- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа офицера -воспитателя Башурова А. Б
Рабочая программа офицера -воспитателя Башурова А. Б
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Башуров А.Б. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Согласовано Утверждаю
Заместитель начальника АККК Начальник АККК
по воспитательной работе. п-к Донцов В.А.
в/с-на Рембайло А.А. «____»__________2014 г.
«___» __________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
офицера-воспитателя: Башурова А.Б.
«Воспитание личности кадета в Аксайском Данилы Ефремова
казачьем кадетском корпусе »
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
1.Пояснительная записка.
2.Содержание.
3.У.М.П.
4.КИМы.
5.Приложения ( список литературы, дидактические
материалы).
Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
Министерства Обороны Р.Ф.
п-к Рассвет.
Воспитательная система
Аксайского Данилы Ефремова казачьего
кадетского корпуса
Воспитательная система кадетского корпуса - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих: самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.
Аксайский казачий кадетский корпус осуществляет воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:
II ступень - основное общее образование (5-9 классы);
III ступень - среднее (полное) образование (10-11 классы).
Вступление кадетского корпуса в программу по совершенствованию структуры и содержанию общего образования создало предпосылки для повышения уровня обучения, сохранения здоровья детей, для перехода на профильное обучение в старшей школе.
Программу воспитания в Аксайском казачьем кадетском корпусе осуществляют:
коллектив педагогов корпуса;
коллектив офицеров-воспитателей
коллектив педагогов дополнительного образования, реализующих программы дополнительного образования, кружки художественно-эстетического направления, хореография, спортивные секции;
общественность: родители, ветераны Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны;
музейно-выставочный комплекс Аксайского казачьего кадетского корпуса;
органы кадетского самоуправления (Большой кадетский круг);
Приоритетные направления в воспитательной работе
Аксайского казачьего кадетского корпуса:
Военно-патриотическое;
Духовно-нравственное;
Гражданское;
эстетическое.
Психолого-педагогические особенности ранней профессиональной ориентации воспитанника кадетского корпуса
Возможность введения в современных кадетских корпусах семилетнего обучения не является принципиально новым явлением. Российские корпуса и суворовские военные училища (с 1943 по 1970 г.г.) были семилетними интернатами. Новые особенности педагогического и воспитательного процесса определяются современным состоянием педагогической науки и психологической сферы, окружающей подростка до десятилетнего возраста, когда он должен начинать обучение совершенно в ином, нежели домашний, коллективе со своими специфическими особенностями.
Рассмотрим образовательный и психологический аспекты раннего обучения в военно-подготовительном учебном заведении.
С образовательной точки зрения сравним трех и семилетние сроки обучения воспитанников и оценим возможности, открывающиеся при этом.
Начальные стартовые условия. Для десяти- и четырнадцатилетних подростков они будут различны:
1) при семилетнем обучении - в корпус поступают воспитанники, имеющие общее начальное образование (основы русского языка и письменности, арифметики и чтения). В этом случае несложная образовательная база обеспечивает незначительный разрыв образованности поступивших выпускников по сравнению с образовательным разрывом поступивших в СВУ после 8 класса. При этом практически не требуется затрат учебного времени на сглаживание такого разрыва в 5 классе. Под разрывом образованности понимается разность в уровне знаний между лучшими и худшими по успеваемости воспитанниками. В СВУ же первый год обучения (9 класс) затрачивается на выравнивание образовательного уровня воспитанников, пришедших из разных городов и школ. Именно это и привело к необходимости увеличения (в 1992 г.) срока обучения с двух до трех лет;
2) базовые основы среднего образования закладываются в 5-7 классах, по требованиям, установленным в корпусе;
3) основные организационные мероприятия: самостоятельная подготовка, жесткий контроль преподавателей и воспитателей, обязательные и индивидуальные занятия и т.д. позволят выдержать не увеличивающийся (незначительно увеличивающийся) разрыв образованности кадет.
Усложнение программ образования. Педагогическому коллективу проще подготовить базу под усложняющуюся от ступени к ступени программу обучения: начиная обучение с базовых образовательных программ к выпускным классам можно довести уровень образования выпускников до лицейского уровня.
