Значение гражданского воспитания в формировании личности выпускника

                                                                                                      Кикина Инга Анатольевна,                                                    преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО ЛО                                                                        «Беседский сельскохозяйственный техникум»        Гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высок...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кикина И.А.

Значение гражданского воспитания в формировании личности выпускника.

Кикина Инга Анатольевна,

преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО ЛО

«Беседский сельскохозяйственный техникум»

Гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность.

Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными, общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Задача образования сводится к тому, чтобы создавать условия для формирования совокупности компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. Общество пришло к осознанию давно всем известной истины: обучение, воспитание, развитие - это три неразрывных составляющих образовательного процесса.(15,2) Нельзя изолировать одно от другого. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Особую актуальность профессиональное воспитание приобретает в новых, изменившихся условиях жизни, когда состояние духовно-нравственной культуры молодежи угрожает национальной безопасности страны (9,5).

В сложившихся условиях перед профессиональным образованием выдвигаются новые требования, важность и острота которых очевидны. Целесообразно ориентироваться на то, что выпускник - это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения - не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек). (12,2) Особый упор следует сделать на единство профессионального обучения и профессионального воспитания, как на процесс формирования профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности.(9,5)

Гражданским обществом, правовым государством востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, ответственность. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в плоскость формирования выпускника как сознательного и активного гражданина страны, созидателя.

Итак, мы видим, что перед профессиональным воспитанием стоит острая проблема гражданского воспитания. Нужно сказать, что воспитание - трудная задача, своеобразный феномен в смысле сложности этого явления как в содержании, так и в оценке.

Анализ методической литературы показывает, что важность изучаемой проблемы осознана на государственном и общенаучных уровнях. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной проблемы в работах классиков отечественной педагогики Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. Основные аспекты гражданского воспитания сформулированы в трудах Ю. К. Бабанского, Н. В. Воскресенской (2), А. М. Новикова (11), В. А. Сластенина (16), Т. П. Беликовой (1).

А. М. Новиков рассматривает воспитание как развитие направленности личности, высший ее уровень, определяет формы и классификацию направленности личности, указывает направления воспитания в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру. Самоотношение образует триаду отношений личности: к своему сознанию, к своей деятельности, к своему телу и далее отношения: к окружающим людям; к обществу в целом; к государству как механизму организации общества; к производству, к природе. Соответственно, направления воспитания как воспитание самоотношения будут следующие: воспитание самосознания; эстетическое воспитание; физическое воспитание; к другим окружающим человека людям - этическое (нравственное) воспитание; к обществу в целом, к государству - гражданское воспитание; к производству - трудовое воспитание; к природе - экологическое воспитание. В основе классификации форм направленности личности А. М. Новиков использует два атрибута психики: сознательность и активность. Одной из важнейших сторон воспитания считает воспитание гражданина, отводя гражданскому воспитанию наибольшую значимость. Гражданское воспитание при этом разделяется на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма, что объясняется выделением отношений человека-гражданина к обществу, государству, к стране. То есть, человек-гражданин это активный участник общественно-политической жизни страны, у него развиты и сформированы стремления: к улучшению и защите страны; к соблюдению установленных государством норм поведения (15,7). Необходимо понимать, что гражданское образование и воспитание не сводится к сумме знаний о государстве, праве, обществе, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни и не укладываются в содержание определенной дисциплины (дисциплин). Оно предполагает воспитание думающих, обладающих определенной информацией, критическим мышлением граждан, и самое главное воспитание мировоззрения личности, ценностей, идеалов, ценностных ориентаций, жизненной позиции и жизненных принципов личности, высшей формы направленности личности - убеждений.

В период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, развиваются личностные качества. Демократическое государство в период пересмотра своих позиций нуждается в новых гражданах. В гражданском образовании идет переход от конфронтации к идеям соприкосновения с бывшими соперниками. Ценным становится развитие следующих личностных качеств обучаемых: гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, интеллигентность, толерантность. В этой связи справедливо дополнение Г. В. Мухаметзянова, что развитие России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с формированием гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям. Духовно-нравственная культура определяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире и обеспечивающая его жизнестойкость (9,5).

Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального воспитания личности, представляя воспитание как динамичную, подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект воспитания становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. Педагогу отводится роль реализации педагогической поддержки, суть и этапы которой раскрыты Г. Б. Коретовым. Воспитатель устанавливает контакт, налаживает продуктивную коммуникацию, разбирается во внутреннем мире обучаемого, выявляет те потребности, интересы, которыми он уже обладает, на этой основе помогает понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития (4,47).

Список литературы:

1.Беликова Т. П. Управление воспитательным процессом среднего специального учебного заведения. :дис., кандидат социол.наук. -Белгород: БГУ, 1999.

2. Гражданское образование; содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С.Шехтера. -М.: Межрегиональная ассоциация за гражданское образование, 2005.-с. 85

3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2008.-с.496

4. Коретов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса.//Педагогика 1999 №3.- с.47

5. Макаев В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. //Педагогика 1999,№4.- с.6-9

6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: дис., доктор пед.наук. -Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ»,2007

7. Медведев П. С. Становление качества жизни студентов в воспитательном пространстве вуза.//Среднее профессиональное образование 2011 № 4.- с.53-55

8. Мудрик А. В., Бодаев А. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Под ред. А. В. Мудрик. -М. 1999.- с.368

9. Мухаметзянов Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике.//Среднее профессиональное образование 2010 №10, с.2-7

10. Мухаметзянов Г.В. Основные тенденции развития профессионального образования. //Специалист. 2009 №11.- с.2-9

11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. -М.: Синтег,2007.-с.668

12. Новиков А. М.Обучение опыта личности.//Специалист. 2010 №8.-с.2-6

13. Новиков А. М. Развитие обучающегося, что же у него развивается?//Специалист 2010 № 9.- с. 2-7

14. Новиков А. М. Об образовательной деятельности обучающегося.//Специалист. 2010 №11.- с.2-5, №12.- с.2-7

15. Новиков А.М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся?//Специалист. 2010. №7.-с.2-7

16. Педагогика профессионального образования:Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2006.-с.368

17. Пятый съезд Союза директоров ССУЗов России. Приоритеты развития НПО и СПО в повышении качества кадров для современной экономики. // Специалист 2009 №7.- с.2-8

18. Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная деятельность: монография. СПб, 2004.-с. 173-176







© 2010-2022