- Преподавателю
- Классному руководителю
- Последний урок биологии (урок-мастерская) Тема: » Метамофозы или превращения в жизни»
Последний урок биологии (урок-мастерская) Тема: » Метамофозы или превращения в жизни»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кваша Л.А. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Последний урок биологии (урок-мастерская)
Тема:»Метамофозы или превращения в жизни»
Цели и задачи:
Образовательные:
Развивающие:
1.Развитие аналитических умений (умение работать с текстовой и видеоинформацией, анализировать ее, определять главные аргументы).
2.Развитие коммуникативных умений (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов).
3.Развитие творческих умений и навыков в генерации альтернативных решений.
4.Развитие социальных умений (оценка поведения людей, умение слушать, толерантность по отношению к чужому мнению).
Воспитательные:
1.Воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, «безграничной ответственности по отношению ко всему, что живет…».
2.Формирование активной гражданской позиции учащихся, их способности совершать значимые поступки в своей жизни и жизни окружающих.
Наглядно - методическое обеспечение:
Технология урока: урок - мастерская
на столах - вазы с первыми весенними цветами (обязательно черемуха и сирень - аромовосприятие);
5.на столах - на подставках для книг - альбомный лист с темой урока , чистые листы-заготовки с неоконченной фразой или последняя тетрадь.
I. Индукция.
Звучит запись »Звуки природы . Скворец», затем меняется на «Голоса природы фортепиано»
- на экране кадр: «Последний урок биологии».
1. Учитель обращается к ученикам:
На этой неделе школа прощается с вами, совсем скоро прозвенит для вас Последний звонок. А за окном - последняя школьная весна, и класс наполнен ароматом цветущих вишен, сирени, черемухи.
Я так завидую сейчас вам, вашему состоянию души: вас переполняют новые планы, впереди - такая долгая, такая интересная, невероятно увлекательная жизнь.
Мы с вами долгих семь лет изучали самое удивительное и прекрасное явление природы - явление жизни, «жизнь» во всех ее проявлениях,
И мне очень хотелось бы знать, как вы оцениваете свою собственную жизнь, как вы соизмеряете ее с другой жизнью, например, с жизнью поющего сегодня в вашу честь на ветке соловья (действительно уже прилетели соловьи!) или с жизнью, распустившей почки березы?
2. Последний урок по биологии я назвала ………………………. А впрочем я предлагаю вам самим определить тему нашего урока , тем более она имеет отношение к нашим последним событиям- окончанию школы., вам помогут 6 подсказок (открывается перечень подсказок):
-
латинская;
-
музыкальная;
-
поэтическая;
-
сказочная;
-
загадочная;
-
визуальная.
1.Латинская подсказка - это, разумеется, наш эпиграф.
У: Глядя на любого из вас, я могу с уверенностью повторить слова Вергилия: "Quantum mutatus ab illo!"
(Слова Вергилия означают: "Как он изменился по сравнению с прежним!")
Поделитесь вашими ассоциациями , связанными со словами Вергилия - выдающегося поэта "золотого века" римской литературы, жившего в первом веке до нашей эры.
2. Музыкальная .
Обратимся к нашей второй подсказке. Она музыкальная .Может быть она поможет вам чуток приблизиться к главной идее урока .
фрагмент "Весеннего танго" В.Миляева, в котором есть такие слова: "Приходит время - с юга птицы прилетают, снеговые горы тают - и не до сна! Приходит время - люди головы теряют. И это время называется - весна!")
Что изменилось в классе? Чувствуете весеннее настроение? Вижу- появились умилительные выражения на лицах юных философов, уже настроившихся на серьезные размышления, и важная для определения темы мысль о том, что на смену зиме приходит весна, меняется настроение людей, а потом все снова повторяется.)
3.Поэтическая . Следующую подсказку нам предлагает Надсон в своем четверостишии…(читает ученик)
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…
После этих строк поразмышляем о том……..что все в этой жизни изменчиво и преходяще… ( предварительное задание ученикам)
И запишем в свою последнюю тетрадь по биологии.
4.Сказочная. ( фрагмент "Балета невылупившихся птенцов" М. Мусоргского - там хорошо чувствуется идея развития
После лирических размышлений мы отправимся в сказочный мир и в качестве очередной подсказки прочитайте фрагменты с детства знакомых сказок (фрагменты на листочках на партах): что объединяет эти фрагменты , поразмышляйте над ними.