Для незначительного разрыва в образовании воспитанников проще с организационной точки зрения усложнить программу для всего класса, нежели изменять организационную структуру подразделений; однолетки не должны в корпусе разводиться по уровню образования в разные классы, как это имеет место в средних школах, где классы различаются по уровню образования своих учеников.
Профессионализация обучения. Возможности профессионализации обучения вытекают:
- из большего числа часов, которые могут быть использованы на профильные дисциплины,
- из возможности создавать специализированные программы обучения, ориентированные на конкретный ВУЗ .
Психофизиологическое обоснование возможности раннего начала обучения в кадетском корпусе и дальнейшей профориентации дает теория известного в области исследований профессионального развития профессора Д.Сьюпера. Эта теория определяет стадии развития профессиональных качеств следующим образом:
I стадия "пробуждение" (до 14 лет)
а) фаза фантазии (4-10 лет):
- доминанта детских потребностей;
- профессиональные роли проигрываются в детской фантазии;
б) фаза интересов (11-12 лет):
- формирование профессиональных предпочтений;
в) фаза способностей (13-14 лет):
- появление представлений о профессиональной деятельности;
II стадия (15-24 г.)
- индивид, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности, пытается опробовать себя в различных "исследованиях" профессиональных ролях.
Представляет интерес тот факт, что в фазах интереса (особенно) и в фазе способностей (11-14 лет), т.е. 5-8 классы, допустимо и возможно при правильно поставленном воспитательном процессе привить воспитаннику именно тот "нравственный стержень" (или "военную косточку"), который всегда отличает истинного военного, офицера. Примеров тому в Российской армии достаточно.
При этом проще изначально определить сферу его будущих жизненных интересов, привить любовь и уважение к армии и воинскому труду.
В возрасте 9-10 лет у подростка личная самооценка начинает совпадать с мнением учителя. До 16-летнего возраста - период согласованности социальных и индивидуальных норм в оценке собственных возможностей при решении тех или иных задач деятельности. С этого же возраста практически складывается понятие субъективной вероятности успеха последствий выполнения задания.
Единая система образования предусматривает овладение на каждом жизненном этапе (точнее, уровне образования) определенной суммой жизненных знаний, умений и навыков. До 10-летнего возраста ребенок овладевает общими навыками культурного поведения, общения, принципами добра и милосердия, грамотностью и знаниями о природе и мироздании. В возрасте 10-15 лет - основами знаний, представляющими общечеловеческие ценности, приучается к физическому и интеллектуальному труду, проявляет интерес к культурному наследию, может понимать основы компьютерной грамотности. С 15 лет может проводиться первоначальное профессиональное обучение с реализацией в практической деятельности.
В силу сказанного выше, начальное профессиональное воспитание можно начинать с 10-11 летнего возраста. При этом можно рассмотреть следующие этапы профессионального обучения:
1 этап - вводный (5-7 кл.). Основное содержание - знакомство с профессией, формирование профессиональных интересов и мотиваций. Воспитание навыков воинского поведения в повседневной жизни и отношения со сверстниками и старшими, привыкание к укладу воинской жизни.
2 этап - овладение профессией (8-9 кл.). Обучение и развитие умений воспитанника, формирование личных привычек, привитие ответственности за свои поступки, осознание потребности в будущей деятельности. Развитие личностных мотиваций.
3 этап - подготовка и адаптация к непосредственной деятельности (10-11л.). Овладение основами необходимых в дальнейшей деятельности знаний и совершенствования на их основе своих навыков и умений.
Воззрения на психологическое соответствие возрастных способностей воспитанников кадетских корпусов воспринимать предлагаемое военным интернатом обучение и воспитание может быть представлено следующим образом:
При совпадении психофизиологических способностей к профессиональному развитию самого воспитанника корпуса с правильно поставленным профессиональным воспитанием, соответствующим возрастным категориям, сформированная профессиональная ориентация позволит заложить выпускнику корпуса тот нравственно-профессиональный стержень, который требуется в профессиональной современной армии.
