- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа кружка Юный друг природы
Рабочая программа кружка Юный друг природы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пустотина Е.Е. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ 2 Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа кружка
«Юный друг природы»
Учитель начальных классов Пустотина Елена Евгеньевна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа экологического кружка составлена учителем Пустотиной Еленой Евгеньевной на основе опыта внеклассной работы по экологии.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 1- 4 классов СКК, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.
Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Направления работы над программой:
Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий ( использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.
Практическое направление работы над программой связано с практическими делами ( изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.
Актуальность программы и основные положения экологического воспитания
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
Интерес к природе;
Знания о природе, воздействии человека на природу;
Позитивная деятельность и поведение в природе;
Цель:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
-
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности
-
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
-
Воспитание понимания эстетической ценности природы.
-
Развитие любознательности и желания получать знания.
-
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
-
Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
-
Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
-
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
-
Научить любить природу, правильно её использовать.
-
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
-
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.
- Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
- Просветительское:
проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;
- Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами ; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), уход за родниками .
- Туристско-оздоровительные:
турпоходы; Дни здоровья.
Принципы организации экологического воспитания:
систематичность,
непрерывность,
междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по улучшению природной среды:
озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Режим занятий:
(35 часов - 1 раз в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете начальных классов в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
План работы по программе «Юные друзья природы»
Тема
Содержание занятия
Теоретическое
Практическое
Сроки проведения
1. Вводное занятие
Режим работы
кружка. Ознакомление с планом
Беседа о правилах безопасности
Организация рабочего места
Сентябрь
2. Что такое природа.
3 .Природа и мы.
4. Времена года. Осень
5. Участие во Всемирной неделе в защиты животных.
6.Осень в жизни животных
Экскурсия в парк.
Экскурсия в естественный отдел краеведческого музея
Осень в стихах, пословицах, загадках.
Экологичес
кий конкурс «Наследие природы».
Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки".
октябрь
7. Природа в нашем доме.
8.Разнообразие растений и животных.
9. Фотоконкурс « Природа вокруг нас»
Проект «Вырасти себе друга». Экологический конкурс «Операция Кормушка».
Работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями.
Изготовление кормушек для птиц.
Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас»
ноябрь
10. Зима в природе.
11.Растения зимой.
12.Животные зимой.
13 Конкурс на лучшую зимнюю композицию.
Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время.
Подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме
Изготовление зимних пейзажей и композиций.
декабрь
14, 15.
16,17.
Свойства льда и снега.
Экскурсия в зимний парк
Свойства льда и снега
Изготовление скульптур из снега на школьной площадке.
Январь
18 Эти загадочные животные. 19.Дикие животные. 20Домашние животные.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями.
Встреча с кинологом.
Оформление альбома « Мы нашли своих друзей»
Февраль
21 Весенние приметы.
22 Весенние радости.
23.День птиц.
24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края.
Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне..
Изучение природы родного края.
Работа в библиотеке.
Птицы весной.
Работа с изданиями о природе Тамбовской области.
Изготовление скворечников.
Участие в празднике
« Дня птиц»
Изготовление «жалобной книги природы»
март
25. «Вода в нашей жизни.
26. Загрязнение природы.
27.Экологические проблемы.
28.Основные сведения об экологии окружающей среды.
Изучение удивительных свойств воды.
Изучение проблем окружающей природы.
Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.
Участие в акции в защиту воды.
Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»
Изучение экологии.
Тамбовской области
Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.
Уборка школьной территории.
Операция «Чистодвор»
апрель
29. Знакомство с лекарственными растениями
30.Проект с детьми и родителями
30.День Земли.
31.Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли.
32. Экскурсия к реке Ира
( фото)
Лекарственные растения.
Лекарственные растения.
Инструктаж по технике безопасности.
( поведение в природе.)
Изучение лекарственных растений.
История праздника.
Изучение карты
местности, составление маршрута.
Изготовление знаков для обозначения лекарственных растений на территории школы.
Изготовление листовок и плакатов.
Отчет об экскурсии.
май
33.Проекты с детьми и родителями.
34.Экологические акции.
35.Итоговое занятие.
«Капелька»
«Животные в истории моей семьи»
«Школьный двор»
Отчет о работе кружка.
Задание на лето о наблюдении за природой.
Оформление презентаций, альбомов.
Экологическая акция «Посади дерево»
В течение года.
Предполагаемые результаты реализации программы.
1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.
2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само реализации, самоутверждения, самовыражения.
4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.
5 Формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.
6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.
7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.
Литература:
Информационная.
-
Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
-
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990.
-
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.
-
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. - 2-еизд. перераб. - М.: Просвещение, 1980.
-
Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.
-
Герд, С. Мой живой уголок (Текст) - Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.
-
Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
-
Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. - М.: просвещение, 1986.
-
Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). - М.: Лесн. Пром-сть, 1888.
-
Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
-
Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г.
-
Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). - Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.
-
Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.
Определители, справочники.
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)- Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)
4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
5. «Свет жизни». Пособие для учителей к учебному курсу экологии .
6. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи» . 7.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.Книга для учащихся.-М .Просвещение-1995.
8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников Советская педагогика.-1989.-№ 9.
9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы-М. Педагогика 1981.
10. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 1991.
11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. Начальная школа. - 1991- №11.-Стр.49-52.