Рабочая программа кружка Юный друг природы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ 2 Гавриловская средняя общеобразовательная школа




Рабочая программа кружка

«Юный друг природы»










Учитель начальных классов Пустотина Елена Евгеньевна





2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Данная программа экологического кружка составлена учителем Пустотиной Еленой Евгеньевной на основе опыта внеклассной работы по экологии.

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 1- 4 классов СКК, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

Направления работы над программой:

Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий ( использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.

Практическое направление работы над программой связано с практическими делами ( изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.

Актуальность программы и основные положения экологического воспитания

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.

Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

Интерес к природе;

Знания о природе, воздействии человека на природу;

Позитивная деятельность и поведение в природе;

Цель:

Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности

  • Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

  • Воспитание понимания эстетической ценности природы.

  • Развитие любознательности и желания получать знания.

  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

  • Нравственное развитие личности, воспитание чувств.

  • Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

  • Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

Познавательно-исследовательское:

подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.

- Духовно-творческое:

конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

- Просветительское:

проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;

- Природоохранное:

посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами ; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), уход за родниками .

- Туристско-оздоровительные:

турпоходы; Дни здоровья.

Принципы организации экологического воспитания:

систематичность,

непрерывность,

междисциплинарность содержания

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:

по защите окружающей среды:

борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,

по улучшению природной среды:

озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Режим занятий:

(35 часов - 1 раз в неделю).

Занятия осуществляются в кабинете начальных классов в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.


План работы по программе «Юные друзья природы»

Тема

Содержание занятия

Теоретическое

Практическое

Сроки проведения

1. Вводное занятие

Режим работы

кружка. Ознакомление с планом

Беседа о правилах безопасности

Организация рабочего места

Сентябрь

2. Что такое природа.

3 .Природа и мы.

4. Времена года. Осень

5. Участие во Всемирной неделе в защиты животных.

6.Осень в жизни животных

Экскурсия в парк.

Экскурсия в естественный отдел краеведческого музея

Осень в стихах, пословицах, загадках.


Экологичес

кий конкурс «Наследие природы».

Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки".



октябрь

7. Природа в нашем доме.

8.Разнообразие растений и животных.

9. Фотоконкурс « Природа вокруг нас»

Проект «Вырасти себе друга». Экологический конкурс «Операция Кормушка».

Работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями.


Изготовление кормушек для птиц.

Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас»

ноябрь

10. Зима в природе.

11.Растения зимой.

12.Животные зимой.

13 Конкурс на лучшую зимнюю композицию.

Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время.

Подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме


Изготовление зимних пейзажей и композиций.

декабрь

14, 15.

16,17.

Свойства льда и снега.

Экскурсия в зимний парк

Свойства льда и снега

Изготовление скульптур из снега на школьной площадке.

Январь

18 Эти загадочные животные. 19.Дикие животные. 20Домашние животные.

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями.

Встреча с кинологом.

Оформление альбома « Мы нашли своих друзей»

Февраль

21 Весенние приметы.

22 Весенние радости.


23.День птиц.


24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края.

Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне..


Изучение природы родного края.

Работа в библиотеке.

Птицы весной.




Работа с изданиями о природе Тамбовской области.

Изготовление скворечников.


Участие в празднике

« Дня птиц»

Изготовление «жалобной книги природы»

март

25. «Вода в нашей жизни.


26. Загрязнение природы.

27.Экологические проблемы.

28.Основные сведения об экологии окружающей среды.

Изучение удивительных свойств воды.


Изучение проблем окружающей природы.

Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.

Участие в акции в защиту воды.


Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»

Изучение экологии.

Тамбовской области

Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Уборка школьной территории.

Операция «Чистодвор»

апрель

29. Знакомство с лекарственными растениями

30.Проект с детьми и родителями


30.День Земли.

31.Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли.

32. Экскурсия к реке Ира

( фото)

Лекарственные растения.

Лекарственные растения.




Инструктаж по технике безопасности.

( поведение в природе.)

Изучение лекарственных растений.



История праздника.


Изучение карты

местности, составление маршрута.

Изготовление знаков для обозначения лекарственных растений на территории школы.


Изготовление листовок и плакатов.

Отчет об экскурсии.

май

33.Проекты с детьми и родителями.

34.Экологические акции.


35.Итоговое занятие.

«Капелька»

«Животные в истории моей семьи»

«Школьный двор»



Отчет о работе кружка.




Задание на лето о наблюдении за природой.

Оформление презентаций, альбомов.

Экологическая акция «Посади дерево»

В течение года.


Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.

2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само реализации, самоутверждения, самовыражения.

4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.

5 Формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.

6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.

7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.



Литература:

Информационная.

  1. Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. - 2-еизд. перераб. - М.: Просвещение, 1980.

  5. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.

  6. Герд, С. Мой живой уголок (Текст) - Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.

  7. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

  8. Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. - М.: просвещение, 1986.

  9. Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). - М.: Лесн. Пром-сть, 1888.

  10. Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

  11. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

  12. Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г.

  13. Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). - Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

  14. Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.

Определители, справочники.

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)- Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)

4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

5. «Свет жизни». Пособие для учителей к учебному курсу экологии .

6. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи» . 7.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.Книга для учащихся.-М .Просвещение-1995.

8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников Советская педагогика.-1989.-№ 9.

9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы-М. Педагогика 1981.

10. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 1991.

11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. Начальная школа. - 1991- №11.-Стр.49-52.


© 2010-2022