…уложила она царевича спать, да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась девицей-красавицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо, ударила в ладоши и закричала громким голосом…
…помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: "Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!.." И только таковы слова она молвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого… Много ли, мало ли времени лежала она без памяти - не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой.
"…они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!.." И он поплыл навстречу прекрасным лебедям… "Убейте меня!"- сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но, что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?
-Узнали ли вы сказки и их героев, что объединяет эти фрагменты….. Запишите ключевые ассоциации в свою тетрадь о жизни.
4.Загадочная .
Перейдем к загадочной подсказке: в этой шкатулочке то , что в биологии традиционно является символом развития. (Если угадали - из шкатулки торжественно достается куриное яйцо. Если про яйцо не вспомнили - можно поиграть в "да" - "нет". )
Символ развития в биологии.
-
О нем говорится по поводу неожиданного смелого выхода из какого-нибудь затруднительного положения, по поводу неожиданного остроумного решения вопроса.
-
То, что формой напоминает такой предмет.
-
на английском языке « Egg»
-
Женская половая клетка, развивающаяся в новый организм после оплодотворения.
-
яйца курицу не учат - i paperi menano a bere le oche
5. Визуальная . "На пороге зрелости"
А теперь Посмотрите и послушайте видеофрагмент и найдите то единственно точное слово, объединяющее все наши эпиграфы.
Наконец-то добрались до темы.(слов, вероятно, будет все-таки два - "метаморфозы" или "превращения".
Так и запишем на доске и в тетрадях: «метаморфозы или превращения в жизни»
II.Анализ темы .
1)Этимологический
-являются ли эти слова синонимами? (предположить, а затем работа со справкой)
Этимологическая справка
В русском языке приставка "пре" имеет разные значения:
1) высокой, высшей степени чего-либо (прекрасный, пренеприятный);
2) интенсивности или полноты действия (преисполниться, преувеличить).
Существительное "вращение" обычно связывают с круговым движением.
Глагол "превратиться" означает: "принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным". Толковый словарь русского языка
Слово "метаморфоза" имеет греческое происхождение. Первая составная часть слова - "meta" означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, а вторая часть - "morphe" обычно относится к виду, форме, образу.
Таким образом,
под метаморфозой обычно понимают превращение, преобразование чего-либо, полную, совершенную перемену. Словарь иностранных слов и выражений.
2)Литературный
Давайте вернемся к сказочным отрывкам и убедимся , что в каждом из них есть свои метаморфозы
Какую роль сыграла любовь в этих превращениях ?
Какое значение имели эти метаморфозы в жизни героев?
Мудрость
Красота
Милосердие
Любовь
Страх
Отвага
3).Аналитический
работа со стихотворением Николая Голя "Монолог зоолога"
Кем угодно можно в жизни стать,
но нельзя не быть самим собою!
Пусть козе захочется летать -
ей не стать вовеки стрекозою.
Каждому свой вид, свой цвет, свой срок
дан природой - не поспоришь с нею.
У сороконожки - сорок ног.
Две людские - в сорок раз быстрее…
Тут уж не до ссор, не до обид,
каждому свое предназначенье.
Кто родился ползать - не взлетит.
Гусеница - это исключенье.
Николай Голь
"расщепление материала". - посмотрите на стихотворные строки "глазами биолога". Выделим биологическую составляющую этого стихотворения: перечислим факты, выводы, предположения, которые можно найти в строках и между строк.
А теперь - взгляд философа на эти же строки. Зачем нужен полет? Необходимо ли всем стремиться взлететь?
(При этом наши философы четко разделятся на оптимистов и пессимистов,
на тех, кто безоглядно верит в себя и
на тех, кто готов всю жизнь провести в шкурке гусеницы…)
Полет иногда ---это короткий миг перед падением. Полет-это стремление, это развитие .
4). Символическиий.
А)Достаю большой пакет солнечно-желтого цвета. В этом пакете - мой (учительский!) символ развития. (Ребятки заинтригованы! Думаем…)
Б)Достаю семена. Попутно поясняю, что они все на вид одинаковые и не совсем понятно, что из них вырастет: может, злаки, а может - сорняки.