Реализация воспитательной работы с кадетами
Аксайского казачьего кадетского корпуса:
Цель воспитательной работы:
Цель воспитательной работы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадет, развитии интеллектуальных возможностей и способностей посредством креативной деятельности, формировании модели личности выпускника Аксайского казачьего кадетского корпуса и на этой основе подготовке кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи воспитательной работы:
-
создание и обеспечение возможностей кадет для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
-
содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
-
воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
-
привлечение кадет к художественной, эстетической деятельности для развития их творческих способностей;
-
дальнейшее развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадет и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
-
оказание психолого-педагогической помощи в адаптации вновь прибывшим кадетам;
-
активизация социально-психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с кадетами и их семьями;
-
развитие форм кадетского самоуправления;
-
укрепление и совершенствование связей с системой дополнительного образования;
-
координация усилий городских и областных структур в организации досуга кадетов.
Основным инструментом реализации концепции воспитательной системы кадетского корпуса является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2020 годы» и реализация основных направлений программы воспитательной работы с учебным отделением.
Основные направления воспитательной работы с учебным отделением:
-
Военно-патриотическое
-
Духовно-нравственное
-
Эстетическое
-
Гражданское
Итогом воспитательной работы с кадетами является формирование модели личности выпускника Аксайского казачьего кадетского корпуса ориентированного на государственную службу на военном или гражданском поприще.
Концепция воспитания личности кадета в кадетском корпусе:
Концепция воспитания воспитанников кадетского корпуса представляет собой современное понимание воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у кадет в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов - соответствующих учебных заведений, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой - интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны. Одной из главных составляющих воспитательной работы в кадетском корпусе, из которой вытекает работа и по другим направлениям воспитания кадет является военно-патриотическое воспитание и проведение работы по военно-профессиональной ориентации воспитанников корпуса.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у кадет гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
• проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания кадет;
• утверждение в сознании и чувствах каждого кадета патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
• создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у воспитанников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
• создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание воспитанником корпуса своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания кадет кадетского корпуса в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
• гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
• общенациональность в государственном масштабе;
• приоритет общественно-государственных интересов над личными;
• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
• патриотизм, преданность своему Отечеству;
• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
• самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм мо-рали и права.
Основополагающие принципы воспитания личности кадета и направления их реализации:
Среди основополагающих принципов воспитания личности кадета, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь всех видов воспитания.
Реализация этих принципов в процессе воспитания личности кадета призвана обеспечить развитие у него нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Гражданственное - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у воспитанников корпуса высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе учебного отделения, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий коллектива учебного отделения, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на личность кадета, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами воспитания личности кадета кадетского корпуса.
Система воспитания личности кадета:
Цель, задачи, содержание и принципы воспитания в кадетском корпусе реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм , методов и средств осуществления этой деятельности.
Система воспитательной работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, учебного отделения и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на воспитательный процесс, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является кадетский корпус. Он организует процесс воспитания кадет на всех уровнях обучения ,начиная с 5-го и заканчивая 11 классом..
Система воспитания личности кадета включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в кадетском корпусе. .
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую офицером-воспитателем, администрацией корпуса, общественными органами и организациями кадетского корпуса, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы).
3. Деятельность средств массовой информации, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем воспитания в кадетском корпусе, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение воспитательной работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы:
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе кадетского корпуса процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультативах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания воспитания в кадетском корпусе, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление воспитанников с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач воспитания личности кадета в условиях кадетского корпуса является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной на-правленности, школы юных моряков, летчиков, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами решаемыми в процессе обучения кадет в кадетском корпусе.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по Основам военной службы, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.
Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности кадета как гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Основные направления и условия повышения эффективности системы воспитания личности кадета:
При определении основных направлений повышения эффективности системы воспитания необходимо:
а) прежде всего, следует исходить из наличия необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Наконец, организатор воспитательной работы офицер-воспитатель) должен иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах кадета, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере воспитания , использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в нее культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению воспитательной работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории воспитанников кадетского корпуса. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания.
Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию модели личности выпускника Аксайского казачьего кадетского корпуса .
Патриотическое воспитание:
Цель воспитательной работы: Героико-патриотическое, интеллектуальное, эстетическое, культурное, физическое и нравственное становление кадет учебного отделения, создание основы для подготовки кадет к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Формирование в течении учебного и воспитательного процесса модели личности выпускника Аксайского казачьего кадетского корпуса.
