Методическая разработка на тему: Рекомендации по предупреждению суицидальных намерений у детей и подростков

  Рекомендации педагогам по предупреждению суицидальных намерений у детей и подростков.   Адресат: педагог-психолог  ОУ.   Суицидальные намерения у старшеклассников. Юношеский возраст, рассматриваемый в психологии как период нормативного кризиса, характеризуется сложным внутренним миром. Одной из основных задач данного периода развития является формирование и овладение стратегиями поведения в трудных ситуациях. В настоящее время это происходит в условиях социально-психологических, экономических,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рекомендации педагогам

по предупреждению суицидальных намерений у детей и подростков.


Адресат: педагог-психолог ОУ.

Суицидальные намерения у старшеклассников.

Юношеский возраст, рассматриваемый в психологии как период нормативного кризиса, характеризуется сложным внутренним миром. Одной из основных задач данного периода развития является формирование и овладение стратегиями поведения в трудных ситуациях.

В настоящее время это происходит в условиях социально-психологических, экономических, нравственных противоречий, переживаемых нашим обществом.

В результате несовпадения с кризисной ситуацией возникает возможность крайней степени неадаптивного поведения - суицидального.

Разработка мер профилактики аутодеструкции у детей и подростков требует анализа распространённости суицидальных намерений и факторов, провоцирующих их формирование.

Факторы, способствующие возникновению суицидального поведения в юношеском возрасте.

Среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: 1) что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди; 2) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, даём максимальный процент самоубийств.

На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов, но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не отмечается, их рост в возрасте после 13 лет кажется просто огромным.

Среди подростков, обследованных Личко (1983), 32% суицидальных попыток приходится на долю 17-летних, 31% - 16-летних, 21% - 15-летних, 12% - 14-летних, 4% - 12-13-летних.

Чаще всего суицидальные попытки происходят в возрасте от 16 до 18 лет. Половина опрошенных происходили из неполных семей, а 43% из них не получили нормального семейного воспитания; у 53% были трудности в поведении; у 42% были психические нарушения в виде неврозов.

В 38% случаев у родителей подростков отмечались случаи психического заболевания, характеропатии, хронический алкоголизм, в отдельных случаях - противоправные и суицидальные действия; алкогольное опьянение наблюдается в 15% случаев.

Итак, факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения в подростковом возрасте:

1) конституционные личности (акцентуации характера, психопатии);

2) состояние микросоциума: семьи, школы, среды сверстников;

4) наследственная предрасположенность;

5) возрастные особенности подросткового и юношеского возрастов - сензитивность для девиантного поведения;

6) перенесённые в раннем возрасте тяжёлые соматические заболевания;

7) умственная отсталость.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных

мыслей.

1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.

2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.

3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.

4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.

5. Фантазии на тему о своей смерти.

6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).

7. Прямые высказывания типа «Я не могу это выдержать», «Я не хочу жить», «я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».

8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнёте от меня», «Ничего, скоро всё это закончится для меня».

9. Приобретение средств для совершения суицида.

10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.

11. Высказывание тяжёлых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадёжность.

12. Написание прощальных писем.

13. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.

14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.

15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

16. Проявление признаков депрессии.

Признаки депрессии.


- пониженное настроение, глубокая печаль;

- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;

- потеря аппетита, переедание;

- повышенная сонливость, бессонница;

- снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;

- снижение внимания;

- нерешительность;

- апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывающим активный интерес;

- социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;

- негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;

- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

- снижение полового влечения;

- снижение эффективности труда (на работе, в учёбе, в быту);

- нарастание эмоционального напряжения.

Признаки депрессии у детей:


- потеря свойственной детям энергии;

- внешние проявления печали;

- нарушения сна;

- ухудшение успеваемости;

- снижение интереса к общению со сверстниками;

- изменение аппетита или веса;

- страх неудачи;

- чувство неполноценности;

- чувство «заслуженной отвергнутости»;

- низкая фрустрационная толерантность;

- чрезмерная самокритичность;

- агрессивное поведение;

- соматические жалобы.

Признаки депрессии у подростков:


- печальное настроение;

- чувство скуки;

- чувство усталости;

- нарушения сна;

- соматические жалобы;

- неусидчивость, беспокойство;

- фиксация внимания на мелочах;

- чрезвычайная эмоциональность;

- замкнутость;

- рассеянность внимания;

- агрессивное поведение;

- демонстративное непослушание;

- склонность к бунту;

- злоупотребление алкоголем или наркотиками;

- плохая успеваемость;

- прогулы в школе.

Суицидальное поведение у детей и подростков.


Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремлённость, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой и желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков.

1. Переживание обиды, одиночества, отчуждённости и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделённое чувство, ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия; самообвинения.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание товарищам, музыкальным кумирам или героям фильмов.

Особенности суицидального поведения детей и подростков.

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий.

Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают её концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно отъезду. Вместе с тем дети понимают уже, что это очень пугает взрослых и что это воспринимается взрослыми как «очень плохо». Смерть близких осознаётся ребёнком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнёт влиять на всю последующую жизнь ребёнка. Поэтому ребёнку, переживающему смерть близких, необходима специальная помощь по избавлению от чувства вины.

Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается непреодолённый эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают её возможности для себя, не считают необратимой.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают её для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

2. Несерьёзность, мимолётность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. Депрессивные состояния (см. выше).

О работе психологов по проблеме суицидов среди подростков и молодёжи.


По данным Генеральной Прокуратуры РФ и Российского статистического агентства за 1995-2000 гг., число детей и подростков, покончивших с собой, составило 14157 человек.

Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизма или жестокости окружающих.

В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения. Существует много публикаций на данную тему, встречаются фильмы, песни, книги, которые детально обсуждают те или иные аспекты данной проблемы. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или реального самоубийства известного человека (например, Игоря Сорина) в молодёжной среде обязательно происходит подобный случай и увеличивается количества суицидальных попыток.

До сих пор нет современных отечественных исследований о влиянии обсуждения темы суицида на психику и поведение подростков, и поэтому в обоснование своей позиции по данной проблеме специалисты-психологи ссылаются на одного из ведущих специалистов в области сознания и социального влияния Р.Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества собственных суицидов, а также неосторожного поведения, приводящего к несчастным случаям с летальным исходом.

Поэтому в работе с суицидальным событием среди подростков и молодёжи самым важным является предотвращение психического заражения по механизму одной из основных подростковых реакций - реакции имитации. Все случаи суицида действительно должны быть изучены, проанализированы и обсуждены, но только узким кругом специалистов. Психологи категорически против публичных групповых обсуждений данной темы. А профилактику суицидального поведения в учреждениях образования необходимо строить в направлении формирования с аногенного мышления у детей и подростков, а также повышения общей психолого-педагогической компетентности взрослых: родителей, педагогов, работников СМИ.

В случае незавершённого суицида рекомендуется индивидуальная работа специалистов - психиатра, психотерапевта, психолога - с самим суицидентом и с его семьёй. В подростковой среде, где произошёл подобный случай, педагог, пользующийся уважением и доверием ребят, должен добиться развенчания романтического ареола вокруг суицидента. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Поэтому с детьми следует говорить о необратимости факта смерти, подводить к мысли о том, что психически здоровый, благополучный, сильный, ответственный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

В случае завершённого суицида необходима групповая работа с подростками ближайшего окружения самоубийцы, направленная на отрегулирование чувств и обсуждение поисков других возможных выходов из возникшей кризисной ситуации.


Рекомендации по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков.


1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребёнок погружён в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведёт себя педантично и др.

2. Для подростков с подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период - не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.

3. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех - с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

4. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) - жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.


© 2010-2022