений и ответственность за них - «За и против курения», «Виды правонарушений и ответственность за них», «Права ребенка».

Были проведены так же родительские собрания по организации помощи в воспитании подростков, помощь по организации работы с подростками внутри семьи, по предотвращению конфликтов. Просвещение родителей по теме «Виды правонарушений не совершеннолетними и ответственность за них».

В ходе работы и анализа полученных результатов, в результате наблюдения за учащимися наметились изменения в поведении учащихся, появилось позитивное отношение к учебе в результате создания ситуации успеха (с 48% до 85%). У учащихся появился интерес к изучаемым предметам, стремление к получение лучшей оценки. (с 54% до 89%). У учащихся нормализовался уровень самооценки ( с 42 % завышенной самооценки стало 12%), учащиеся стали адекватно реагировать на замечания. Дети стали более терпимее, появилась сила воли. У учащихся - 83% появилась способность выходить с конфликтной ситуации. Подростки пытаются строить отношения среди сверстников разных полов. Повысился уровень взаимоотношений внутри семьи, родители стали лучше понимать своих детей (с 56% до 77%). Понизился уровень правонарушений, были сняты с внутришкольного учета 1 человек. Отказались от курения - 2 человека. Выбрали кружки по интересам - 87% учащихся.

Участники проекта: учащиеся 8 класса, родители, учителя.

Имеющиеся и необходимые ресурсы (методический, дидактический, кадровый, материально- технический).


  1. Журналы «Воспитание школьника»

  2. Родительски собрания: 8 класс / Авт.-сост.О.В.Дюкина.- М.:ВАКО, 2008. - 224с.

  3. Ахметова И.Ф. и др. Мой выбор.М.: Вариант,2003.

  4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.

  5. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 1997.

  7. Рогов .И. Эмоция и воля. М.: ВЛАДОС, 2001

  8. Романова Т. Мотивация подростка к самовоспитанию // Воспитание школьников. 2002 №2.

  9. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под редакцией Е.Н. Степанова, и др. Вып.2 - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  10. Спутник классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.

  11. Материалы исследования классного коллектива школьным психологом;

  12. Материалы исследования и наблюдения классного руководителя в течении предыдущего года и настоящего.

  13. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов /авторы-составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С. - Ростов на/Д: "Феникс", 2001.

  14. А.Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. "Воспитание школьников", 2001, № 5 , с.36.

  15. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: "Первое сентября", 2000.

  16. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя - Ростов на/Д: "Феникс", 2002.

Механизмы реализации проекта:


  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

  • изучение успехов в учебе (оценки, отметки) каждого школьника,

  • Изучение степени мотивации к учению,

  • Изучение и наблюдение за взаимоотношениями в классе и вне,

  • Наблюдение за выбором выбор друзей и отношения с ними,

  • Наблюдение за решением возникших проблем - конфликтности,

  • Наблюдение за умением общаться,

  • Изучение способностей учащихся,

  • развитие самостоятельности ,

  • приобщать к общественным делам - инициативность,

  • привитие терпимости по отношению к окружающим,

  • развивать уверенность,

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»;

  • разносторонне просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

План - карта действий по реализации проекта

Действия

Формы

Режимы работы

Результат

Диагностика детей и родителей

Анкетирование

«Мотивация к достижению успеха»

«Мотивация к избеганию неудач»

Анкетирование

«Самооценка уровня знаний»

Анкетирование

«Оценка уровня развития силы воли» («Оцените свою силу воли»)

Анкетирование

«Оценка импульсивности»


Анкетирование

«Уровень конфликтности личности»

Анкетирование

«Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что …»

Анкетирование

«Определение уровня коммуникации личности»

Анкетирование

«Умеете ли вы слушать»

Анкетирование

Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности (по Кондашу)

С 15 по 19 сентября 2014 г

С 15 по 19 сентября 2014 г

С 20 по 25 октября


С 17 по 22 ноября 2014 г

С 8 по 13 декабря 2014 г


С 12 по 17 января 2015 г.


С 26 по 31 января 2015 г.

С 9 по 14 февраля 2015 г

С 16 по 21 марта 2015 г.

С 13 по 18 апреля 2015 г.

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя и учителей предметников, психолога.

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности учителей

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя и родителей, психолога.

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя и психолога.

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности учителей

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности классного руководителя

Анализ результата диагностики, и выработка стратегии деятельности учителей

Практическая работа по реализации проекта

Родительские собрания

1. Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков. Учет их в воспитании». «Противоречия подросткового возраста».


2. Воля и пути ее формирования у учащихся.


3. Как развивать чувство ответственности в детях.


4. Учение с увлечением.

4. Виды правонарушений не совершеннолетними и ответственность за них.



Классные часы:

  1. Мои интересы, мои увлечения.



  1. О дружбе и товариществе.



  1. За и против курения.



  1. Права ребенка



  1. Импульсивность, мотивация подростка к самовоспитанию.


  1. Конфликт в нашей жизни


  1. Развитие чувства ответственности.


  1. Учение с увлечением



  1. Виды правонарушений и ответственность за них.




Октябрь 2014 г



Декабрь 2014 г


Январь - февраль 2015 г


Март 2015 г.

Май 2015 г




Октябрь 2014 г.


Ноябрь 2014 г.



Декабрь 2014 г.



Декабрь 2014 г


Январь 2015 г.


Конец января 2015 г.

Февраль 2015 г

Март 2015 г.


Конец апреля начало мая 2015 г


Просвещение родителей по теме

«Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков. Учет их в воспитании.» Выработка требований к учащимся с учетом противоречий подросткового возраста.

Выработка стратегии поведения родителей, планирование шагов по формированию чувства ответственности

Выработка стратегии поведения родителей с учетом анализа результата диагностики.

Выработка стратегии поведения родителей

Просвещение родителей по теме «Виды правонарушений не совершеннолетними и ответственность за них».

Выработка стратегии поведения родителей с детьми.


Создание ситуации для выбора интереса, увлечения. Выработка стратегии поведения по выбору кружка по интересам.

Просвещение учащихся по теме «Дружба и отношение между полами» Выработка стратегии поведения при общении со сверстниками и взрослыми

Просвещение учащихся по теме « Подростковая среда и табакокурение»

Выработка стратегии поведения классного руководителя с курящими учащимися.

Просвещение учащихся по теме «Права ребенка»

Выработка стратегии поведения учащихся по защите своих прав.

Выработка стратегии поведения классного руководителя и подростка.

Выработка стратегии поведения выхода из конфликта

Выработка стратегии поведения учащихся.

Выработка стратегии поведения учащихся. Выработка позитивного отношения к учебе. Создание ситуации успеха учителями..

Просвещение учащихся по теме «Виды правонарушений и ответственность за них» Выработка стратегии поведения учащихся.

Просвещение учащихся по теме «Виды правонарушений и ответственность за них» Выработка стратегии поведения учащихся.


© 2010-2022