Направления воспитательной работы:
1) героико-патриотическое воспитание;
2) художественно-эстетическое воспитание;
3) Военно-профессиональная ориентация кадет.
Содержание работы:
Направление героико-патриотического воспитания предусматривает в качестве основных такие формы работы:
а) взаимодействие кадетского корпуса с музейным комплексом «Донского казачества» г.Новочеркасска,музея воинов-интернационалистов г.Новочеркасска, командованием 22 бригады специального назначения (работа на богатом опыте Великой Отечественной войны, подвигах воинов-интернационалистов в Афганистане, богатом боевом опыте воинов 22 ОБРСН и мероприятиях, связанных с реализацией закона РФ «О днях воинской славы (победные дни) России»).
Сложившаяся система использования музейной базы предполагает проведение долговременных методико-патриотических и военно-исторических акций, посвященных выдающимся событиям военной истории, летописи кадетских корпусов. Система военно-патриотической работы включает в себя ежемесячное проведение военно-исторических чтений «История кадетских корпусов России: Имена. Подвиги, Слава», экскурсии и встречи с офицерами и курсантами, ветеранами, цикл вечеров устного рассказа об офицерской службе, красивых воинских ритуалах, связанных с выносом гвардейских знамен, книг Памяти,
б) взаимодействие кадетского корпуса с Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов г.Аксая и г Ростова-на-Дону.
в) взаимодействие с РОСТО (совместно с администрацией кадетского корпуса РОСТО повысил интерес кадетов к военно-прикладным видам спорта).
г) совместные акции с Департаментом по делам казачества и кадетским учебным заведениям, Аксайским городским военным комиссариатом, воинскими частями поселка Степной.
д) проведение традиционных ообщекорпусных мероприятий (посвящение в кадеты, проведение уроков мужества, проведение военно-полевых сборов , боевые стрельбы, еженедельный развод на занятия, участие в городских и областных мероприятиях, выпуск стенных газет и боевых листков).
С целью формирования физического развития и здорового образа жизни кадет программой предусматривается проведение праздников здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий, занятий в спортивных секциях.
Духовно - нравственное воспитание личности кадета:
Кадет и культура:
Представим себе культуру в виде беседки с тремя колоннами.
Одна из этих колонн - уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности.
Вторая колонна - историческое сознание, применительно к кадетам - чувство времени, умение плыть по реке времени, ощущать прошлое и будущее.
Третья колонна - отношение к предметному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные документальные свидетельства эпохи - предметы и памятники, беречь и ценить их.
Эти три колонны стоят на мощном фундаменте, на трех глыбах: Первая такая глыба - эстетическое воспитание. Мы обязательно обращаемся к словам Ф.М.Достоевского, хотя, конечно, дети о нем не имеют никакого представления. Красота спасет мир? Или же не спасет
Вторая глыба - нравственное воспитание. Все очень просто и понятно - это умение ощущать чужую боль, "влезать в чужую шкуру". Но здесь есть некоторая тонкость: если бы это умение действительно было панацеей от безнравственности, то самыми нравственными людьми в обществе были бы актеры, ведь им по роду занятий приходится входить в роль. А мы знаем, что далеко не все из них - эталоны нравственности. Но с другой стороны, ребенок, который не умеет встать на позицию другого человека, который никогда "не влезал в чужую шкуру", потом будет эмоционально-чувственно и нравственно глухим.
Третья глыба - это духовность. Есть явления материальные и явления духовные, и очень важно с малых лет понять это, побывать в Вознесенском кафедральном соборе, ощутить тепло, исходящее от иконы, понять, что сила человеческого духа способна творить чудеса.
Вот этих трех колонн и трех глыб фундамента для воспитания вполне достаточно. Могут спросить: а как же, например, физическая культура? Ведь без нее немыслимо представить культурного человека. На это можно ответить: "Уважение к себе предполагает известный уровень и физической культуры".