В)Всходы злаков:А дальше будут всходы злаков: ровненькие, ярко-зеленые, очень красивые и нежные. Впрочем, среди них уже заметны те, которые послабее, и те, которые мощно тянутся вверх. Задумались…
Г)А еще дальше будут колосья - очень-очень разные . Вот он - результат! Про роль наследственности можно не говорить - все ясно без слов.
Д)А дальше будет мука и хлеб. Весьма любопытные мысли о жерновах жизни, которые перемалывают зернышки и даже о том, что только через трудности (и, может быть, даже через потерю своей сущности) из нас получается что-то путное… Молчим…
строки Д. Кугультинова читает ученик на фоне презентации.
Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..
Я знаю: мир, в конце концов,
Поблек бы, если б зерна эти
Не изменялись, и отцов
Всего лишь повторяли дети…
Ну что, философы, согласимся или будем спорить?
Конечно вы хотите убедить меня в том, что вы будете другими: активнее, смелее, ярче! Вы непременно должны лучше и увереннее летать!
Вы готовы к трудностям и к следующим метаморфозам!)
Да кто ж спорит с вами?! Удачного полета вам, птенцы!
5.Рефлексия . Мы сегодня говорили о жизни.
И. Северянин «Блестящая поэза»:
Я жить хочу совсем не так, как все,
Живущие, как белка в колесе,
Ведущие свой рабий хоровод,
Боящиеся в бурях хора вод.
Я жить хочу крылато, как орел,
Я жить хочу надменно, как креол,
Розя, грозя помехам и скользя
Меж двух соединившихся нельзя.
Я жить хочу, как умный человек,
Опередивший на столетье век,
Но кое в чём вернувшийся назад,
По крайней мере, лет на пятьдесят.
Я жить хочу, как подобает жить
Тому, кто в мире может ворожить
Сплетеньем новым вечно старых нот,-
Я жить хочу, как жизнь сама живет!
1921г.
(Создается ситуация помощи в самоутверждении личности, утверждении своего собственного «Я».
Срабатывает внутренний источник саморазвития.)
Как надо жить? Кого считают великими людьми? Не так-то просто ответить на этот простой вопрос.
Того, кто умеет найти свой собственный путь и всегда последовательно идти своим путем?
Того, кто умеет реализовать полностью заложенные в человеке потенции добра и таланта?
Того, кто отдает себя без остатка служению людям и умеет преуспеть в этом бескорыстном служении?
А вероятней, того, кто совмещает в своей личности и своем пути все это и еще многое…
На этой неделе школа прощается с вами. Прощаюсь с вами и я, ваш учитель биологии. Позвольте на прощание, в последний раз задать вам домашнее задание:
-На экране кадр: Домашнее задание:
«Достойно прожить дарованную вам жизнь!»
А утром в день своего «Последнего школьного звонка» вы обязательно подойдите к маме, человеку, подарившему вам жизнь, и найдите для нее самые нежные, самые добрые и самые ласковые слова благодарности за то, что все долгих 11 лет школьной жизни она была всегда рядом: терпеливо водила вашим пальцем по страницам «Букваря», щедро смазывала зеленкой коленки после ваших первых спортивных побед, пила таблетки, провожая вас на первые экзамены, это ей вы доверяли свои школьные тайны и переживания, ей рассказали о своей первой любви…
Помните своих школьных учителей, открывших для вас потрясающе красивый мир поэзии чисел, законов мироздания, высокой нравственности и душевной щедрости.
-На экране кадр: фотография педагогического коллектива
В добрый путь, дорогие мои выпускники!
- на экране мелькают кадры удивительных мгновений фоторепортажей о природе
Доверительный стиль общения, откровенность и искренность подчеркивают полное равноправие участников как собеседников - это ведущие принципы педагогики сотрудничества.)
Урок, к сожалению, приближается к финалу.
Вернитесь к теме урока,
еще раз загляните в этимологическую справку и
на прощание напишите небольшое эссе на тему: "Мои метаморфозы".
Включаю тихую музыку "Размышления" Ж. Массне из оперы "Таис"), и пока мои философы увлеченно пишут о том, что не успели сказать, я буду думать о своих учительских метаморфозах, и о том, что я тоже хочу летать!
6