Внеклассное мероприятие «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»                 Герфорт В.А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории. Платонова О.Ю.учитель музыки, высшей квалификационной категории. Шушкова С.А. учитель географии, первой квалификационной категории. Цели:  приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.  Задачи: 1. Возрожд...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»

Герфорт В.А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Платонова О.Ю.учитель музыки, высшей квалификационной категории.

Шушкова С.А. учитель географии, первой квалификационной категории.

Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Ведущий: Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Мы очень рады видеть всех вас на нашем Фестивале русских народных обычаев и традиций, на котором каждый класс представит свою страничку о русских праздниках и обычаях.

Ведущий: Когда в деревне в старину устраивались колядки? Совершенно верно, на Рождество. В этот праздник по селу ходили колядовщики, славя молитвами и пением Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова играет солнце.

(Выступление учащихся 4а класса)

Дети

Коляда, коляда, накануне Рождества,

Коляда пришла, отворяй ворота!

Ведущий: Друзья, какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»? Верно, Масленица. Это один из самых веселых народных праздников.

(Выступление учащихся 4а класса)

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько,

С пирогами, с блинами, с вареничками!

Песня «Ой, блины, блины, блины…»

Ведущий: На масленицу устраивали веселые гулянья с играми и шутками.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый ловкий» ( ухваты и горшки).

Ведущий:

Отшумела веселая Масленица, проводил народ зиму и стал ждать весну. Но весна приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают несколько раз. Первая встреча весны приходится на 15 февраля. Это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются впервой», - говорили в народе. В день весеннего равноденствия - 22 марта - вторая встреча весны.

Название "Cороки" не имеет никакого отношения к сорокам: Cорока - не перелетная птица, она всю зиму проводит с нами. Сороки - от слова "40".
Вы знаете, что раньше каждое число имело свое значение: 2 - поминальное; 3 - число круга, приносит счастье, удачу; 4 - самое устойчивое число (похоже на стульчик); четверг - четвертый день недели, считается самым стабильным (в этот день все спорится); 40 - множественное число. 40 = много. В Сороки, 22 марта, к нам из тёплых стран прилетает много птиц: Сколько проталинок - столько и жаворонков.
Знаете ли вы голоса птиц? Догадайтесь, какой птице принадлежит этот голос?

Включается фонограмма с записью голосов птиц, а в случае затруднения у детей с ответом предлагаются загадки-подсказки:

Дети 9 класса:

Ведущий: Самый главный христианский праздник - Светлое Христово воскресение или Пасха. К этому празднику во всех домах наводился идеальный порядок, к праздничному столу готовились самые вкусные блюда (самый длинный пост был завершен). А главными на столе были крашеные яйца, пасхальные куличи и творожная пасха. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей.

(Выступление учащихся 4а класса).

Закличка на Пасху

Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
Аудиозапись "Колокольный звон".

Ведущий: А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!
Под музыку 1 подгруппа детей, цепочкой становятся в полукруг, повернувшись лицом к зрителям.
Дети.
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(Произнося эти строки, дети качают сцепленными руками вперед назад.)
Ведущий:

На 50-й день после Пасхи праздновалась Троица. На Троицу прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. А вот в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, или в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки.

На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Завивали девушки,

Лентой украшали,

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть!»

Хоровод.Игра «Горелки»

Ведущий:

Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку этого обряда, созданного народом в течение многих веков.

Инсценировка «Русская свадьба» (10 класс)

Ведущий:

А знаете ли вы, ребята, почему молодых при выходе из храма осыпали хмелем?

(Хмель - это древний символ плодородия и многочадия).

А что потребно взять невесте с собою в дом жениха?

(Родительское благословение и сундук с приданым).

Был такой старинный обычай - разувание мужа молодой женой. Какой смысл он в себе заключал? (Таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье).

Ведущий: А кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты -

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

А сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке? (Более 20).

А сколько видов пирогов пекли тогда хозяйки-мастерицы? (Не менее 50).

Видите, как богата и разнообразна русская кухня.

Ведущий:

Мы гостей встречаем…

Чаем, чаем, чаем!

Первым делом угощаем…

Чаем, чаем, чаем!

Приглашаем к самоварам…

С чаем, с чаем, с чаем.

И в накладку, и в прикуску…

Чай, чай, чай.

Пейте чай, друзья, по-русски.

Чай, чай, чай.

Ведущий

В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось: «питье доброе, и когда привыкнешь - гораздо вкусно».

Частушки (Угощение гостей)

Ведущий:

Наш фестиваль подошел к концу. Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о русских праздниках, обычаях и традициях. И мы, русские люди, должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Песня «Прекрасное далёко»



3

© 2010-2022