Классный час на тему Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Потаповская средняя школа №12»















Классный час

Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей.

5-6 класс



Выполнила:

Злыгостева С. Г.

учитель математики

первая квалификационная категория

,









п.Потапово

2014 - 2015учебный год

Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов.

Классный час может быть проведен в системе воспитательной работы с классом по направлению «Ученик и его нравственность», либо приурочен к знаменательной дате «День Таймыра»

Цель:

Воспитание у учащихся доброты, заботы, милосердия, уважения к старшим на примере обычаев и традиций малочисленных народов севера.

Приобщение к системе культурных ценностей родного края.

Задачи:

Познакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Ожидаемый результат:

Продолжили следовать правилам и традициям предков.







Учитель: Обычаи и традиции Севера сформировались и сложились в результате отбора на протяжении длительного времени. В них отражается исторический путь развития народности, стремления и чаяния. Жизнь северных народностей отличается от жизни остальных территорий России. Им приходится в жгучую стужу за сотни километров от жилья выслеживать зверя в тундре, перегонять стада оленей на новые пастбища, часто оставаясь один на один с суровой природой. Поэтому было очень важно соблюдать те обычаи и традиции, которые позволяли человеку выжить. Огдо Аксенова и Любовь Ненянг ярко выразили это в своих стихах.

Ученик: Огдо Аксенова « Древний обычай».

Хочешь охотником быть, мой сын?

С детства запомни обычай мужчин.

Он до тебя установлен веками.

Первой добычей со стариками

беспрекословно делись,

не жалей первой удачи своей.

Гостю отдай, не жалея, вторую.

Истину с детства запомни простую:

Сколько отдашь старикам и друзьям.

Столько добудешь охотою сам.

Ученик: А вот что об обычаях и традициях своего народа пишет Любовь Ненянг в своем стихотворении «Добро рождает добро».

Тебе, наверно, друг мой, невдомек:

Законы тундры избегут забвенья,

Ведь мало ли кого на огонек

Случайно приведет тропа оленья?

И значит надо, что б горячий чай

Ждал путника - пусть он душой оттает,

Любого гостя в тундре привечай,

Запомни: лишь добро, добро рождает.

Да будет гость покоен и здоров!

А ты - богат ли, беден - не причина.

Бывает лишь, что не хватает дров,

Ну, а тепло души неистощимо.

И сам не бойся в тундре заплутать,

Не бойся ветра мерзлого за нюком,

И если ты не зимогор, не тать

В чум ненца забредешь - и будешь другом.

А если в сердце льдинка холодна…

Что ж, Бог тебе судья,

Но только в тундре

Тебе, мой мальчик, будет очень трудно.

И все ж оттает капельку она.

Ученик: Педагогика Севера своими истоками уходит в жизненную практику. Все традиции и обычаи направлены на воспитание личности. В народной педагогике народов Севера отработана система использования обычаев и традиций в воспитании детей.

Ученик: Эвенки издавна почитали огонь. Это источник жизни в тундре. Огонь обладает сверхъестественной силой. При помощи огня очищали от злых духов чумы. Эвенки обращались к огню с просьбами: послать благополучие, здоровье семье, оленьему стаду. Если кто-то из приезжих обстукивал головешку, говорили «Зачем огонь обижаешь».

Ученик: Почиталось у эвенков взаимное гостевание. Хантайские эвенки сохраняли связь с эвенками из Эвенкии. Они ездили друг к другу в гости, обменивались оленями, что имело огромное значение для развития оленеводства.

Ученик: Происходило освежение крови поголовье оленей.

Ученик: Широко был распространен общетунгусский обычай нимат. Мясо убитого зверя делилось между всеми присутствующими при разделе туши, а шкуры охотник отдавал по своему желанию.

Ученик: Существовал обычай материальной поддержки стариков и инвалидов. Кто заготовит топливо, кто наколет дров, принесет мясо, воды. Этот обычай имел важное значение в жизни эвенков. Были одинокие старики, но не было обездоленных.

