В помощь классному руководителю

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Знание без воспитания - это меч

в руках сумасшедшего. »

Д.Менделеев

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Но воспитание является сложным процессом, который требует более тонкого подхода к ребенку. Воспитание - это процесс постоянного творчества: свои знания и опыт учитель применяет в постоянно меняющихся педагогических ситуациях. Программу воспитания, на основе которой организуется работа, педагог должен использовать в каждом классе по-разному, учитывая многие факторы: уровень воспитанности учащихся, характер отношений между школьниками, детьми и родителями, детьми и учителями. Результаты обучения легче выявить и сразу внести коррективы в учебный процесс. Результаты воспитания проявляются со временем, поэтому труднее определить допущенные ошибки и недостатки воспитания.

Основное назначение классного руководителя обусловлено современными задачами, которые стоят перед обществом, - максимальное развитие каждого ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для духовного, умственного, физического совершенствования.

Классный руководитель - очень важная фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями. Он создает условия защищенности, поддержки, нормальных взаимоотношений в коллективе. От него зависит, интересным или неинтересным будет жизнь класса.

Особенность положения классовода начальных классов заключается в том, что он для своих учеников является и учителем, который учит их почти всем предметам, и воспитателем, который проводит внеклассные мероприятия, учит жизни среди людей, и в определенной степени заменяет в школе родителей, потому что к нему можно обратиться за помощью, сочувствием, поддержкой, возможно, поделиться своими радостями или неприятностями, потому что половину дня он находится рядом со своими воспитанниками.

Многие важные черты ребенка закладываются в начальной школе. Именно здесь ребенок получает основы знаний, именно здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Младшие школьники безгранично доверяют взрослым, учителям, прислушиваются к ним, подражают им. Авторитет учителя, его оценка действий ученика являются безоговорочными. Это авторитет старшего, более разумного, справедливого человека, который много знает, умеет. И, разумеется, это возлагает на классного руководителя начальных классов большую ответственность за то, как сложится дальнейшая судьба его учеников в средней и старшей школе. Классный руководитель должен создать дружелюбный ученический коллектив, в котором каждый ребенок помнит, что рядом - человек, с интересами которой надо считаться. Действия учителя не должны зависеть от настроения. Надо дорожить доверием ребенка, уважать его чувства. Классный руководитель должен воспитывать чувство гордости за свою страну и человеческого достоинства, воспитывать самодисциплину, ответственность. Он должен обладать необходимыми педагогическими и психологическими знаниями, умениями и навыками, творчески их применять в своей работе, а главное - классный руководитель должен любить и понимать своих воспитанников.

Чтобы воспитывать и обучать, надо хорошо знать своих воспитанников

Педагогу нужно знать интересы и увлечения учеников, отношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для изучения личности школьника используются такие диагностические методы:

• беседы с детьми и родителями, воспитателями детского сада;

• посещение и наблюдение за учениками в семье;

• анкетирование и тестирование;

• педагогические наблюдения классного руководителя.

При наблюдении обращается внимание на соответствие роста и веса ребенка возрастным нормам, чистоту тела и одежды, общую подвижность, речи ребенка (темп, дикция, словарь), социальное поведение (вежливость, решительность, уверенность, кротость, доверчивость и т.п.), настроение, отношение к учебе, навыки труда, внимание, рекцию на неудачи, наличие невротических проявлений. Важными характеристиками, которые существенно влияют на обучение и воспитание ребенка является его темперамент и особенности характера.

Характер - это совокупность устойчивых особенностей личности, проявляется в отношении человека к различным сторонам жизни:

  • к другим людям: эгоизм - альтруизм, честность - лживость, благоразумие - легкомыслие, общительность - замкнутость, тактичность - грубость, стремление доминировать - подчиняться и др .;

  • к сверстникам: склонность к дракам, конфликтность, недоверие, открытость, завистливость, уступчивость;

  • к делу: ответственность - безответственность, трудолюбие - лень, настойчивость, инициативность, добросовестность, самостоятельность, исполнительность;

  • к себе: скромность, самоуважение, гордость, закомплексованность, чувство неполноценности;

  • к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность.

Информация систематизируется и оформляется в виде таблицы, дневника. Уровень сформированности качеств оценивается как очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий.