Цель и задачи духовно-нравственного воспитнания:
Осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Пути достижения:
1. Уроки обществознания, правоведения, ОБЖ ,основ православной культуры,посещение православных храмов, лекции, беседы, тематические классные часы,диспуты и т.д.
2.Ориентирование структуры комплектования и управления внутреннего порядка и организации жизни воспитанников корпуса на воинские обычаи и ритуалы, сочетание привелигированного светского образования и военной подготовки, принятие торжественной клятвы кадета, экскурсии по историческим местам Донского края участие в парадах войск СКВО, занятия по истории Аксайского кадетского корпуса, кадетских символов и традиций, проведение уроков мужества. Военно-профессиональная ориентация кадет старших(10-11) классов.
3.Целенаправленная воспитательная работа с кадетами учебного отделения по созданию здоровой морально-нравственной атмосферы, уважительного отношения к старшим и товарищам ( (тематические классные часы,беседы,вечера встреч, правовое информирование, диспуты по проблемам общества,) искренняя забота старшиих о младших (кадетское братство).
4.Уроки согласно учебного плана, занятия в системе дополнительного образования.Элективные курсы в рамках профильного обучения.
5.Клубная работа, интеллектуальные игры, кружки по интересам, участие в художественной самодеятельности, индивидуализация обучения, посещение концертов, спектаклей, музеев.
6.Встречи с представителями ВУЗОВ, встречи с выпускниками АККК, проведение социолгических исследований, установление связей с военно-учебными заведениями,психолого-педагогическое сопровождение контингента обучающихся кадет.
7.Занятия по ОВС, изучение элективного курса по ОВС, военно-спортивная подготовка, участие в различных соревнованиях по военно-спортивным видам спорта, учебно-полевые сборы кадет 6(10) классов, просмотр военно-патриотических программ, видео и кинофильмов, участие в ритуалах корпуса и ВКО ВВД.
8.Функционировние системы кадетского самоуправления, выполнение ролей старших кадет и «дядек», организация и проведение баллов, уроков этики и эстетики. посещение музыкальных и художественных салонов, дружеские встречи с девушками из школ и колледжей.
9.Совершенствование элементов обеспечения интеллектуально-воспитывающей среды (библиотека, музей АККК, уроки дополнительного образования, поведение в столовой, размещение в спальной комнате, бытовые условия) посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей. участие в конкурсах и предметных олимпиадах.
10.Мониторинг состояния здоровья кадет медицинской службой ДККК.Физическая зарядка ,уроки физкультуры.Участие в спартакиадах и занятия военно-прикладными видами спорта, тренировки в спортивных секциях.
Критерием эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию личности кадета является его уровень воспитанности .Который определяется согласно диагностической программы изучения уровня воспитанности кадет учебного отделения.
Эстетическое воспитание личности кадета:
Многие проблемы в жизни людей возникают из-за неумения правильно организовать поведение и общение. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способам познания мира также овладевает длительное время, а вот общению и культуре поведения целенаправленно не учится нигде. Доказано, что человек везде и всюду должен помнить о правилах и нормах поведения, с помощью которых регулируются отношения людей, устраняются многие трудности в общении.
Знание этикета необходимо для успешной профессиональной деятельности, установлению контактов, взаимоотношений в семье; именно признание в обществе повышает нашу самооценку, делает нас уверенными в себе, способствует улучшению нашего самочувствия, социализации личности.
Занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые - и учителя, и родители слишком большое значение придают словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя ребят в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам. Необходимость преодоления этих недостатков подводит нас к цели: познакомить с нормами этикета и эффективными способами межличностных взаимоотношений в семье.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие
-
расширить знания об основных правилах этикета и их историческом происхождении;
-
дать практические навыки по сервировке стола, организации домашнего праздника, правилам поведения за столом;
-
познакомить с основами культуры поведения в отношениях между юношами и девушками.
Развивающие
-
способствовать развитию коммуникативных способностей;
-
формировать умения самостоятельно решать проблемы и находить выход из конфликтных ситуаций;
-
способствовать формированию критического мышления, умения предвидеть последствия своего поведения.
Воспитывающие
-
воспитывать уважение к старшим и противоположному полу;
-
способствовать формированию потребности выполнить повседневные нормы этикета.
