Последний урок биологии (урок-мастерская) Тема: » Метамофозы или превращения в жизни»

На этой неделе школа прощается с вами, совсем скоро прозвенит для вас Последний звонок. А за окном – последняя школьная весна, и класс наполнен ароматом цветущих вишен, сирени, черемухи.   Я так завидую сейчас вам, вашему состоянию души: вас переполняют новые планы, впереди – такая долгая, такая интересная, невероятно увлекательная жизнь.   Мы с вами долгих семь лет изучали самое удивительное и прекрасное явление природы – явление жизни,  «жизнь» во всех ее проявлениях,   И мне очень хотелось бы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Последний урок биологии (урок-мастерская)

Тема:»Метамофозы или превращения в жизни»

Цели и задачи:

Образовательные:

Развивающие:

1.Развитие аналитических умений (умение работать с текстовой и видеоинформацией, анализировать ее, определять главные аргументы).

2.Развитие коммуникативных умений (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов).

3.Развитие творческих умений и навыков в генерации альтернативных решений.

4.Развитие социальных умений (оценка поведения людей, умение слушать, толерантность по отношению к чужому мнению).

Воспитательные:

1.Воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, «безграничной ответственности по отношению ко всему, что живет…».

2.Формирование активной гражданской позиции учащихся, их способности совершать значимые поступки в своей жизни и жизни окружающих.

Наглядно - методическое обеспечение:

Технология урока: урок - мастерская

на столах - вазы с первыми весенними цветами (обязательно черемуха и сирень - аромовосприятие);

5.на столах - на подставках для книг - альбомный лист с темой урока , чистые листы-заготовки с неоконченной фразой или последняя тетрадь.

I. Индукция.

Звучит запись »Звуки природы . Скворец», затем меняется на «Голоса природы фортепиано»

- на экране кадр: «Последний урок биологии».

1. Учитель обращается к ученикам:

На этой неделе школа прощается с вами, совсем скоро прозвенит для вас Последний звонок. А за окном - последняя школьная весна, и класс наполнен ароматом цветущих вишен, сирени, черемухи.

Я так завидую сейчас вам, вашему состоянию души: вас переполняют новые планы, впереди - такая долгая, такая интересная, невероятно увлекательная жизнь.

Мы с вами долгих семь лет изучали самое удивительное и прекрасное явление природы - явление жизни, «жизнь» во всех ее проявлениях,

И мне очень хотелось бы знать, как вы оцениваете свою собственную жизнь, как вы соизмеряете ее с другой жизнью, например, с жизнью поющего сегодня в вашу честь на ветке соловья (действительно уже прилетели соловьи!) или с жизнью, распустившей почки березы?

2. Последний урок по биологии я назвала ………………………. А впрочем я предлагаю вам самим определить тему нашего урока , тем более она имеет отношение к нашим последним событиям- окончанию школы., вам помогут 6 подсказок (открывается перечень подсказок):


  • латинская;

  • музыкальная;

  • поэтическая;

  • сказочная;

  • загадочная;

  • визуальная.

1.Латинская подсказка - это, разумеется, наш эпиграф.

У: Глядя на любого из вас, я могу с уверенностью повторить слова Вергилия: "Quantum mutatus ab illo!"

(Слова Вергилия означают: "Как он изменился по сравнению с прежним!")

Поделитесь вашими ассоциациями , связанными со словами Вергилия - выдающегося поэта "золотого века" римской литературы, жившего в первом веке до нашей эры.

2. Музыкальная .

Обратимся к нашей второй подсказке. Она музыкальная .Может быть она поможет вам чуток приблизиться к главной идее урока .

фрагмент "Весеннего танго" В.Миляева, в котором есть такие слова: "Приходит время - с юга птицы прилетают, снеговые горы тают - и не до сна! Приходит время - люди головы теряют. И это время называется - весна!")

Что изменилось в классе? Чувствуете весеннее настроение? Вижу- появились умилительные выражения на лицах юных философов, уже настроившихся на серьезные размышления, и важная для определения темы мысль о том, что на смену зиме приходит весна, меняется настроение людей, а потом все снова повторяется.)

3.Поэтическая . Следующую подсказку нам предлагает Надсон в своем четверостишии…(читает ученик)

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…

После этих строк поразмышляем о том……..что все в этой жизни изменчиво и преходяще… ( предварительное задание ученикам)

И запишем в свою последнюю тетрадь по биологии.