Сведения об

п/п

личного

дела

Фамилия, имя,

отчество

ученика

Дата

рождения

Домашний

адрес

Состояние

здоровья

































учащихся класса



п/п

Вывод

логопеда, психолога

Фамилия, имя, отчество

родителей (опекунов)

Место работы родителей,

телефон





















Психологическая

п/п

Фамилия, имя ученика





Познавательный

интерес

Мотив

обучения

Эмоционально-

волевая

сфера

к языкам

к математике

к труду

к физкультуре

к рисованию

к музыке

Обязанность

Любовь к родителям

Самоуважение

Нервно-волевая

регуляция деятельности

Эмоциональная уравновешенность

Настойчивость




































карта



п/п





Моральные качества

Умственные навыки

Общительность

Трудолюбие, опрятность

Ответственность, дисципл.

Скромность

Честность

Культура общения

Личная гигиена

Мышление

Речь

Кратковременная память

Продолжительная память

Наблюдательность

Внимание

Умение организовывать и

планировать свою работу








































Для диагностирования личностных качеств можно использовать следующие методики.

Мои любимые вещи

Учащимся предлагается продолжить предложения.

1. Любимый цвет - ...

2. Любимое имя - ...

3. Любимое дерево - ...

4. Любимый цветок - ...

5. Любимый фрукт или овощ - ...

6. Любимая ягода - ...

7. Любимый праздник - ...

8. Любимый день недели - ...

9. Любимый певец (певица) - ...

10. Любимое животное - ...

11. Любимая книга - ...

Настроение

Ученикам предлагается перечень учебных предметов и предлагается нарисовать рядом с каждым лицо (веселое, грустное, нейтральное)

Номинации

Распределить учебные предметы по следующим номинациям:

 интересный предмет

 полезный предмет

 бесполезный предмет

 трудный предмет

 легкий предмет

 веселый предмет

Придумать свою номинацию, отнести к ней какой-то предмет.


Диагностические методики изучения детского коллектива:

Мой дом

Воспитанникам предлагается нарисовать на бумаге многоэтажный дом и заселить его важными для них людьми: одноклассниками, родителями, друзьями или родственниками. Такая методика помогает изучать расположение учеников друг к другу, к родителям и родным, к друзьям.

Социометрия

На листах бумаги записаны три вопроса. Например:

1. Если ты не знаешь, что задали на дом, к кому из детей класса ты обратишься?

2. Если ты занимаешься интересным делом, кого бы из класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3. Представь, что ты собираешь команду космического корабля, чтобы лететь на Марс. Кого бы ты взял с собой?

Ученики должны выбрать трех одноклассников при ответе на каждый вопрос.

Аукцион

На листах бумаги написаны слова. Например: дружный, недружественный, хороший, плохой, хороший, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный, безответственный, активный, неактивный. Из этих слов ученики должны выбрать те, что лучше характеризует их класс.

Есть еще много интересных и полезных способов исследования как отдельного ученика, так и всего коллектива. Они помогают воспитателю определить направления своей работы, на что больше всего нужно обратить внимание, что изменить в воспитательной работе. Хорошими помощниками в этом могут стать семьи учеников и конечно школьный психолог.

Основы деятельности классного руководителя

Учитель начальной школы, одновременно учит и воспитывает, является и классным руководителем, он должен быть человеком творческим, владеть профессиональными навыками:

  • быть во всем примером, образцом для своих учеников;

  • уметь сочувствовать человеку, понимать ее внутреннее состояние;

  • вызвать у ребенка желание стать лучше, делать людям добро,

  • учитывать индивидуальные особенности детей;

  • уметь развить в ребенке уверенность, успокоить ее, стимулировать к самосовершенствованию;

  • находить необходимый стиль общения с каждым ребенком, пытаться прийти к взаимопониманию, привлечь к себе;

  • иметь авторитет среди детей.

Один из самых трудных аспектов педагогического труда - общение. Благодаря общению осуществляется главное действие педагогического дела: влияние личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать долговременную и эффективное сотрудничество с учениками.

