Конспект родительского собрания по теме «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Тема родительского собрания: «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»

Актуальность темы:

Подростковый возраст своеобразен и интересен. Подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет) считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Трудности во взаимоотношениях с подростками объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Задача учителя помочь родителям грамотно оценить проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста.

Цель собрания: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.

Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями подросткового периода.

2. Выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам.

3. Предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.

Область применения: родители обучающихся 8 класса.

Ожидаемые результаты: научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, увидеть проблемы ребёнка в переходном возрасте.

Разработка родительского собрания

«Особенности подросткового возраста.

Как научиться понимать и принимать подростка?»

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками.

Задачи: 1. познакомить родителей с особенностями подросткового периода;

2. выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам;

3. предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.

Оформление: на доске цитаты:

• «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И. Гете);

• «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет» (Л.С. Выготский).

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Психологические возрастные особенности подростка»

Ход собрания



  1. Вступление. Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания.

  2. Тестирование родителей

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?» Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

  1. Родительский всеобуч «Психофизическое развитие подростков»

Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.

Слайд 2. Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам необходимо написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. Приложение 2. (Распечатка для родителей)

Кто-нибудь может, озвучить, что у вас получилось?

Так же подумайте, обсудите, запишите, какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми?

Что у вас получилось?

Все, что вы сказали, верно.

Слайд 3. Посмотрите ассоциации наших с вами детей к этим же терминам.

На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Я вам предлагаю поработать с ними с течение 5-7 минут. Сравните их, применимо к вашим детям. Выделите 7-10 наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке возрастания (один номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения). Что было год, полтора назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? И как?Затем обсудим, что у вас получилось…

Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения, какие приоритеты выделяют для себя именно наши дети.

Слайд 4. Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.

Слайд 5. В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.

Слайд 6. Происходит:

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие:увеличиваются рост и вес

  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

  • Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания

  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Слайд 7. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать "гормональную бурю". Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают Такие физические изменения.

Слайд 8. Формируется новый образ физического "Я".

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые

  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу

  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Слайд 9. Согласно диагностике, дети нашего класса по-разному воспринимают изменения во внешнем облике, происходящим в этом возрасте, но в целом их отношение носит позитивный характер: то есть **% детей эти изменения радуют, **% опрошенных они безразличны (скорее всего здесь, преобладают ответы мальчиков), **% огорчены изменениями во внешнем облике и **% испытывают злость, раздражение в связи с этим.(Диагностика и анкетирование детей проводятся заранее). Приложение 4.

Слайд 10. Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и "Я-концепция".

Слайд 11.Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Слайд 12-13. Проявляется чувство взрослости.

  • В желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.

  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

  • Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

  • взаимная поддержка,

  • помощь в случае нужды,

  • уверенность в друге и доверие к нему,

  • защита друга в его отсутствие,

  • принятие успехов друга,

  • эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.

Слайд 14. В рамках изучения ответственности ребенка за свои совершаемые поступки характерна полярность, а именно: количество опрошенных детей, практически всегда задумывающихся о своих поступках, и, напротив, предпочитающих снимать с себя ответственность за совершаемые действия, представлены в равной степени - **%. Вместе с тем **% детей, по их мнению, лишь иногда несут ответственность за свое поведение.

Вместе с тем оценивать свое поведение со стороны приходилось, по мнению, детей, **%, а **% задумываются об этом лишь иногда, и**% предпочитают не думать об этом.

Слайд 15. Формируется "Я-концепция" ребенка.

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

Внутренний мир.

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно

  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

  • Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Слайд 16. Реальное Я.

  • Представления о собственной внешней привлекательности.

  • Представления о своем уме.

  • Представления о своих способностях в разных областях.

  • Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Слайд 17. Идеальное Я.

Идеальное "Я" может сильно отличаться от реального.

  • При высоком уровне притязаний.

  • При недостаточном осознании своих возможностей.

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .

  • Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.

  • У подростка развивается саморегуляция.

Слайд 18. Учащимся предлагалось оценить свой образ глазами окружающих (родных, друзей). Дети выделяют следующие качества (то есть они считают, что они):

общительный - **%

добрый - **%

злой - **%

открытый - **%

жизнерадостный - **%

искренний - **%

сильный - **%

ленивый - **%

вредный - **%

предатель - **%

уверенный в себе - **%

увлекающийся - **%

смешной (прикольный) - **%

Иными словами детям в данном возрасте в наибольшей степени характерны общительность, доброта, жизнерадостность, открытость новому, в сочетании с уверенностью в себе и склонностью к увлекаемости, авантюризму.

Происходит перестройка и на социальном уровне.

