Статья Формирование профессиональных компетенций личности как фактор профессионального становления студенчества

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональных компетенций личности как фактор профессионального становления студенчества.

Казьменко Е.К., преподаватель

ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»

Актуальность темы обусловлена внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование.

Особенностью данных стандартов является учет требований заинтересованных сторон, ориентация на потребителя образовательных услуг. Научный интерес к данной теме связан с изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессионально-личностных качеств.

Профессиональное образование отвечает за качество выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма; знаний новых информационных технологий; способности самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития, соответствуя требованиям времени. Ведь от направленности и эффективности образования зависят перспективы развития человечества.

Профессиональное образование - процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.

Целенаправленная деятельность в профессиональном становлении студентов является важной составной частью образовательных учреждений. Период профессиональной подготовки, вхождение в профессиональную деятельность является одним из важных этапов формирования личности и характеризуется не только активным овладением профессиональных знаний, но и существенными изменениями в ценностных ориентациях обучающейся молодежи.

Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов, их общественная активность, самодеятельность, ответственность. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

Профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста - это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Профессионально значимые качества можно и нужно развивать. Педагогический коллектив способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности, которые являются ведущим фактором профессионального становления студенчества.

Первый курс. Адаптация к образовательному пространству, у студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Второй курс. Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и

личностного развития.

Третий курс. Непосредственное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

Четвертый курс. Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Формированию профессиональных компетенций студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума способствуют различные внеклассные мероприятия:

«День специальности», фестивали проектов, открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии» различного уровня (областного, регионального, всероссийского).

Ежегодное участие в дистанционных олимпиадах по специальным дисциплинам и научно-практических студенческих конференциях: III и IV Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Я-специалист» среди профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования; XV межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Активные вопросы профессиональной и личностной адаптации молодежи»; областная студенческая научно-практическая конференция «Пути познания».

Это участие во всероссийских конкурсах презентаций «Моя будущая профессия», «Я-студент СПО» и всероссийском конкурсе фотографий «Профкадр».

В данных мероприятиях принимали участие студенты учебных групп всех специальностей техникума.

Важным моментом в профессиональном становлении выпускников техникума является сотрудничество с непосредственным работодателем, в нашем случае - представителями ООО «АгроЭко» (специальность «Ветеринария»); СПК «Заря», СХА «Славянская», СХА «Родина Пятницкого» (специальность «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)); ООО «Ростелеком» («Информационные системы» (по отраслям)).

В заключении считаю необходимым отметить, что период обучения в техникуме - это важная часть жизни молодежи, заполненная, не только подготовкой к будущей работе, но и к самостоятельной жизни.

Студенты средних специальных учебных заведений составляют одну из самых активных социально-профессиональных групп молодежи и наша задача за короткие сроки создать необходимые условия для формирования качественно нового типа выпускников: лидеров, людей с новой ментальностью, прогрессивно мыслящих, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры.

Литература.

  1. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. М.:Пер.С.Э; Логос., 2007. 855с.

  2. Машукова Н.Д. Принципы формирования профессиональных стандартов и их сопряженность с образованными стандартами. //Сред. проф. Образование.2002.№1

  3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.:Изд-во УРАО, 2002, 160с.


© 2010-2022