4.Сказочная. ( фрагмент "Балета невылупившихся птенцов" М. Мусоргского - там хорошо чувствуется идея развития

После лирических размышлений мы отправимся в сказочный мир и в качестве очередной подсказки прочитайте фрагменты с детства знакомых сказок (фрагменты на листочках на партах): что объединяет эти фрагменты , поразмышляйте над ними.

…уложила она царевича спать, да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась девицей-красавицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо, ударила в ладоши и закричала громким голосом…

…помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: "Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!.." И только таковы слова она молвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого… Много ли, мало ли времени лежала она без памяти - не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой.

"…они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!.." И он поплыл навстречу прекрасным лебедям… "Убейте меня!"- сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но, что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?

-Узнали ли вы сказки и их героев, что объединяет эти фрагменты….. Запишите ключевые ассоциации в свою тетрадь о жизни.

4.Загадочная .

Перейдем к загадочной подсказке: в этой шкатулочке то , что в биологии традиционно является символом развития. (Если угадали - из шкатулки торжественно достается куриное яйцо. Если про яйцо не вспомнили - можно поиграть в "да" - "нет". )

Символ развития в биологии.

  1. О нем говорится по поводу неожиданного смелого выхода из какого-нибудь затруднительного положения, по поводу неожиданного остроумного решения вопроса.

  2. То, что формой напоминает такой предмет.

  3. на английском языке « Egg»

  4. Женская половая клетка, развивающаяся в новый организм после оплодотворения.

  5. яйца курицу не учат - i paperi menano a bere le oche

5. Визуальная . "На пороге зрелости"

А теперь Посмотрите и послушайте видеофрагмент и найдите то единственно точное слово, объединяющее все наши эпиграфы.

Наконец-то добрались до темы.(слов, вероятно, будет все-таки два - "метаморфозы" или "превращения".

Так и запишем на доске и в тетрадях: «метаморфозы или превращения в жизни»

II.Анализ темы .

1)Этимологический

-являются ли эти слова синонимами? (предположить, а затем работа со справкой)

Этимологическая справка

В русском языке приставка "пре" имеет разные значения:

1) высокой, высшей степени чего-либо (прекрасный, пренеприятный);

2) интенсивности или полноты действия (преисполниться, преувеличить).

Существительное "вращение" обычно связывают с круговым движением.

Глагол "превратиться" означает: "принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным". Толковый словарь русского языка

Слово "метаморфоза" имеет греческое происхождение. Первая составная часть слова - "meta" означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, а вторая часть - "morphe" обычно относится к виду, форме, образу.

Таким образом,

под метаморфозой обычно понимают превращение, преобразование чего-либо, полную, совершенную перемену. Словарь иностранных слов и выражений.

2)Литературный

Давайте вернемся к сказочным отрывкам и убедимся , что в каждом из них есть свои метаморфозы

Какую роль сыграла любовь в этих превращениях ?

Какое значение имели эти метаморфозы в жизни героев?

Мудрость

Красота

Милосердие

Любовь

Страх

Отвага

3).Аналитический

работа со стихотворением Николая Голя "Монолог зоолога"

Кем угодно можно в жизни стать,
но нельзя не быть самим собою!
Пусть козе захочется летать -
ей не стать вовеки стрекозою.
Каждому свой вид, свой цвет, свой срок
дан природой - не поспоришь с нею.
У сороконожки - сорок ног.
Две людские - в сорок раз быстрее…
Тут уж не до ссор, не до обид,
каждому свое предназначенье.
Кто родился ползать - не взлетит.
Гусеница - это исключенье.

Николай Голь

"расщепление материала". - посмотрите на стихотворные строки "глазами биолога". Выделим биологическую составляющую этого стихотворения: перечислим факты, выводы, предположения, которые можно найти в строках и между строк.

А теперь - взгляд философа на эти же строки. Зачем нужен полет? Необходимо ли всем стремиться взлететь?

(При этом наши философы четко разделятся на оптимистов и пессимистов,

на тех, кто безоглядно верит в себя и

на тех, кто готов всю жизнь провести в шкурке гусеницы…)

Полет иногда ---это короткий миг перед падением. Полет-это стремление, это развитие .

4). Символическиий.

А)Достаю большой пакет солнечно-желтого цвета. В этом пакете - мой (учительский!) символ развития. (Ребятки заинтригованы! Думаем…)

Б)Достаю семена. Попутно поясняю, что они все на вид одинаковые и не совсем понятно, что из них вырастет: может, злаки, а может - сорняки.