Программа включает в себя 3 основных блока:
-
БЛОК «Мы живем среди людей»
-
БЛОК «Искусство общения»
-
БЛОК «Культура поведения за столом»
Программа рассчитана на кадет старших классов (9-11 кл.). В этом возрасте растет круг их общения за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола.
Данный курс должен включать в себя 36 занятий. Каждая последующая тема связана с предыдущей, логически вытекает из нее и в то же время представляет собой совершенно самостоятельное занятие. Это связано с тем, что если кто-то из ребят пропустит какое-либо занятие, он без труда сможет включиться в работу на следующем этапе и не почувствует эмоционального дискомфорта.
Методика курса предлагает различные формы организации учебных занятий: игровые тренинги, ролевые игры, проблемные технологии обучения.
Занятия носят комплексный характер: нет деления на практические, теоретические и лекционные формы. Это позволяет проводить занятия на более высоком эмоциональном уровне. В основном используются игровые технологии.
При прохождении курса кадеты должны:
-
знать и стремиться к выполнению основных правил этикета;
-
научиться сервировке стола, приему гостей, правильному выбору подарков;
-
стремиться правильно применять нормы этикета в отношениях со взрослыми, друзьями и лицами противоположного пола.
.
Учебно-тематическое планирование
к программе воспитательной работы с кадетами учебного
отделения 2-1.
на первое полугодие 2014-2015 учебного года.
Н.П
Наименование раздела, тематика и занятия согласно
программы
Кол-во
часов
всего
Кол-во
часов
практ.
1.
2.
3.
Военно - патриотическое воспитание:
1.Знакомство с выдающимися полководцами и военноначальниками России:
1.Беседа с кадетами отделения посвященная выдающемуся русскому полководцу маршалу Советского Союза Г.К.Жукову.
2.Беседа с кадетами посвященная жизни и деятельности фельдмаршала Кутузова М.И.
3.Беседа с кадетами отделения «Великий князь Александр Невский - спаситель земли русской».
4.Беседа с кадетами посвященная выдающемуся русскому полководцу генералиссимусу графу Суворову.
5.Беседа с кадетами «Князь Дмитрий Донской - собиратель земли русской».
6.Беседа с кадетами посвященная жизни и деятельности выдающегося земляка, донского казака генерал-лейтенанта Бакланова Я.П.
7.Беседа с кадетами о жизни и деятельности Донского атамана М.И.Платова.
8.Беседа с кадетами «Покоритель Сибири - донской казак Ермак Тимофеевич.»
2.Изучение с кадетами победных дней - дней воинской славы России.
1.Беседа с кадетами «21 сентября - великий день Куликовской Битвы».
2.Просмотр видеофильма « 1812 год.Нашествие.» посвященн-
ый Отечественной войне 1812-1814 годов.
3.Беседа с кадетами « 5 декабря - день разгрома немецко-фашистских войск под Москвой»; «Подвиг 28 героев-Панфиловцев»
4.Беседа с кадетами «4 ноября -день освобождения Москвы народным ополчением во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским от польских захватчиков».
5.Беседа с кадетами «24 декабря - день взятия русскими войсками под командование А.В.Суворова крепости Измаил».
6.Беседа с кадетами «11 сентября- день морской победы русского флота под командованием Ф.Ф Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тындра».
7.Беседа с кадетами «1 декабря - день выдающейся морской победы русского флота под командованием П.С.Нахимова над турецким флотом у мыса Синоп».
3.Изучение истории создания и развития кадетских корпусов в России:
1.Беседа с кадетами :
« История создания и развития Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса».
2.Беседа с кадетами « Донской кадетский корпус в Египте».
3.Беседа с кадетами « Судьба Российских кадетских корпусов после 1917 года в России и за Рубежом»
4.Беседа с кадетами «Из истории кадетских корпусов России».
5.Тематический классный час «Кадетские традиции - вчера и сегодня».
4.Военно-профессиональная ориентация:
1.Беседа с кадетами «Есть такая профессия Родину защищать».
2.Беседа с кадетами «Военно-учебные заведения России, тре-
бования к поступающим и правила приема».
3.Беседа «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина России».