Большое значение для воспитателя имеют невербальные средства педагогического общения. Классный руководитель должен уметь разбираться в мимике и жестах ребенка, анализировать с помощью наблюдений поведение ребенка, связывать результаты наблюдений с внутренним миром, мотивами и намерениями.

Особая сфера проявления коммуникативной функции воспитателя - это умение применять поощрения и наказания для воспитательного воздействия на ученика. Ведь, когда наказание и поощрение справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям. Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить их даже за малейшие достижения, положительные поступки, а не ищет повода для наказания за допущенные ошибки.

Чтобы достичь успеха, классный руководитель должен определить основные принципы воспитания, основываясь на государственных документах, республиканских и районных программах организации воспитательной работы, материалах психолого-педагогической и методической, справочной литературы и перспективного педагогического опыта.

Циклограмма работы классного руководителя

(примерная)

Ежедневно:

• Выяснение причин отсутствия учащихся на занятиях, фиксирование пропусков в классном журнале.

• Беседы с учащимися, опаздывающими на занятия.

• Организация дежурства по классу.

• Индивидуальная работа с учащимися.

• Контроль внешнего вида учащихся.

• Организация питания.

Еженедельно:

• Проведение классных часов.

• Проверка дневников.

• Проведение мероприятий по плану работы.

• Работа с активом класса.

• Контроль за выполнением поручений.

• Организация уборки закрепленной территории пришкольного участка.

• Работа с родителями.

• Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно:

• Проведение бесед по безопасности жизнедеятельности.

• Контроль за состоянием учебников.

• Встреча с родительским активом.

• Посещение учеников дома.

Один раз в четверть, полугодие:

• Оформление классного журнала по итогам четверти, полугодия, составление отчета.

• Заполнение табелей успеваемости и выдача их ученикам.

• Проведение родительских собраний.

• Участие в работе семинара, МО классных руководителей.

• Анализ выполнения плана работы, коррекция плана воспитательной работы.

Один раз в год:

• Анализ воспитательной работы за предыдущий и составление плана работы на следующий учебный год.

• Проведение открытого воспитательного мероприятия.

• Оформление личных дел учащихся.

• Статистические сведения о классе.

• Работа с учебниками (выдача, проверка, сдача).

• Написание характеристики (при необходимости).

Памятка классному руководителю

Нельзя:

  • Постоянно критиковать ребенка, потому что он невзлюбит вас и других людей.

  • Насмехаться над ребенком, потому что она станет замкнутым.

  • Постоянно упрекать ребенка, потому что у него появится чувство безосновательной вины.

  • Постоянно ругать ребенка, потому что он становится агрессивным.

  • Допускать употребление грубых, оскорбительных слов, а тем более физического наказания.

Необходимо:

  • Подбадривать ребенка, тогда он будет уверенным в себе.

  • Хвалить ребенка за хорошие дела, тогда она будет пытаться стать лучше.

  • Обращаться с детьми честно и справедливо.

  • Создавать условия, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.

  • Постоянно поддерживать ребенка, поощрять и понимать его, тогда он будет любить и уважать других.

Дети учатся тому, чему их учат


  • Если дети живут с критикой, они учатся осуждать.

  • Если дети живут с враждой, они учатся драться.

  • Если дети живут со страхом, они учатся бояться.

  • Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя.

  • Если дети живут с насмешками, они учатся быть робкими.

  • Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.

  • Если дети живут со стыдом, они учатся чувствовать себя виноватым.

  • Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.

  • Если дети живут в терпеливости, они учатся терпению.

  • Если дети живут с похвалой, они учатся благодарности.

  • Если дети живут с одобрением, они учатся любить себя.

  • Если дети живут с пониманием, они учатся целеустремленности.

  • Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.

  • Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.

  • Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.

  • Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.

  • Если дети живут в безопасности, они учатся верить в себя и доверять тем, кто рядом с ними.

  • Если дети живут в дружелюбии, они учатся понимать, что мир прекрасен.

Психолог Дороти Лоу Нолт

Важнее то, как мы ведем себя с детьми, чем то, что мы говорим или даже во что верим. Наши ценности передаются через наши поступки. Наши дети наблюдают и впитывают наш образ жизни. Перечисленные выше принципы - это принципы взаимодействия учителя и учеников, родителей и детей.



© 2010-2022