Слайд 19. Общение со взрослыми.

Слайд 20. Общение со сверстниками.

Слайд 21, 22. Особенностью данного возраста является направленность на общение, что отражено и в результатах относительно предпочтительности сферы общения с ровесниками, а именно **% предпочтут пообщаться с друзьями, чем выполнить домашнее задание - **%; подселятся возникшей проблемой или трудностью с другом - **%, опрошенных детей, и лишь **% обратятся к родителям; **% детей предпочитают послушать музыку, чем обратиться к чтению литературы или уходу за животными - **%; пойти с родителями в гости согласятся лишь **%, остальные **% предпочтут остаться дома, поговорить по телефону с другом, или пригласят его домой; Вместе с тем дети считают себя достаточно взрослыми, то есть проявляется чувство взрослости, стараются высказать свое мнение по каким-либо вопросам **%, и лишь треть учеников **% согласятся с мнением родителей и учителей, даже если свое мнение отлично от него.

По результатам диагностики. В случае возникновения трудности ребенок практически в раной мере предпочитает обратиться к родителям **% или к друзья **%. Говоря о досуге, можно сказать, что **% детей предпочитают проводить время с друзьями на улице, **% хотели бы поучаствовать в вечеринке или побывать на дискотеке, и **% заниматься в спортивных секциях.

Слайд 23. Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности,

  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров,

  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • на все требуют доказательств,

  • неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,

  • потребность в общении сменяется желанием уединиться,

  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,

  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,

  • нежность, ласковость бывают на фоне,

  • стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,

  • выбирают себе кумиров,

  • проявляется соревновательный мотив.

  1. Обмен опытом по преодолению проблем подросткового возраста детей (обсуждение ситуаций из жизни)

  1. Практические рекомендации

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

Раздается памятка для родителей. Приложение 3. (Памятка для родителей)

  1. Проект решения родительского собрания

Рекомендовать родителям строить новую тактику общения с детьми, учитывая психофизические особенности подросткового возраста.

Используемая литература:

  1. «Настольная книга классного руководителя» Л.С. Бескоровайная. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001

  2. «Планирование воспитательной работы в классе» под редакцией Е.Н. Степанова, ООО «ТЦ Сфера», 2000

  3. «Родительские собрания» Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2004

  4. Журнал «Зона риска». - Волгоград: Издатель 2006 № 1-6

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок...

а) перестает прислушиваться к мнению родителей;

б) может попасть в плохую компанию;

в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку...

а) о том, что вы хорошо учились;

б) о похожих проблемах и способах их решения;

в) забавные случаи.

3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?

а) не больше часа;

б) около 2 часов;

в) больше 2 часов.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия...

а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;

б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;

в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?

а) отчуждения;

б) употребления алкоголя и наркотиков;

в) ранних половых контактов.

6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о сексе?

а) с 12 лет;

б) с 14 лет;

в) когда он сам начнет задавать вопросы.

7. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?

а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;

б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;

в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.

8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?

а) предложите ему выбрать другое занятие;

б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;

в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция...

а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;

б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;

в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.

10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?

а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;

б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;

в) собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их.

11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?

а) будете искать сигареты в карманах его куртки;

б) строго спросите, не начал ли ребенок курить

в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой сексуальный опыт...

а) признаетесь, что читали дневник, и выскажете свое беспокойство;

б) при случае заведете разговор о контрацепции;

в) вызовете ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.

13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно...

а) просите его меньше общаться с этим другом;

б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;

в) откровенно высказываете свое мнение о нем.

14. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?

а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;

б) «Что у вас произошло?»;

в) «Пожалуйста, не обижай бабушку!».

15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой нам не нравится. Вы...

а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;

б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;

в) подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

5

5

5

5

1

5

1

1

3

3

3

5

3

5

1

б

3

1

3

3

3

3

5

5

5

5

5

3

5

1

3

в

1

3

1

1

5

1

3

3

1

1

1

1

1

3

5

Анализ результатов теста

16-35 баллов - готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным ни казался ребенок, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не стоит поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно ощущать твердые жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.

36-55 баллов - у страха глаза велики. Вы чересчур восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности, наркомании и СПИДе. Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргона - все это вызывает в вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться», в ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и нравоучительные беседы никогда не оправдывают возлагаемых на них надежд. Лучше просто время от времени болтать с ребенком о фильмах и музыке, о каких-то незначительных событиях, исподволь расспрашивая его о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво высказывать свое мнение. Подросток обязательно примет все это к сведению.

56-75 баллов - без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема состоит в излишней требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок всё свободное время пропадает на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации необходимо подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он испытывает тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.



© 2010-2022