4.Посещение музея боевой славы 22-ОБРСН и просмотр видеофильма о героях России, воинах бригады.
5.Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской Республики.
6.Диспут с кадетами «В жизни всегда есть место подвигу».
7.Организация встреч кадет с выпускниками корпуса, проходящими обучение в высших военных учебных заведениях России.
5.Организация просмотра кадетами видеофильмов:
--- Крейсер «Варяг»
--- Великая Отечественная
----Они сражались за Родину;
--- Освобождение.
---Офицеры
---А зори здесь тихие
---Александр Невский
---На войне .как на войне
---Звезда
---На безымянной высоте
---Девятая рота
---Грозовые ворота.
---Эскадрон гусар летучих.
---Династия Романовых- Венценосная семья.
--- Документальные фильмы об исторических событиях и личностях России.
6.Гражданственное воспитание:
1.Беседа с кадетами «Государственные символы России».
2.Беседа с кадетами «Институт Президентства в России - гарант конституции».
3.Беседа с кадетами «4 ноября - День народного единства».
4.Беседа с кадетами « История демократии в России, Великий Новгород- первая демократическая республика на территории России».
5.Беседа с кадетами «Законодательная власть в России, порядок выборов депутатов Государственной думы РФ».
Духовно-нравственное воспитание:
1.Духовное:
1.Посещение православных храмов в ст.Старочеркасской
2.Посещение уроков основ православной культуры
3.Класный час на тему «Традиции Русского православного воинства».
4.Беседа с кадетами « Знай край в котором ты учишься- история г.Аксая ».
5.Изучение с кадетами «Казачьих заповедей».
6.Беседа с кадетами « Рождество Христово - главный православный праздник».
7.Организация приема клятвы кадета у воспитанников пос-
тупивших в корпус
8.Изучение с кадетами обязанностей кадета
9.Изучение с кадетами заповедей кадета.
2. Нравственное:
1.Прием зачета у кадет отделения по
знанию «Обязанностей кадета»
2.Анкетирование кадет отделения по вопросу их способности познавать окружающий мир.
3.Диспут с кадетами отделения на тему «Каким должен быть настоящий друг и товарищ».
4.Диспут с кадетами на тему «Свобода и ответственность».
5.Классный час на тему «Я - Гражданин России».
6.Прием зачета у кадет по знанию заветов кадета.
7.Анкетирование кадет отделения с целью составления социометрической карты отделения.
8.Беседа с кадетами на тему «Умеем ли мы общаться».
9.Беседа с кадетами «Относись к товарищу так, как хотел бы ,чтобы он относился к тебе».
10.Проведение психологической диагностики кадет с целью выявления микро групп и социальных связей внутри отделения.
3.Эстетическое:
1.Организация посещения кадетами духового оркестра ,
хорового пения, танцевального кружка.
2.Посещение кадетами музея Донского казачества, Атаманского дворца в г.Новочеркасске.
3.Посещение кадетами спектаклей Донского драматического театра,музыкального театра Ростова-на-Дону
4.Посещение кадетами краеведческого музея Ростова-на-Дону
5.Беседа с кадетами «Воинский этикет, история и традиции».
4.Физическое :
1.Беседа с кадетами « В здоровом теле здоровый дух»
2.Беседа с кадетами « Употребление алкоголя и наркотиков-
путь к деградации личности».
3.Беседа с кадетами «Наркомания - чума 21 века».
4.Организация посещения кадетами спортивных секций по интересам .
5.Беседа с кадетами « История круглого мяча».
Охрана жизни и здоровья:
1.Инструктаж кадет на тему соблюдения правил противопожарной безопасности и действий при пожаре и получении сигнала «Пожарная тревога».
2Организация учета заболеваемости кадет отделения,
анализ причин пропусков занятий по болезни.
3.Инструктивное занятие с кадетами по вопросу соблюдения мер безопасности и правилам поведения на территории ДККК.
4.Инструктивное занятие по правилам дорожного движения и мерам безопасности при переходе проезжей части.
5.Беседа с кадетами Терроризм угроза миру. Как действова-
ть при совершившемся террористическом акте.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
1
1
4
1
3
2
Офицер- воспитатель учебного отделения 2-1 Башуров А.Б.