В)Всходы злаков:А дальше будут всходы злаков: ровненькие, ярко-зеленые, очень красивые и нежные. Впрочем, среди них уже заметны те, которые послабее, и те, которые мощно тянутся вверх. Задумались…

Г)А еще дальше будут колосья - очень-очень разные . Вот он - результат! Про роль наследственности можно не говорить - все ясно без слов.

Д)А дальше будет мука и хлеб. Весьма любопытные мысли о жерновах жизни, которые перемалывают зернышки и даже о том, что только через трудности (и, может быть, даже через потерю своей сущности) из нас получается что-то путное… Молчим…

строки Д. Кугультинова читает ученик на фоне презентации.

Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..
Я знаю: мир, в конце концов,
Поблек бы, если б зерна эти
Не изменялись, и отцов
Всего лишь повторяли дети…

Ну что, философы, согласимся или будем спорить?

Конечно вы хотите убедить меня в том, что вы будете другими: активнее, смелее, ярче! Вы непременно должны лучше и увереннее летать!

Вы готовы к трудностям и к следующим метаморфозам!)

Да кто ж спорит с вами?! Удачного полета вам, птенцы!

5.Рефлексия . Мы сегодня говорили о жизни.

И. Северянин «Блестящая поэза»:

Я жить хочу совсем не так, как все,

Живущие, как белка в колесе,

Ведущие свой рабий хоровод,

Боящиеся в бурях хора вод.

Я жить хочу крылато, как орел,

Я жить хочу надменно, как креол,

Розя, грозя помехам и скользя

Меж двух соединившихся нельзя.

Я жить хочу, как умный человек,

Опередивший на столетье век,

Но кое в чём вернувшийся назад,

По крайней мере, лет на пятьдесят.

Я жить хочу, как подобает жить

Тому, кто в мире может ворожить

Сплетеньем новым вечно старых нот,-

Я жить хочу, как жизнь сама живет!

1921г.

(Создается ситуация помощи в самоутверждении личности, утверждении своего собственного «Я».

Срабатывает внутренний источник саморазвития.)

Как надо жить? Кого считают великими людьми? Не так-то просто ответить на этот простой вопрос.

Того, кто умеет найти свой собственный путь и всегда последовательно идти своим путем?

Того, кто умеет реализовать полностью заложенные в человеке потенции добра и таланта?

Того, кто отдает себя без остатка служению людям и умеет преуспеть в этом бескорыстном служении?

А вероятней, того, кто совмещает в своей личности и своем пути все это и еще многое…

На этой неделе школа прощается с вами. Прощаюсь с вами и я, ваш учитель биологии. Позвольте на прощание, в последний раз задать вам домашнее задание:

-На экране кадр: Домашнее задание:

«Достойно прожить дарованную вам жизнь!»

А утром в день своего «Последнего школьного звонка» вы обязательно подойдите к маме, человеку, подарившему вам жизнь, и найдите для нее самые нежные, самые добрые и самые ласковые слова благодарности за то, что все долгих 11 лет школьной жизни она была всегда рядом: терпеливо водила вашим пальцем по страницам «Букваря», щедро смазывала зеленкой коленки после ваших первых спортивных побед, пила таблетки, провожая вас на первые экзамены, это ей вы доверяли свои школьные тайны и переживания, ей рассказали о своей первой любви…

Помните своих школьных учителей, открывших для вас потрясающе красивый мир поэзии чисел, законов мироздания, высокой нравственности и душевной щедрости.

-На экране кадр: фотография педагогического коллектива

В добрый путь, дорогие мои выпускники!

- на экране мелькают кадры удивительных мгновений фоторепортажей о природе

Доверительный стиль общения, откровенность и искренность подчеркивают полное равноправие участников как собеседников - это ведущие принципы педагогики сотрудничества.)

Урок, к сожалению, приближается к финалу.

Вернитесь к теме урока,

еще раз загляните в этимологическую справку и

на прощание напишите небольшое эссе на тему: "Мои метаморфозы".

Включаю тихую музыку "Размышления" Ж. Массне из оперы "Таис"), и пока мои философы увлеченно пишут о том, что не успели сказать, я буду думать о своих учительских метаморфозах, и о том, что я тоже хочу летать!


6


© 2010-2022