Ученик: Наставления старших, обычаи ненцев собирала ненецкая писательница Любовь Ненянг. Опубликованы они в книге «Не только бабушкины сказки». Вот некоторые из них о почитании старших.

1) Никогда не поднимай руки на родителей, на старших - иначе в старости с тобой плохо будут обращаться твои и чужие дети.

2) Никогда не отказывай в просьбе старому человеку, иначе жизнь твоя опрокинется.

3) Беги навстречу старому, больному, убогому. Об отце и матери не говори плохо.

4) Свою первую добычу непременно отдай в руки отца или матери, бабушки или дедушки, взрослого человека, что б они порадовались, поделили их с соседями.

Ученик: Как и другие северные народности ненцы почитали гостей, было в традиции народа хорошо принять его: накормить, уложить спать, одарить. Любовь Ненянг в книге « Не только бабушкины сказки» опубликовала следующие наставления.

1) Гостя с пустыми руками, без подарка, не отправляй.

2) Гостя непременно угости чаем: иначе счастье потеряешь.

3) Посуду, которую ты принес от соседей с гостинцем, назад пустой не относи.

Ученик: Обычай гостевания широко распространен у долган. Не столько развлекательный, сколько с целью обмена оленями. Здесь обменивались новостями, подарками. Домашние надевали праздничную одежду. Каждый чувствовал себя как дома.

Ученик: Одной из значительных ценностей у народностей Севера издавна считалась справедливость. Эвенки обычно охотились на зверя вместе, добычу делили поровну. А если у кого было много детей, тому давали побольше, деля добычу, а другим давали поровну. Если кто-то слыл лентяем, тому иного не давали, а кто убивал зверей много тому давали побольше.

Ученик: Для воспитательных традиций каждого народа характерна черта: каждый взрослый, если в том есть необходимость, становится педагогом для своего или чужого ребенка. Может быть, он всего одну минуту будет педагогом, но самое главное - это готовность дать подрастающему поколению добрый урок жизни.

Ученик: Осуждали малочисленные народности Севера зависть, нескромное поведение. Зато поощрялась щедрость, приветливость, взаимопомощь. Исторически это объяснение тем, что суровыми климатическими условиями, отдаленностью от центральных районов России, малочисленностью, общностью обычаев, традиций, нравов этих народов. Общими интересами и задачами борьбы с трудностями, созданием условий для выживания человека.

Ученик: Здесь особенно было важно, что бы люди заимствовали и развивали свои знания и житейски опыт, без чего трудно жить, трудиться в этом суровом крае. Если бы не развивались эти связи, вряд ли бы сумели выжить эти народности. Именно они формировали высокие моральные качества, воспитывали культуру поведения, чувства дружбы, товарищества, позволяли сохранить общность территории, нравов, языка и психического склада.

Учитель: Какие обычаи и традиции северных народностей вы сегодня узнали? Какие наставления старших вы запомнили?

Учащиеся отвечают то, что запомнили.

В классе вывешиваются плакаты.

Никогда не поднимай руки на родителей, на старших - иначе в старости с тобой плохо будут обращаться твои и чужие дети.

Никогда не отказывай в просьбе старому человеку, иначе жизнь твоя опрокинется.

Беги навстречу старому, больному, убогому. Об отце и матери не говори плохо.

Свою первую добычу непременно отдай в руки отца или матери, бабушки или дедушки, взрослого человека, что б они порадовались, поделили их с соседями.

Гостя с пустыми руками, без подарка, не отправляй.

Гостя непременно угости чаем: иначе счастье потеряешь.

Посуду, которую ты принес от соседей с гостинцем, назад пустой не относи.

Плакаты висят на стенах несколько дней, потом можно снять.

Литература: Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра, М.И.Попова, Красноярское книжное издательство, 1993 год.

© 2010-2022